Исторические и ландшафтные дороги Финляндии

Группа по интересам: Финляндия и Скандинавия
Тип статьи:
Авторская

Исторические и ландшафтные дороги Финляндии

Самыми древними путями на севере Европы были пути водные. Вот и финны селились когда-то по берегам рек и озёр. По речным и озёрным протокам везли они товары на ярмарку. Возводили на скалах над озёрами городища-убежища, в которых пережидали нападения врагов. И даже в церковь раз в неделю добирались на огромных приходских лодках, чем-то напоминающих современные школьные автобусы. Со временем, однако, появилась необходимость связать воедино разобщённые части той страны, которую мы ныне называем Финляндией, и на территории которой жили — в общем-то, сами по себе разные племена: болотные люди, суоми или сумь русских летописей на юго-западе, там, где соединялись два великих залива Варяжского моря, хяме, ямы или летописная емь ближе к центру страны и, наконец, люди скота, корела или карьяла ещё дальше к востоку. А к северу, вплоть до полулегендарной Биармии, обитала лопь — бесчисленные саамские племена, которые совсем ещё недавно выпасали свои стада даже на берегах Ладоги и Саймы.

Исторические и ландшафтные дороги Финляндии

Ещё до того, как большая часть нынешней Финляндии сделалась частью Шведского королевства, страны Хяме и Суоми оказались связанными дорогой, которую называли Бычьей или Воловьей, быть может, потому, что проехать по ней можно было только на повозках, запряжённых быками. Потом по этой дороге пройдёт ярл Биргер со своими рыцарями, и дорога окончательно свяжет две главных половины изначальной шведской Финляндии.

Уже потом появятся другие знаменитые дороги: Королевская, Верхняя Выборгская, Морская, Карельская, Голубая, Смоляная, Зелёная, Волшебная. Нам с вами предстоит проследить течение этих исторических дорог Финляндии. Мы добавим к ним дороги ландшафтные, славящиеся своей красотой, необычностью окружающей природы или типичностью культурного окружения. Ну а потом, вслед за путешествиями виртуальными, может быть, кто-нибудь рискнёт отправиться и во всамделишное путешествие по одной из этих, и в самом деле, прекрасных дорог.

Итак, давайте по порядку о том, что нас ждёт:

  • Королевская дорога или дорога Королевских курьеров.
    Самая знаменитая из исторических дорог Финляндии. Она соединяет расположенные вдоль северного побережья Финского залива города от Або или Турку до Выборга и даже Ниена, обосновавшегося у стен крепости Ниеншанц на месте нынешнего Петербурга.
  • Бычья или Воловья дорога.
    Она соединяет столицу Собственно Суоми — город Обо — со столицей страны Хяме — городом Тавастехусом или Хямеенлинной.
  • Верхняя Выборгская дорога является продолжением бычьей и соединяет Тавастехус со столицей Южной Карелии городом Выборгом.
  • Кольцо архипелага.
    Начинается и заканчивается в Турку, перепрыгивая при помощи мостов и паромов с одного острова Туркусского архипелага на другой.
  • Via Karelia.
    Идёт на север вдоль российско-финляндской границы от Виройоки до Салла.
  • Via Finlandia.
    Соединяет Гельсингфорс с Хямеенлинной, Тампере или Таммерфорсом — промышленной столицей Финляндии и столицей Остроботнии — городом Вааса.
  • Морская, Ботническая дорога или дорога Маяков.
    Начинается в Турку и идёт берегом Ботнического залива до границы со Швецией через такие замечательные города как Уусикаупунки, Раума, Пори, Кристинестад, Вааса, Нюкарлебю, Якобстад, Коккола, Калайоки, Раахе, Оулу, Кеми и Торнио.
  • Дорога Северного Сияния или дорога Четырёх ветров.
    Служит продолжением предыдущей. Идёт берегом реки Торнионйоки вдоль финляндско-шведской границы на север, в сторону полярной Норвегии.
  • Дорога полночного солнца.
    Начинается и заканчивается в Рованиеми, кольцом проходя через основные достопримечательности финской Лапландии.
  • Смоляная или Дегтярная дорога.
    Пересекает Финляндию с востока на запад в самом узком месте — в районе «талии» Финляндии. Начинается в Кухмо, близ российской границы и через Каяани — самую северную крепость Финляндии — идёт в сторону Оулу.
  • Голубая дорога.
    Начинается в Сортавале, на берегу Ладожского озера, и пересекает Финляндию с востока на запад в самой широкой её части вплоть до города Вааса. Голубая дорога продолжается и за пределами Финляндии: она пересекает Ботнический залив в самом узком его месте — в районе пролива Кваркен, идёт дальше на запад через Швецию и Норвегию и выходит к Атлантическому побережью в районе города Мо-и-Рана.
  • Зелёная или Лесная дорога.
    Знакомит с уникальными лесными массивами и ледниковыми ландшафтами окрестностей Сайменского озера. Начинается в Пункахарью в районе музея леса «Лусто», минует Савонлинну, Сулкаву, пересекает Суворовские каналы, проходит через Пуумалу, Ристину и заканчивается в районе Сосновой Гряды или Мянтюхарью.
  • Волшебная дорога.
    Знакомит с культурными ландшафтами главной житницы Финляндии — долины реки Кокемяенйоки. Проходит через Хуйттинен, Пункалайдун и Урьяла.
  • Сайменское кольцо.
    Позволяет познакомиться с ландшафтами окрестностей главного озера Финляндии. Начинается от водопада в Иматре, проходит через Руоколахти, Пуумалу, разрезает озеро в районе плёса Луонтери. От столицы области Саво города Миккели поворачивает в сторону Ристины — бывшего имения графов Брахе. От Савитайпале до Лаппеенранты идёт через разбросанные по Сайме острова.
  • Кольцо озера Пяйянне.
    Начинается в спортивной столице Финляндии городе Лахти и знакомит с окрестностями второго по величине и самого глубокого озера в стране. Ожерелье усадеб Лахти. Церковь и городище в Холлола. Вяяксю. Канал, соединяющий озёра Пяйянне и Весиярви. Дорога проходит по рассекающей озеро живописной гряде Пулькиланхарью. Ямся и курорт Химос. Ювяскюля — столица финского образования и город творений Алвара Аалто. Королевский приход с церковью Йозефа Стенбека в Хартола. Хейнола — один из самых удивительных городков страны Хяме.
  • Путь святого Хенрика.
    Дорога позволяет познакомиться с эпохой христианизации Финляндии и житием её небесного покровителя — крестителя Финляндии св. Хенрика. Дорога начинается в Турку, проходит через Ноусиайнен, где поначалу был похоронен св. Хенрик, Кёйлиё, где св. Хенрик был убит крестьянином по имени Лалли, и заканчивается в Кокемяки, где по преданию св. Хенрик построил сохранившуюся до наших дней часовню.
Рекомендованные туры компании "Серебряное Кольцо":
23:10
Королевская дорога — самая посещаемая. Проехала ее от Выборга до Турку не один раз.
Вместе с Михаилом когда-то проехала и по Пути св. Хенрика.
А на днях случайно оказалась на Via Karelia. Добралась, наконец-то, до нац. парка Коли (ну никак не собиралась компания в том направлении или я не могла в то время, когда все-таки собиралась?). Нас было пол-автобуса. Трижды меняли гида. Когда позвонили незадолго до отъезда, я была почти уверена, что опять сорвется. Но нет, доехали-таки до парка. Посетили музей (не стоит он 6 евро, не Лусто или музей Маннергейма в Хельсинки — обязательные для осмотра). Я очень люблю сидеть по правому борту автобуса и читать указатели (когда успеваю и светло). И вот где-то на обратном пути был дорожный ремонт, и указатель направил нас на дорогу, идущую между гос.границей и ж/д с запада на восток вдоль нее. И стояли на той дороге указатели с надписью Via Karelia. А еще постоянно встречались знаки: R и R-зеркально. Я, конечно, пристала к гиду: что это за знаки? Он не знал ответа на мой вопрос. Но ему стало интересно, и он, говоривший по-фински карел, поискал и нашел вскоре ответ: знаки означают Runa raya = руны и граница (дорога рунопевцев). Теперь у меня появился стимул больше об этом узнать. Совпадает Дорога рунопевцев с Карельской дорогой? или это разные дороги?
Эти дороги совпадают частично. Знак RЯ является обозначением туристического маршрута «Дорога Рун и Приграничья», посвящённого, в том числе, музыкальному и поэтическому наследию карельского народа. Он совпадает с дорогой Via Karelia на участке, проходящем вдоль российско-финской границы в провинции Северная Карелия.
22:03
Спасибо, Катя. Я посмотрела Википедию (на финском с переводом). Написано, что Via Karelia больше 1000 км. Что появилась тур. дорога в 60-е, чуть не первой среди подобных объектов. Что-то там еще было про две части той дороги. Я так поняла, что одна скорее природная, вторая — связана с религией. А в Лапландии она переходит, видимо, в Дорогу полночного солнца.
Видела пост про чью-то поездку на авто по Via Karelia, посмотрела на чьем-то сайте про Коли зимой и летом, музей карельского наследия в Йонсеу (и даже пообщалась с автором про стихи в церкви Дьявола). Но вот какой именно музей о карелах, не поняла. Их в Йонсеу несколько.
На такие расстояния (от гос.границы до Лапландии), конечно, не собраться… а жаль-то как. Это как с длинной дорогой маяков.
И в Коли суток мало, потому что много часов до парка (без заезда в Йонсеу) мы ехали на большой скорости и без остановок.
Особенно мне интересно музыкальное наследие (музыку люблю, но, судя по тяжелому набору в поездку про Сибелиуса в 2015м, это мало кого интересует). Странно, что набралась как-то компания в Лахти с концертом (но не оркестра). Я, конечно, на оркестр из Лахти стараюсь ходить (12.10 они опять будут у нас), но «Карелию» не играли у нас давно. А Александр Русинов говорил, что именно в Коли и была написана та симфония
23:24
А еще нам рассказывали в Коли про Дорогу меха. Мех везли с севера новгородцы и карелы на юг, на продажу в Европу. Наверно, это было во времена Ганзы. Похоже по этой дороге Оулу — Сайменская система — Вуокса и прошла граница по Ореховецкому договору. После поездки по Дороге св. Хенрика я читала про тот договор и пыталась найти «пограничные столбы». Хотя в поездке про Ястребиную гору мы один знак видели. Но это почти у гос.границы

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"