Дворцовая церковь в Царском Селе

Тип статьи:
Авторская
Источник:

С 13 апреля 2019 года в Екатерининском дворце Царского Села открыт новый экскурсионный маршрут, который охватывает отреставрированную церковь Воскресения Христова и часть личных апартаментов великого князя Павла Петровича.

Вход в Церковный флигель находится рядом с Лицейской аркой. Посещение возможно только с экскурсоводом в группах не более 15 человек.

1. Церковь Воскресения Христова

«Церковь Воскресения Христова была заложена 8 августа 1745 года, освящена 30 июля 1756 года архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским Сильвестром в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Первоначальный проект разработали архитекторы Андрей Квасов и Савва Чевакинский, но окончательный проект был сделан по чертежам Франческо Растрелли.

За годы своего существования церковь реставрировалась после пожара 1820 года архитектором Василием Стасовым и в 1863 году после второго пожара – архитектором Александром Видовым.

Этот храм связан с важнейшими событиями в жизни венценосных особ: здесь проходило венчание членов императорской семьи, придворных (Екатерина II любила проводить здесь обряды венчания своих фрейлин, великая княжна Мария Павловна-младшая в 1908 году венчалась с принцем Швеции Вильгельмом); крещение младенцев императорского Дома, родившихся в Царском Селе, среди которых были будущие императоры Николай I и Николай II» [http://www.tzar.ru/news/1555074795].

Екатерининский дворец. Церковь Воскресения Христова

«Во время Великой Отечественной войны интерьер серьезно пострадал от разрушений и разграблений – были похищены почти все иконы, утрачен центральный плафон. В начале 1950-х, после первоочередных консервационных работ, церковь приобрела экспозиционный вид. До конца 1990-х годов посетители Екатерининского дворца могли видеть знаменитый интерьер с хоров во время обзорной экскурсии.

Екатерининский дворец. Церковь Воскресения Христова

В 1993 году институт «Ленпроектреставрация» под руководством главного архитектора проекта Александра Александровича Кедринского разработал проект реставрации, который предусматривал полное воссоздание церкви. В 2015-м, когда появилась финансовая возможность возродить интерьер, музей принял принципиальное решение использовать методику консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат (в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест). Главная задача мастеров заключалась в том, чтобы максимально сохранить подлинность отделки».

Екатерининский дворец. Церковь Воскресения Христова

Говоря проще, реставраторы ничего не дорисовывали. Места, где живопись и иконы утрачены, просто затонировали.

Интересные находки:

  • в папье-маше нашли записки с именами мастериц Акулины Никифоровой и Параскевы Максимовой,
  • в алтарной части за обшивкой иконостаса обнаружили аккуратно сложенные детали золоченого декора (182 фрагмента).

После осмотра церкви снизу, посетители поднимаются на хоры, где в царские времена отличившиеся лицеисты могли присутствовать на молебнах вместе с императорской четой.

Екатерининский дворец. Церковь Воскресения Христова. Хоры

2. Предхорная

Название логично вытекает из месторасположения зала рядом с хорами.

«Согласно плану В. И. Неелова, комната имела два окна, выходящие во двор, и еще два, обращенные к Дворцовой церкви. В конце XVIII века Ч. Камерон разделил Предхорную на два помещения: «комнату, что подле Церкви» и «уборную Великого князя Павла Петровича». Окна в церковь были тогда заложены.

В. П. Стасов, занимавшийся перепланировкой интерьеров дворца в 1844–1845 годах, следуя пожеланиям императора Николая I, убрал перегородку и вновь превратил Предхорную в просторную светлую комнату, стены которой были оклеены обоями и завершены лепным золоченым фризом. В 1894 году в Предхорной появился золотистый шелк с тканым рисунком, изображающим фазанов и лебедей. Эта ткань, утраченная в годы Великой Отечественной войны, была выткана на фабрике братьев Сапожниковых по образцу уникального французского шёлка ручной работы, изготовленного на лионской мануфактуре Ф. де Ласаля (1720–1808) в последней трети XVIII века» [http://tzar.ru/objects/ekaterininsky/churchanteroom].

Екатерининский дворец. Предхорная

Убранство зала было восстановлено после войны по чертежам XIX века. Интересно, что в фондах музея сохранился шёлк братьев Сапожниковых, который использовали для обивки мебели.

Екатерининский дворец. Предхорная

3. Китайская голубая гостиная

Название связано с тем, что стены зала в течение полутора веков были затянуты голубым китайским шёлком, украшенным пейзажами и жанровыми сценками. Интерьер был создан в 1783 году Ч. Камероном, которой в основном сохранил оформление В. И. Неелова.

Екатерининский дворец. Китайская голубая гостиная

Во время Великой Отечественной войны были утрачены медальоны, китайский шёлк, стенное зеркало, мраморный камин, а также живописный плафон, который был написан заново по чертежам Камерона.

Екатерининский дворец. Китайская голубая гостиная

4. Парадная голубая гостиная

Это самая большая и нарядная комната в апартаментах, созданных Ч. Камероном в 1779–1783 годах. После пожара 1820 года архитектор В. П. Стасов сохранил первоначальную планировку и архитектурно-декоративное убранство гостиной.

Екатерининский дворец. Парадная голубая гостиная

Во время войны шелковая обивка стен, живописный плафон и вставки, а также большая часть живописных медальонов фриза погибли или были похищены, двери, каминные и стенные зеркала уничтожены, архитравы каминов разбиты, а кариатиды лишились голов и рук.

Реставрационные работы вернули Парадной Голубой гостиной её первоначальный облик.

Екатерининский дворец. Парадная голубая гостиная

Сразу за гостиной слева находится дверца лифта.

Екатерининский дворец. Лифт

6-7. Скульптурный и Живописный кабинеты

«В 1781–1783 годах «Уборная Ее Высочества» (великой княгини Натальи Алексеевны), созданная В. И. Нееловым, была разделена по проекту Ч. Камерона деревянной перегородкой. На её месте возникли два небольших кабинета великой княгини Марии Фёдоровны. Первый из них предназначался для занятий живописью и получил название Живописного; во втором великая княгиня занималась лепкой и резьбой по кости, и он именовался Скульптурным» [http://tzar.ru/objects/ekaterininsky/artroom].

Екатерининский дворец. Скульптурный и Живописный кабинеты

8. Опочивальня Марии Фёдоровны

Изначально здесь находилась опочивальня великой княгини Натальи Алексеевны, оформленная в начале 1770-х годов В. И. Нееловым. Позднее Ч. Камерон перестроил её для второй супруги Павла Петровича. Созданная им в 1780-х годах отделка сохранилась до наших дней с небольшими изменениями, внесёнными архитектором В. П. Стасовым при восстановительных работах после пожара 1820 года.

Екатерининский дворец. Опочивальня Марии Фёдоровны

9. Камер-юнгферская

Здесь дежурили камер-юнгеферы — придворные дамы, в чьи обязанности, среди прочего, входила забота о гардеробе императрицы.

Екатерининский дворец. Камер-юнгферская

10. Малая проходная комната

Екатерининский дворец. Малая проходная комната

Экспозиция открыта с 10.00 до 18.00, кроме вторника и последнего понедельника месяца.

Стоимость билетов от 120 до 250 р.

Карта:
Баннер:
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"