Линия VT (Vammelsuu-Taipale)

Наука и техника

Тип статьи:
Авторская

Финская линия VT

Финскаялиния VT на Карельском перешейке является своеобразным «правопреемником» довоенной линии Маннергейма. Однако эти укрепленные рубежи отличаются друг от друга разительным образом.

После Зимней войны 1939-1940 гг. в Финляндии на новых границах начинается строительство новой оборонительной системы -линии Салпа (фин. salpa- затвор, засов). Но очень скоро это строительство прекратилось, так как в связи с началом новой войны финская армия оккупировала значительные территории Ленинградской области и Республики Карелия. Финнам вновь потребовалось строить укрепления на новом месте. Прежняя линия Маннергейма уже тогда находилась в руинах, поэтому ею воспользоваться не удалось. Кроме того, финны оккупировали не только свои бывшие территории на Карельском перешейке, а продвинулись ближе к Ленинграду. В связи с этим были выбраны новые позиции и уже в первой половине 1942 г. на них начались работы по возведению долговременных сооружений.

Новая оборонительная линия пересекала весь Карельский перешеек, начиная от Финского залива в месте впадения в него реки Ваммельсууйоки и заканчивая населенным пунктом Тайпале на берегу Ладожского озера. Именно поэтому линия получила наименование VT (Ваммельсуу-Тайпале)

Финская линия VT

Несмотря на определенную преемственность концепций финской фортификационной школы, новая линия разительно отличалась от всех прежних рубежей. Здесь финны в полной мере реализовали принцип так называемой «фортификационной пыли», зародившийся еще в ходе боев Первой мировой войны. Основными особенностями этого принципа являлись огромное число сооружений при малых их размерах. В результате всего за два года строительства финны возвели около тысячи железобетонных объектов, что примерно в пять раз превосходит количество укреплений на линии Маннергейма .

Большая часть сооружений линии VT относились к пятому классу устойчивости, который обеспечивал гарнизоны построек от осколков и прямых попаданий снарядов мелкой артиллерии. Кроме того, значительное количество сооружений этого класса были усилены и могли выдерживать прямые попадания 6-дм. артиллерийских снарядов. Помимо этого, в 1943 и 1944 гг. финны стали строить в наиболее важных опорных пунктах огромные мощные сооружения, рассчитанные на попадания снарядов тяжелой артиллерии. Впрочем, таких сооружений возвели относительно немного.

Финская линия VT

Наиболее мощным участком линии VT являются позиции в районе населенного пункта Кивеннапа (современное название — Первомайское), где финны построили не только наибольшее число мощных орудийно-пулеметных сооружений (всего семь штук), но и оригинальное противотанковое препятствие, пересекающее Выборгское шоссе — железобетонный контрэскарп с галереей и укрытиями для стрелков.

В 1944 г.линия VT была атакована наступающими частями Красной Армии. Важно отметить, что наши войска к тому времени накопили большой опыт прорыва укрепленных линий. Кроме того, наша армия была существенно лучше и мощнее оснащена по сравнению с концом 1939 г. Поскольку наши войска значительно превосходили противника, как в живой силе, так и в технике, а также были всесторонне и тщательнейшее подготовлены, ими был нанесен сокрушительный удар по линии VT. Лишь несколько дней на некоторых участках линии VT продолжались бои, после чего эта линия была прорвана.

Подавляющее большинство объектов линии VT после боев было взорвано, так же, как, и сооружения линии Маннергейма.


Фото: Алексей Госс

Нет комментариев. Ваш будет первым!