Ферапонтов монастырь. Музей фресок Дионисия

Мне трудно писать о Ферапонтовом монастыре, какие слова подходят, чтобы рассказать о чуде? Уникальный, неповторимый, восхитительный? Да, безусловно. Но Ферапонтов монастырь – место, где остро ощущается присутствие душ тех, кто создавал его, украшал и хранил век за веком.

Ферапонтов монастырь

Более шестисот лет насчитывает история обители, с тех пор как сюда пришёл в поисках уединения её основатель. Величественная красота этого места запала ему в душу раньше, когда Ферапонт по делам Симонова монастыря, послушником которого был, обошёл пешком Белозерье. «И обрете место близ езера Паское зовомо, другое же езеро повыше того Бородавское… весьма красно место то и угодно на жительство паче инех мест».

Со скромной деревянной кельи преподобного Ферапонта началась обитель, которой суждено было на несколько столетий стать центром не только культурно-просветительского, но и политического влияния. Сюда к игумену Мартиниану приезжает за благословением на военный поход за возвращение московского княжеского престола Василий II Тёмный. Впоследствии посещать для богомолья Ферапонтов монастырь становится традицией для великих князей и княгинь, здесь бывали Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Их примеру следуют представители знати, церковные владыки.

Пожар уничтожил деревянную церковь Рождества Богородицы, построенную ещё при Ферапонте, в 1408 году. Игумен монастыря, архиепископ ростовский Иоасаф, выделил средства на постройку каменной церкви. Пригласил он для этого ростовских мастеров, которые и возвели собор с главным престолом в честь Рождества Богородицы и приделом святителя Николая.

Расписывать новый храм пригласили знаменитого иконописца Дионисия с сыновьями Владимиром и Феодосием. Об этом свидетельствует надпись, сохранившаяся в софите северной двери: «В лето 7010 месяца августа в 6 на Преображение Господа нашего Исуса Христа начата бысть подписывана церковь. А кончана на 2 лето месяца сентявреа в 8 на Рождество Пресвятыа владычица нашыа Богородица Мариа. При благоверном великом князе Иване Василиевиче всеа Руси, при великом князе Василие Ивановиче всеа Руси и при архиепископе Тихоне. А писци Деонисие иконник с своими чады. О, владыко Христе, все царю, избави их господи мук вечных».

Музей фресок Дионисия

Поразительно, что огромная площадь стен – 600 квадратных метров — была расписана тремя мастерами за 34 дня! Сначала наносился слой специальной штукатурки – левкаса, по разглаженному и высохшему левкасу наносили рисунок древесным углем, затем по контуру рисунок обводили «чернилом».

Многие годы бытовал миф, что краски, которыми работали Дионисий и сыновья, были ими сделаны из гальки, собранной на берегу озера. Но исследования, проведённые учёными, доказали, что это не так. Иконописцы пользовались дорогими привозными красками, они давали чистые и нежные тона. Их названия звучат как журчание воды в ручье: лазорь, червлень, киноварь, белила, празелень…

В росписях храма Рождества Богородицы преобладает синий небесный цвет – «стенописная лазорь», приготовляемая из минерала лазурита. Прозрачный зелёный – празелень — краска из группы натуральных земель (веронская, богемская земля и др.), красящим началом которых является минерал глауконит. Но одно из главных мест в росписи занимает белый цвет, который давали свинцовые белила.

Музей фресок Дионисия

Церковь посвящена событию радостному – рождению Матери Божьей – и утончённые, высокие фигуры святых, их прекрасные лики, светлые краски фресок создают ощущение праздничное и вместе с тем торжественное. Не зря их создатель ещё в молодые годы заслужил репутацию «мастера преизящного»

Музей фресок Дионисия

Музей фресок Дионисия

На представленных в музее изображениях святых очевидна разница в манере письма Дионисия и его сына Феодосия.

Музей фресок Дионисия

Эту работу Дионисий выполнил без оплаты, чудесные фрески были его пожертвованием монастырю на вечное поминание, то есть до тех пор, покуда стоит храм Рождества Богородицы. Впоследствии имя иконописца никогда больше не упоминается в документах, возможно, он вскоре умер. Есть еще мнение, что за какое-то время до кончины Дионисий принял монашеский постриг и остаток дней провел в безмолвии и молитвах.

XVI столетие, когда страна была разорена и опустошена опричиной царя Ивана IV и эпидемией чумы, стало временем расцвета для Ферапонтова монастыря. Многие бояре из страха перед ограблением или конфискацией отдавали своё движимое и недвижимое имущество монастырям. В заклад шли земли и имения, деньги и драгоценности, иконы и богослужебные книги. Вкладчик до конца жизни продолжал пользоваться имуществом, во вкладных записях часто встречается такая формулировка: «А покамест Бог продлит живота, и архимандриту пожаловати меня вон не высылати». Вкладная книга Ферапонтова монастыря, начатая в 1534 году, упоминает среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других.

Монастырь расстраивается, возводится церковь Благовещения с трапезной, каменные служебные постройки. Но о том, чтобы превратить обитель в крепость, обнеся её мощными стенами, монахи не позаботились. Видимо, рассчитывали на заступничество святых и на непроходимые леса и болота, раскинувшиеся вокруг на много вёрст. Однако земля полнилась слухами о богатстве Ферапонтова монастыря, ставшего к началу XVII века крупнейшим вотчинником Белозерья – ему принадлежало несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян. Лакомый кусок для польско-литовских вооружённых отрядов, грабивших русские земли. Из-за отсутствия укреплений Ферапонтов монастырь стал для них лёгкой добычей, был разорён и частично сожжён в 1614 году.

Белозерье в первой половине XVII века пребывало в запустении: селения разграблены, жители убиты, что отразилось и на Ферапонтовом монастыре. Только 25 лет спустя после «литовского разорения» было возобновлено каменное строительство. В середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта, церковь Мартиниана, колокольню.

Но этот новый подъём в жизни обители не был долгим, во второй половине XVII века положение опять ухудшилось. Отчасти это было связано с тем, что сюда был сослан опальный патриарх Никон. Общение с братией обители патриарху было запрещено, Богоявленская надвратная церковь стала его домовым храмом. К ней примыкала келья, в которой, по устному преданию, Никон жил некоторое время. Ссылка продлилась десять лет, и всё это время на монастырскую казну ложилось тяжкое бремя содержания не столько самого Никона и его помощников, сколько его охраны: стрельцов и приставов.

Пребывание Никона в Ферапонтове было последним ярким событием в истории монастыря. Его посещало всё меньше паломников, он обеднел. Денег не хватало на первоочерёдные нужды братии, о поновлении храмовой живописи и мечтать не приходилось. Этому обстоятельству мы обязаны тем, что фрески Дионисия избежали поздних записей.

Музей фресок Дионисия

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода, а церкви стали приходскими. В XIX веке сильно уменьшившуюся в размерах монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924. В 1930-х года здесь возник Музей фресок Дионисия, но долгие десятилетия научная работа в нём не велась. Охрану памятника культуры нёс один сторож, о котором до сих пор тепло вспоминают работники музея. Этому человеку удалось сохранить старинные здания от вандализма, но не от разрушительного действия времени.

По счастью, нашлись учёные -реставраторы, которые сумели разработать методику очистки фресок от скопившейся на них грязи: птичьего помёта, плесени, копоти, пыли. Долгий кропотливый труд по расчистке и закреплению красочного слоя занял тридцать пять лет. Увы, из тех, кто положил жизнь на то, чтобы мы могли любоваться прекрасной стенной росписью храма Рождества Богородицы, в живых осталось лишь двое. Они и сейчас, не смотря на почтенный возраст, приезжают каждый год проверить состояние фресок, но последователей у них нет. Так что экскурсовод настоятельно призывала нас приезжать и любоваться прекрасными творениями Дионисия пока есть такая возможность.

В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Карта:
Баннер:
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"