Калининградская художественная галерея

Петербург и его окрестности

Тип статьи:
Авторская

Калининградская художественная галерея открыта в конце 1988 года и, учитывая год открытия, по сути стала отражать современное искусство. В очередной раз вспоминаем, что на территории Калининграда (Кёнигсберга) шли очень ожесточенные бои и город был сильно разрушен, соответственно существенные потери были и в предметах искусства.

Калининградская художественная галерея

Галерея является связующим звеном на уровне первого этаже нескольких типовых домов.

Калининградская художественная галерея

А сразу на входе нас встречает Магдалена (так захотелось мне ее назвать) работы профессора Кёнигсбергской академии художеств Станислава Кауэра, мраморная особа первоначально была установлена перед зданием Академии, но особа оказалось несмотря на свой расслабленный вид, очень легкой на подъем и меняла адреса несколько раз, спустя сто лет подверглась реставрации, увы мрамор стал местами разрушаться и в 2003 году обрела наконец свое постоянное местечко с отдельной ванной (пока писала вспомнилась фраза из фильма «Не может быть» про квартиру с отдельной ванной).

Магдалена (так захотелось мне ее назвать) работы профессора Кёнигсбергской академии художеств Станислава Кауэра,

А мы тем временем начинаем изучать постоянную экспозицию и знакомится с залами галереи.

Калининградская художественная галерея

Но прежде чем попасть в мир камня и прочих материалов скульптур, нас встречает очень печальный зал, с поэтическим названием Кёнигсберг — Калининград мост над временем, мост между прошлым искусством и настоящим, знакомство с творчеством художников, скульпторов прошлого и настоящего, которые внесли художественный вклад.

Печаль и боль о потере города выражается в каждом музейном комплексе Калининграда и какая то она сильно ощутимая, многие города пострадали во время ВОВ, но здесь это ощущается наиболее остро, возможно из-за территориальной удаленности от России.

И представлено прошлое в основном в фотографиях, они увеличены и занимают порой целые стены, простенки и в отличии от маленькой открытки с которой они перенесены производят впечатление как в королевстве зеркал, кажется вот еще шаг и ты окажешься внутри этой улочки, мимо пронесется карета с улюлюканьем ямщика, пройдет барышня шурша юбками, приподнимет слегка свой котелок встречный господин.

Калининградская художественная галерея

Художественная жизнь в довоенном городе была бурной. В Академии художеств преподавали Артур Дегнер (живопись), Генрих Вольф (график),

Кнайрхофская ратуша. 1928

в Школе искусств и ремесел — Герман Брахерт и Эрих Шмидт-Кестнер (скульпторы).

Калининградская художественная галерея-Скульптурная группа с борзыми

Скульптурная группа с борзыми долгое время украшала главную аллею зоопарка и при создании галереи была передана ей.

Кстати немного вернемся к Герману Брахерту, именно о его работах я упоминала http://club.silver-ring.ru/posts/527-svetlogorsk-kaliningradskaja-oblast.html и дом музей этого художника недалеко от Светлогорска.

Калининградская художественная галерея

Архитектор Дитрих Зломке вспоминал о своем друге Брахерте: “Для скульптора самым плодотворным было время, проведенное в Восточной Пруссии. Об этом он написал в своей книге. Свыше 20 своих крупных работ он создал именно здесь. Нигде он не черпал столько вдохновения, как на этой земле. Дело в том, что большинство зданий в этих местах было построено после Первой мировой войны, так что творческому человеку было где развернуться”.

Кстати 10 лет Герман был консультантом Государственной янтарной мануфактуры в Кёнигсберге. В 1933 году он покинул Кёнигсберг по причине расхождения во взглядах с нацистами и уехал в Отрадное (под Светлогорском) и стал вести жизнь свободного художника. Кстати копия Деметры в 2000 году была подарена Государственным Эрмитажем дому музею художника.

Но вернемся в Пруссию, студенты художники могли учиться мастерству не только в школах/студиях, но и посещать богатые городские художественные собрания в Королевском дворце, в музее «Пруссия», у башни Врангеля, и частных коллекциях.

Кстати один их экспонатов частной античной коллекции «Байнунен» также представлена в музее

Калининградская художественная галерея - один их экспонатов частной античной коллекции "Байнунен"

В начале 20 века стала набирать популярность живопись на открытом воздухе и все художники входили в объединение «Мост». К сожалению многие картины или погибли, или находятся в разных музеях. Начиная с 1995 года эту традицию возобновили как мост между прошлым и будущим.

Калининградская художественная галерея - Юная венера

Отдельная экспозиция посвящена графику и скульптору Кете Кольвиц. Жизни и творчеству художницы посвящён фильм «Кете Кольвиц – Картины жизни» (1986) немецкого режиссёра Ральфа Кирстена.

Калининградская художественная галерея - Кете Кольвиц

Конечно есть и экспозиция, посвященная Иммануилу Канту.

Калининградская художественная галерея - экспозиция, посвященная Иммануилу Канту.

И немного полюбуемся скульптурами, которые радуют глаза своими плавными линиями и изгибами

Калининградская художественная галерея

И переходим в экспозицию «Кенигсберг глазами калининградских художников». Идея этой экспозиции назад в прошлое, город который живет в произведениях, а не наяву.

Калининградская художественная галерея

На этом знакомство с первым этажом окончено, и мы переходим на галерею, где у нас быстрее, выше, сильнее, где суровые будни современного времени и характерные лица.

Калининградская художественная галерея

Калининградская художественная галерея - Порт

Калининградская художественная галерея - Калининград

Калининградская художественная галерея

Калининградская художественная галерея

Калининградская художественная галерея

  • Адрес галлереи: Калининград, Московский проспект 60-62, и расположена примерно в километре от острова Канта (пешком в сторону Рыбной деревни, минуя Памятный знак морякам-балтийцам и Вы практически у цели) или транспортом: автобусы № 2, 45, 49, троллейбусы № 2, 7.
  • Сайт галереи: www.kaliningradartmuseum.ru/
Карта:
10:53
Творчество Кете Кольвиц мы изучали в школе, школа была специализированная с углублённым изучением немецкого языка и культуры. Её представляли как пролетарского художника, и действительно жизнь рабочих и крестьян, включая восстания против угнетения, была основной темой творчества. Странно, что в нацистской Германии её не отправили в концлагерь, а просто запретили выставляться.