Кафедральный собор в Тампере

Группа по интересам: Искусство
Тип статьи:
Авторская

Собор — это не только красота, которой мы не можем не восхищаться.
Даже если для вас это уже не наставление, коему надлежит следовать,
то, во всяком случае – это книга, которую надо понять.
Портал собора – это Библия.
Марсель Пруст

В каком бы городе Финляндии мы ни оказались, если в нем есть неоготический собор, мы сразу же почувствуем, что он средоточие всей жизни города. Так было, есть и будет – до тех пор, пока собор стоит. Можно смело утверждать, что собор остается одновременно источником жизненных устремлений и их целью, от него все исходит и к нему все возвращается. Независимо от того, каким храмом он является (католическим или протестантским-это всегда некая модель мира. И, действительно, большие кафедральные соборы строились с таким расчетом, чтобы они могли вместить все тогдашнее население города, иными словами, они должны были быть огромных размеров. Символизируя собой Землю и Небо, собор вмещал в себя и всю человеческую жизнь от рождения до смерти.

Кафедральный собор города Тампере

Кафедральный собор города Тампере, при всем богатстве составляющих его элементов, поражает своим необычайным единством. Как в архитектурном плане, так и в системе декора — экстерьера и интерьера. Изваяния, розетки, арабески, разные украшения, капители, барельефы, витражи — все элементы должны находиться каждый на своем месте. Первостепенное значение придавалось декору главного – западного – портала собора. Для него была выработана специальная иконография, цель которой представить христианскую концепцию мира.

В разработке сюжетов витражей не будет ничего случайного. Витражи — это не просто цветная стеклянная мозаика, которая пропускает внутрь помещения свет, они несли сакральное значение. Игра света, которая достигалась при помощи сотен маленьких частиц одного целого, создавала ощущение благочестия и благоговения. Свет, льющийся сквозь стекла витражей, — создает образ небесного мира. «Каждое существо, видимое или невидимое, есть свет, вызываемый к жизни Отцом всякого света».

Кафедральный собор города Тампере

И действительно, продуманную систему персонажей и сцен мы можем видеть не только внутри одного окна или розетки, а во всей системе витражей собора в целом. Многоцветные витражные окна изготовлены методом свинцовой глазури, а не с помощью росписи по стеклу, как может показаться на первый взгляд. Собор украшает целый ряд витражей, выполненных по эскизам известных финских художников.

Витраж над алтарем создан по рисунку Магнуса Энкеля. Изображены крест и терновый венец – символы Христа и Его страданий. Белый крест, состоит из маленьких кругов, являющихся символами вечности.

Витражи Южной и Северной галерей выполнены в соответствии с замыслом Хуго Симберга. Хуго Симберга привлекали не банальные повседневные ситуации — напротив, он изображал то, что открывало двери в другую реальность, затрагивало разум и душу зрителя. Он понимал искусство «как возможность перенести человека посреди зимы в прекрасное летнее утро и почувствовать, как просыпается природа и ты сам находишься с ней в согласии. Именно этого я ищу в произведении искусства. Оно должно о чем-то нам говорить и говорить громко, так, чтобы мы уносились в иной мир».

Витражи в кафедеральном соборе Тампере

Симберг особенно любил изображать то, что можно увидеть только в воображении: ангелов, чертей, троллей и образы самой Смерти. Однако даже этим образам он придавал мягкость и человечность. Символические сюжеты взяты им из Библии: Голубь – воплощение Святого Духа, Древо Жизни –Горящий куст (Неопалимая Купина). По бокам буквы альфа и омега, означающие начало всего сущего и завершение творения ( Христос есть Бог, проявленный и завершивший Себя в мире). Пеликан, кормящий своих птенцов кровью своего сердца как символ святого Причастия, Всадники Апокалипсиса — в одном конь белый и конь рыжий, в другом — конь бледный и конь вороной, как символ окончания любого жизненного цикла.

Витражи в кафедеральном соборе Тампере

В соборе встречаются и более простые витражи с растительным и геометрическим орнаментом.


один из витражей

фрагмент свода

прихожанки

фрагмент росписи