Йоэнсуу

Тип статьи:
Авторская

Вокруг Ратушной площади

С западной стороны к зданию ратуши примыкает обширная Ратушная или Торговая площадь (Tori). К юго-западу от неё — Квартал Искусств. Здесь собраны лавки художников и ремесленников, галереи. Проводятся мастер-курсы по изготовлению предметов народного творчества. На балконе одного из зданий, обращённого к площади сидит печальный ангел в образе большого неуклюжего крылатого младенца и с грустью взирает на веселящуюся толпу.


Чуть западнее на Торговую площадь выходит здание Культурно-исторического центра «Carelicum», в котором размещаются краеведческий музей, посвящённый Северной Финской Карелии и городской информационный центр. Кареликум был построен в 1992, а затем обновлён и капитально переделан в 2010–2011 г. на средства Европейского сообщества архитектурным бюро «Аркадия» под руководством Мартти Айттапельто, и превратился в один из самых современных и интерактивных музейных центров Финляндии.

С западной стороны площадь ограничено ещё одним музейным комплексом. В его основе бывшее здание гимназии, возведённое ещё в 1894 Теодором Деккером. Музей был открыт в этом здании в 1962, когда город Йоэнсуу получил по завещанию коллекции аптекаря Олави Туртиайнена и госпожи Арлы Сёдерберг. В 1962 и 1974 годах бывший профессор искусствоведения Онни Окконен передал в дар музею ещё одну богатую коллекцию. В результате сформировался музей, в котором, среди прочего, представлены работы таких выдающихся финских художников рубежа XIX и XX вв., как Гуго Симберг и Альберт Эдельфельд. К музею примыкает Художественный центр Ahjo, в котором распложены 2 галереи, которые называются Sysi и Koksi, и в которых проходят выставки, сменяющиеся обычно раз в 3 недели и организуются всевозможные «кросс-культурные» хепенинги.

На площади возле музея — несколько интересных скульптур. Например, уютно разместившаяся среди цветочной клумбы рысь — один из символов Финляндии. Она выполнена из интересной комбинации камня и металла: тело из светлого гранита и бронзовые уши. Или громадная деревянная ряпушка («Ukko-muikku») (Лассе Куурила, 2008). Или усевшийся на краешке скамейки волк в мужицких сапогах, жестом приглашающий присесть по-соседству. Эту скульптуру, созданную скульпторами Эйей Хяннинен и Хенной Оннела (Eija H?nninen, Henna Onnela) в 2006–2007, так и называют: «Susi kosiomatkalla» или «Kosiosusi» то есть «Волк, предлагающий место».

На северной стороне Торговой площади разместился гостиничный комплекс, представленный всеми основными финляндскими гостиничными сетями. Рядом — бронзовая фигура обнажённой девушки. Скульптура называется «Дочь канала» (Kanavatytt?patsas) и была создана учеником Вяйнё Аалтонена скульптором Таисто Мартискайненом в 1963. Работая над фигурой финской девушки, Мартискайнен сознательно отталкивался от всемирно известного образа Венеры Милосской. Отсюда и отсутствие рук у бронзовой финки, которую называют иногда «Венерой из Йоэнсуу».


Вдоль Церковной улицы

Как и в других многоконфессиональных городах окраинных частей Российской империи, центр Йоэнсуу прорезала в XIX столетии Церковная улица (Kirkkokatu) или Николаевская (Nikolainkatu), как называлась она во времена Российской империи, с двух противоположных сторон которой, так сказать, друг против друга, были возведены два храма: лютеранский и православный. О Лютеранской церкви, построенной по проекту Йозефа Даниэля Стенбека в 1901–1903 г., мы поговорим особо. Пока — несколько слов о православном храме или, точнее говоря, храмах.

Православная церковь св. Николая Чудотворца была срублена из дерева по проекту петербургского епархиального архитектора Г.И. Карпова (1824–1900) ещё в 1886–1887 гг. в стиле пригородных «дачных» храмов рубежа XIX и XX вв., которых немало сохранилось ещё в окрестностях Петербурга. Это характерное здание эпохи историзма, обыгрывающее традиционные элементы русской церковной архитектуры, такие как шатровые завершения купола и колокольни, отмеченные условными кокошниками, воспринятыми из строительной практики московского барокко XVII столетия. Храм украшен типичной для второй половины XIX века пропильной резьбой, придающей ему несколько нарочитую, «дачную» декоративность.

Неподалёку от Никольской церкви, на соседней Торговой улице (Kauppakatu), целый квартал занимает Православный культурный центр (Ortodoksinen Kulttuurikeskus). Здесь проходят выставки, посвящённые жизни православной Финляндии, нередко выставляются интересные экспозиции, посвященные иконописи… Так что, в каком то смысле, культурный центр в Йоэнсуу частично выполняет функции закрытого на реставрацию православного музей в Куопио.


Работает здесь и православная семинария, которая ведёт своё происхождение от православной семинарии в Сортавале (1918–1939), в 1940–1957 действовавшей в Хельсинки, в 1957–1961 в Кирконумми и в 1961–1988 в Куопио. В Йоэнсуу она функционирует с 1988. Недавно у семинарии появился свой храм, возведённый в 1994–1997 по проекту Илкка Валкама и Антеро Туркки. Он называется церковью св. Иоанна Богослова и Карельских Учителей и возведён по образцу храма Панагия Халкеон (??????? ???????) или церкви Божией Матери Медников 1028 года постройки в Фессалониках в стиле, характерном для средневековой Греции.

К северу от этого средоточия православной жизни раскинулось городское кладбище. Удобнее всего заходить на него с улицы Мира или Rauhankatu. На эту улицу выходит и фасад кладбищенской часовни построенной по проекту Юхани Вийсте с элементами неоклассического стиля в 1934 г.

В сквере у входа на кладбище — мемориал, посвящённый советско-финским войнам, в состав которого входят два интересных памятника. Первый был создан в 1953 г. Армасом Тирроненом и включает в себя группу из трёх фигур. Скорбящая женщина и воин в маскхалате обращены в сторону живых. Фигура второго солдата обращена в сторону мёртвых и, как бы, уже наполовину покинула бренный мир.

Второй памятник посвящён памяти защитников советско-финского приграничья и Ладожской Карелии. На громадном полукружье из красного гранита выбиты имена павших солдат. В центре — чрезвычайно экспрессивная бронзовая фигура, созданная Германом Йоутсеном в 1990 г. Обессиленный немолодой солдат с винтовкой в руке сидит, опершись о ствол дерева. На постаменте — герб Карелии и надпись: «От имени народа и земли».


Выйдем на набережную Пиелисйоки. На той стороне реки виднеются промышленные здания, восходящие зачастую ещё к XIX столетию. В центре города идёт строительство сразу нескольких новых мостов.

Идём обратно в сторону лютеранского храма берегом реки. В Йоэнсуу сохранилось немало интересных памятников эпохи финского национального романтизма. Один из них — это выходящее к набережной здание консерватории. И хотя сама консерватория была открыта в Йоэнсуу только в 1978, разместилась она в школьном корпусе, построенном по проекту Магнуса Шерфбека ещё в 1913. Консерватория считается второй по количеству студентов в Финляндии и одной из немногих в стране с полным циклом обучения.


Продвигаясь берегом реки, мы сталкиваемся с несколькими характерными образцами жилой застройки конца XIX века. Характерные для своей эпохи одноэтажные особняки, украшенные деревянной резьбой и характерные для атмосферы уездного городка конца позапрошлого века.

Неподалёку от консерватории, на берегу реки, в парке Канавапуисто, виднеется необычная скульптура, внимательно разглядев которую можно увидеть очертания трёх женских фигур. Это созданный скульптором Ниной Терно в 1969–1973 гг. памятник замечательному писателю из восточной Финляндии Альготу Тиетявяйнену (1868–1918), более известному у нас под женским псевдонимом Майу Лассила. Если даже кто-то и не читал повести «За спичками» — самого известного из произведений Лассила, то уж точно все смотрели снятый по этой повести Гайдаем в содружестве с финскими кинематографистами фильм. Герои повести — липерцы, жители расположенной неподалёку от Йоэнсуу общины Липери. А сам Йоэнсуу тоже стал героем этой повести под именем города Йоки. Неудивительно, что памятник Лассила появился в центре прославленного им Речного города…


Встречаются здесь и интересные здания общественного назначения, например, здание старой таможни (Pakkohuone), построенное в 1897 и перестроенное с элементами модерна по проекту Пааво Уотила в 1910.


Перед тем, как покинуть набережную, ещё две интересные скульптуры. Памятник отличившимся в шведско-российских войнах 1788–1790 и 1808–1809 годов карельским егерям. Почему-то военные действия в районе северного приладожья всегда отличались особой ожесточённостью… Фигура солдата в форме конца XVIII столетия с ружьём наизготовку была создана Эркки Эроненом в 1977.

Нет комментариев. Ваш будет первым!