Блокадная подстанция

Тип статьи:
Авторская

"… вдруг закричали: «Ребята, победа, ура, ура!» <… > Оказывается, зазвенел трамвайные звонок и прошёл трамвай, который всю зиму стоял на Большом проспекте. Если бы видели, сколько было радости!"

В. И. Павлова, «Блокадная книга»

К началу войны в Ленинграде действовало 20 тяговых подстанций. В дни Блокады от артобстрелов пострадали 17 зданий. 3 января 1942 г. в осаждённом городе была прервана подача электричества, и трамвайное движение остановилось. Его восстановление стало стратегически важной задачей, и для проведения восстановительных работ с фронта отозвали ряд специалистов.

К 8 марта 1942 г. восстановили и подготовили к работе три подстанции: Центральную (№11), Клинскую (№15) и Василеостровскую (№20), возродив грузовое движение.

11 апреля 1942 г. Ленгорисполком выпустил Решение №65-48 «О возобновлении пассажирского трамвайного движения». Был утверждён регламент движения: с 6:30 до 21:30 и пять маршрутов.

Схема движения была разработана так, чтобы в любой конец города можно было попасть не более, чем с одной пересадкой. Из пяти запущенных маршрутов для четырёх (№3, №7, №9, №12) на значительном протяжении давала ток подстанция №11 «Центральная» на наб. р. Фонтанки, 3А.

Её зона питания простиралась от Литовской улицы (от завода «Светлана» на пр. Энгельса) на севере до улицы Марата в центре города. На территории подстанции размещалась также ремонтная база, позволившая за 1942 г. ввести в эксплуатацию порядка 65 питающих линий (фидеров). А на 1 января 1943 г. протяжённость восстановленных ею кабелей составляла 201 км.

Блокадная подстанция. Сквозь пелену времени

Дежурство на подстанциях велось круглосуточно. Дежурные:
  • производили отключение и включение фидеров,
  • следили за режимом работы подстанции,
  • осуществляли контроль за нагрузкой фидеров и агрегатов.

При этом важно отметить, что на подстанциях были изъяты все монтажные и оперативные схемы, сняты все пояснительные надписи и плакаты, закрашены номера (для того, чтобы информация не была доступна в случае захвата вражеской армией), что значительно усложняло работу обслуживающего персонала.

А также:

  • участвовали в тушении пожаров,
  • обезвреживали зажигательные бомбы,
  • помогали работникам Рембазы ремонтировать оборудование,
  • свозили на кладбища умерших,
  • помогали, чем могли, семьям погибших товарищей,
  • выходили на улицы ликвидировать короткие замыкания на контактной сети.

Письменный стол, стул, настенные часы дежурного электромонтёра из тяговой подстанции №15 «Клинская» (на Можайской ул., д. 19), которая первая подала напряжение на контактную сеть и обеспечила движение транспорта, можно увидеть в здании подстанции №11 «Центральная».

Блокадная подстанция. Сквозь пелену времени

Сюда приходят родственники бывших работников, приносят документы из личных архивов.

Блокадная подстанция. Сквозь пелену времени

Блокадная подстанция. Сквозь пелену времени

Это самая ранняя их сохранившихся в городе советских тяговых подстанций. Она была построена в 1931-32 гг.

В машинном зале размещались выпрямители, щит управления и распределительное устройство постоянного тока напряжением 600 В. В отдельных камерах располагались силовые трансформаторы.

Блокадная подстанция. Сквозь пелену времени

Распределительное устройство переменного тока напряжением 6кВ занимало два этажа: в верхнем находились шинные полки, в нижнем — коридор управления и взрывные камеры масляных выключателей.

При всех новых подстанциях имелись кабельный подвал, помещение для аккумуляторной батареи, двухэтажная трансформаторная мастерская и башня для резервуара с водой, а также небольшая жилая часть.

В XXI в. историческое здание хотели переделать в отель. Но в 2016 г. градозащитники добились включения подстанции в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. «Центральную» передали Большому Санкт-Петербургскому Государственному Цирку, сотрудники которого подготовили в неотапливаемом помещении выставку «Сквозь пелену времени».

Экспозиция рассказывает не только о труде работников подстанции, но и об артистах цирка, которые поднимали боевой дух и вносили свой вклад в победу.

Блокадная подстанция. Сквозь пелену времени

Блокадная подстанция. Сквозь пелену времени

Среди разноцветных цирковых софитов, принесённых с манежа, стоит «немецкий танк». На подобном клоун Карандаш показывал репризу «Как фрицы на Москву наступали».

Блокадная подстанция. Сквозь пелену времени

Блокадная подстанция. Сквозь пелену времени

На стенах — цитаты, фотографии, афиши...

Блокадная подстанция. Сквозь пелену времени

Блокадная подстанция. Сквозь пелену времени

Работа над экспозицией продолжается. К 9 мая 2020 г. планируется обустроить второй этаж и открыть новые выставочные пространства.

Т. к. в здании нет электричества и отопления, то оно пока не является общедоступным музеем. Экскурсии проводятся в памятные даты. Следить за объявлениями можно в группе ВКонтакте: Первый в мире Музей циркового искусства.

Карта:
Баннер:
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"