Ладожская усадьба Ниэмелянхови

Карелия и Русский север

Тип статьи:
Авторская

Недалеко от города Сортавала по дороге в Петербург расположился небольшой поселок Ниэмелянхови. В центре поселка находится Усадьба с одноименным названием Ниэмелянхови, переводится как двор, усадьба. В основе лежит слово «ниеми», означающее мыс, полуостров. Кроме сухопутного пути, в имение можно добраться по воде. Поместье расположено в районе западных шхер, на берегу защищенного от ладожских ветров залива и посреди некогда хорошо ухоженной территории. Залив Ниемелянсалми вдается в берег материка южнее пролива Рятсёнсалми и залива Отсойстенлахти и отдаляется от них узким полуостровом.

Усадьбу основал и построил магистр Оскар Ниссинен. Он был первым председателем Восточно-Карельского земледельческого общества. Оскар Ниссинен проживал вместе с женой Верой (в девичестве Лисицыной). И хозяин, и хозяйка были общительными людьми, помогали людям. В 1892 году появилось первое и главное двухэтажное деревянное здание – господская усадьба. Построенное в эпоху стиля «Северный модерн», оно находилось на вершине холма с видом на залив, с северной стороны его прикрывает однорядная посадка елей. Невысокий цоколь дома выложен из хорошо обработанных и плотно подогнанных друг к другу блоков светло-серых порфировидных гранитов, аналогичных тем, из которых выполнены устои старого моста в Мейери. Поверхность блоков обработана в фактуре «скала», придающей камню рельефность и живописность. По углам здания уложены водосборные лотки, вытесанные из гранита. Стены дома бревенчатые, снаружи обшитые тесом так, как это было принято для Сортавальских домов, с горизонтальными тягами в уровне подоконных досок первого и второго этажей и в уровне чердачного перекрытия. Окна имели декоративные фигурные обрамления. Концы стропил крыши, образующие её свесы, украшались декоративной резьбой, и завершалось вальмовой крышей. На крыше, в северо-восточной части дома, находилась утраченная ныне беседка-бельведер. Парадный вход оформлен в виде террасы с резными колонками, балясинами и подзорами. В здании имелась внутренняя парадная лестница, которая вела из холла на второй этаж. В интерьерах не сохранились ни дощатые потолки с галтелями, ни изразцовые печи. Рядом с домом стали появляться другие постройки, со временем составившие целостную усадьбу.

Рядом с господским домом позднее стали появляться и другие постройки, со временем составившие целостную усадьбу. Одним из первых появился каменный свинарник, вторым – здание хлева (коровник). Вскоре построили еще одно помещение – конюшню (каретный сарай). Для хранения зерновых культур в Усадьбе был деревянный амбар, позднее был построен элеватор из кирпича. Большое хозяйство, каким стала Усадьба, требовало рабочие руки. Специально для работников был построен жилой дом. Хозяин имения владел собственным пароходом под названием «Суккела». Пароход осуществлял пассажирские перевозки Сортавала — Ниемелянсалми. Имение Ниемеля являлось местом прохождения практики по сельскому хозяйству и животноводству. В Сортавала приглашали из Хельсинки для молодого поколения учителей танцев для обучения современным танцам. Популярным танцевальным местом как раз была усадьба Ниемелянхови. Сюда собирались многочисленные гости, и вечера эти были бесподобными. Проходили большие приемы, в которых участвовали приглашенные жители округи, руководители и инженеры с семьями близлежащих заводов, даже жители Хельсинки и иностранцы. На этих приемах танцевали французские танцы, и в обществе находился пожилой господин, руководивший танцами на французском языке. Запомнился так называемый «египетский обед», в качестве украшений на столах стояли светящиеся пирамиды и обелиски, а блюда были оформлены в той же стилистике. Усадьба и сельскохозяйственная школа в Ниемелянхови были объектами туризма. Туристическая организация Финляндии предлагала путешественникам маршрут «Лахденпохья — Сортавала». В ходе маршрута можно было осмотреть и ознакомиться с деятельностью школы животноводов и маслоделов.

В период Великой Отечественной войны Усадьба оказалась в зоне боевых действий. Комплекс находился в плохом состоянии, происходил медленный процесс запустения и разрушения. Вскоре проводилась инвентаризация памятников истории и культуры. В результате проведенных работ, часть сооружений «Ладожской Усадьбы» была признана памятниками истории и культуры.

Усадьба сохранилась достаточно полно и хорошо и представляет интерес, как пример крупной финской земледельческой усадьбы Северного Приладожья. Безусловно, восстановление усадьбы Ниемелянхови необходимо. Ремонт и восстановление усадьбы Ниемелянхови вернет исторический облик заливу Ниемелянсалми, а также станет замечательным жилым местом. Ремонт и восстановление «Усадьбы Ниэмелянхови» началось в 2011 и продолжается по настоящий момент. Основная задача архитекторов и мастеров – вернуть исторический облик. Современная «Ладожская Усадьба» (бывшее имение Ниэмеля) — это круглогодичный этнокультурный гостиничный комплекс под открытым небом. Прогуливаясь по территории современной Усадьбы, можно воочию увидеть восстановленные этнографические постройки времен основателя Усадьбы Оскара Ниссинена – «Элеватор», «Учебные мастерские», «Маслозавод», «Конюшню», «Амбар» и, конечно же, венец гостиничного комплекса – господскую усадьбу четы Ниссиненов.

В 2014 году для гостей комплекса в здании бывшего помещения для хранения зерна открылся музей «Элеватор». Представленные этнографические экспозиции музея являются яркой иллюстрацией быта и культуры Северного Приладожья. Посетив музей «Элеватор», вы сможете узнать не только о том, как выглядело имение, но и поближе познакомиться с основателями Усадьбы – Оскаром и Верой Ниссинен и их детьми. Благодаря найденным в архивах Национального Совета по древностям «Museovirasto» (Хельсинки, Финляндия) записям и фотографиям, было восстановлено генеалогическое древо Нисииненов, найдены потомки. Вековая история семьи представлена в многочисленных фотографиях, предметах быта и хозяйства. Тематика экспонатов соответствует определенным периодам жизни Усадьбы. Среди них есть вещи, найденные на территории усадьбы, а также их точно исполненные аналоги, отраженные в фотодокументах семьи Ниссинен. В бункерах организованы тематические экспозиции: «Гостиная», «Столовая», «Ремесельная». На третьем этаже выставлены предметы, связанные с рыболовством.

Продолжается дальнейший поиск экспонатов по заданным направлениям. Реставрация памятников архитектуры на территории современного комплекса еще не закончена, но уже сейчас Усадьба является примером финской усадьбы конца XIX века. Восстановление бывшего имения Ниэмеля имеет важное значение в этнокультурном наследии и развитии туризма Республики Карелия.


Рекомендованные туры компании "Серебряное Кольцо":
Удивительно! Сколько раз бывала в Карелии, а об этой усадьбе в первый раз слышу! Как здорово, что появляются все новые и новые изюминки этого края.