Модерн по обе стороны границы или архитектурное путешествие

Группа по интересам: Финляндия и Скандинавия

Выборг… Чудесный город, где эпохи тесно переплелись друг с другом. Где архитектура — визитная карточка, а улицы хранят историю. Историю, которая связала не только разные века, но и страны — Финляндию и Россию. В этих местах бродят призраки средневековых рыцарей и бегают современные дети. Люблю этот город за незабываемую ауру и неповторимый северный шарм домов и улочек.

Давайте не будем забывать про то, что Выборг — древний северный город, где несмотря на исторические катаклизмы, сохранились уникальные памятники средневековой архитектуры и интересные здания в стиле финского модерна. Это город, хранящий в своем облике финские и шведские мотивы, которые можно найти и на приграничной территории с другой стороны — Финляндии. Как в мультфильме «нашу маму и тут и там показывают» :)

А начинать прогулку лучше с Рыночной площади, главными достопримечательностями которой являются объекты, относящиеся к совершенно разным эпохам: Выборгский рынок и Круглая башня. Причем Выборгский рынок можно отнести к северному модерну, а вот Круглая башня совсем другая эпоха. Башня (Pyöreätorni), которую иногда еще величают «Толстая Екатерина», — это один из немногих сохранившихся памятников древнего Выборга, один из символов города наряду с Выборгским замком. Но не будем про древние постройки, поговорим о другом временном отрезке — конец XIX — начале XX века.

Прямо за Круглой Башней виден фасад большого и помпезного здания — это зданиеОбъединенного банка Северных стран (Pohjoismaiden Osakepankin talo) с чертами флорентийского палаццо было возведено в 1898-1900 году по проекту приглашенного в Выборг архитектора Вальдемара Аспелина (Waldemar Aspelin) (1854–1923).

Это скорее неоренессанс, чем модерн, но очень характерная архитектура того времени и в духе северной нашей соседки — Финляндии. Аспелин создал монументальный «дворец бизнеса», один фасад которого, более протяженный, выходит на Пионерскую улицу, а другой, более короткий, но главный — обращен к Рыночной площади, где его частично загораживает Круглая башня (из-за чего архитектор даже помышлял о сносе этой древней постройки).

А теперь покинем Рыночную площадь и прогуляемся по главной магистрали Выборга — проспекту Ленина. Проходя по проспекту параллельно парку «Эспланада», нельзя не заметить поразительно высокую концентрацию красивых и разнообразных зданий начала XX века. Тут и дом купца Маркелова, и здание банка и в общем вся улица — это уникальный музей архитектуры прямо в городе. А вот рядом с домом купца Маркелова соседствует несколько обветшалый, но тоже довольно интересный дом в стиле модерн. Собственно, главное, что «зацепляет» в его архитектуре, — это даже не растительные орнаменты фасада и щипцов и разновеликие «зубцы» на разных ярусах, а стильно оформленный нижний этаж с не менее стильными металлическими воротами.

Справа к этому дому примыкает очень любопытная постройка в стиле раннего модерна (национального романтизма) в смешении с неоренессансом (адрес: пр. Ленина, 8а). Здание построено в 1901 году для Национального акционерного банка «Konsallis — Osake — Pankki» по проекту архитектурного бюро «Уско Нюстрем, Петрелиус & Пенттиля». Во время войны здание потеряло угловую башню, но зато уцелел фасад с декоративными деталями — морскими, растительными, геральдическими мотивами. Среди этих фантастических барельефов есть даже «крылатый паровоз», одновременно напоминающий шлем Меркурия. Декор этот, может быть, и избыточен, но явно уникален. На углу дома в верхней части можно заметить герб Великого княжества Финляндии. Сегодня это жилой дом.

Дальше по этой же улице находится еще одно интересное банковское здание в стиле арт-деко. И снова это изначально банковское здание — было возведено для Финляндского торгового банка в 1911-1915 гг. по проекту знаменитого архитектора Уно Ульберга (Uno Ullberg) (1879–1944), реконструировавшего Круглую башню и построившего в Выборге множество известных (в частности, дом торговой фирмы «Хакман и Ко.», здание окружного архива, здание Художественной галереи и школы живописи (современный комплекс Эрмитаж–Выборг) и здание редакции газеты Karjala). Портал входа охраняют две бесстрастные женские фигуры, выполненные финским скульптором Феликсом Нюлундом.

Но есть в Выборге здание, которое известно во всем мире и которое до сих пор исполняет свою функциональную принадлежность — здание библиотеки архитектора Алвара Аалто. Библиотека располагается в городском парке со стороны проспекта Суворова и носит имя финского архитектора и дизайнера Алвара Аалто (Hugo Alvar Henrik Aalto) (1898-1976), который и разработал проект этого культового сооружения, памятника архитектуры мирового значения.

Здание было возведено в 1933-1935 гг. году на средства, завещанные вдовой выборгского мецената Юхо Лаллукки (его могила находится на кладбище в Лаппеенранте). Библиотека стала известна как шедевр современной архитектуры, сочетающий строгость функционализма с нежной плавностью природных линий.Особую сенсацию произвел волнообразный деревянный потолок лекционного зала, обеспечивающий «равные акустические условия».

Пространство лекционного зала «открыто солнцу» и будто сливается с природой окружающего парка, впрочем тоже самое можно сказать про весь этаж, которые как бы растворяется в парке.

Это действительно интересное и новаторское архитектурное творение. Создатель учел все — особенности и режим хранения книг, позаботился об удобной организации работы библиотекарей и комфорте читателей. Например, архитектором был устроен просторный читальный зал и абонемент (зал для выдачи книг) с оригинальным потолочным освещением: мягкий свет поступает через 57 конусообразных отверстий в крыше.

Сейчас в здании закончилась масштабная реставрация и можно снова попасть на экскурсию. Что очень рекомендую. Удивительное сочетание функциональности, простора и красоты.

А выйдя из Библиотеки мы окажемся на Красной площади. И такое название у нее вовсе не дань советскому прошлому, но созвучно вписавшееся в свое время. Красная площадь или площадь Красного колодца — происхождение этого выборгского топонима связывают с жутковатой легендой. Дело было в 1599 году, во времена междоусобной войны Сигизмунда III Вазы, который поддерживал католическую церковь, и герцога Карла Седерманландского (будущего короля Карла IX). Сторонники Сигизмунда потерпели фиаско. По преданию, «выборгская резня» местных жителей, оказывающих поддержку Сигизмунду, проходила у колодца рядом с городом. От большого количества крови жертв вода в колодце стала красной. Кроме того, Карл приказал отрубить голову некоторым верным союзникам Сигизмунда. Таким образом, название «Красная площадь» в данном случае означает не «красивая», а «кровавая». И здесь тоже есть здания в стиле модерн, раз уж мы про это говорим, но лучше, если вы сами сюда доберетесь и почитаете историю архитектуру. Заманчиво же, нет?


А теперь… теперь мы пересечем границу и попадем в соседнюю Финляндию, где творения архитекторов не менее впечатляют, хоть и не так сконцентрированы по площади, как это сделано в Выборге.

А начнем мы с лютеранской церкви Трёх Крестов, расположенной в Иматре. Это тоже произведение архитектора Алвара Аалто. Для финской — да и мировой архитектуры — Аалто чрезвычайно важная фигура, его влияние сложно переоценить. В отличие от нашей страны, где, начиная с середины XIX века православная архитектурная мысль черпает вдохновение в образах прошлого, мировая церковная архитектура устремлена в будущее, и следует всем современным тенденциям. Не скажу, что меня как-то это вдохновило, но посмотреть было интересно.

Своё название церковь получила благодаря трём крестам, которые изображены на алтаре и символизируют кресты, стоявшие на Голгофе, на которых были распяты Иисус и два разбойника. Архитектура Аалто для людей, поэтому для того, чтобы понять, о чем идет речь — надо попасть внутрь. К сожалению, церковь была закрыта и половину ощущений от этого архитектурного шедевра я не получила, но подсмотреть что там и как можно и так. Кстати, в здании 103 окна и только 2 из них имеют одинаковую форму.


Доминантой конечно же является колокольня

А мы продвигаемся дальше. Крохотный финский городок Руоколахти находится в 14-ти км. от Иматры. Неподалеку от городка есть очень интересное место – Ruokolahden Rantalinna, «Береговой замок». На живописном высоченном берегу озера Сайма посреди небольшого парка, переходящего в сосновый лес, стоит уединенный замок в стиле Северный модерн.

Сегодня это отель «Ранталинна». А в начале прошлого века тут находилось поместье представителей одного из самых знатных и аристократических родов России — принца Александра Петровича Ольденбургского (1844-1932) и его супруги Евгении Максимилиановны (1845-1925), урожд. княгини Романовской, герцогини Лейхтенбергской, принцессы Богарне. Состояли они в родстве с семейством Романовых, Наполеоном Бонапартом и королевскими фамилиями многих стран. Сейчас это частная территория и попасть поближе не удалось, что очень жаль. Здание заслуживает более пристального внимания и изучения. Очень бы хотелось посмотреть интерьеры, по сведениям их сохранили почти в первозданном состоянии.

Ну, а у нас есть возможность ближе познакомимся с одной из самых известных достопримечательностей Иматры — это ОтельВалтионхотелли, что в переводе означает просто городской отель, построенный в начале 20 века. В 1901г финский Сенат заказал финскому архитектору УскоНюстрему построить новую каменную гостиницу. До этого здесь был постоялый двор,затем деревянные гостиницы, которые сгорели.


Думаю, что стоит сказать в каком месте расположен отель. Это знаменитый водопад на Вуоксе. Надо сказать, что Вуокса — это единственная река, котораявытекает из озера Сайма, а впадает она в Ладожское озеро. Благодаря большим перепадамвысот, река очень бурна, строптива и образует пороги. Сейчас русло реки выглядит как каменный каньон с нагромождением валунов.

Вдоль Вуоксы, на длинном островке скалистого берега с заповедными соснами, валунами, черничником, в 1842 году по приказу Николая I был устроен заповедник — парк Круунунпуйсто. Гуляя по лесу, вы здесь встретите наскальные надписи с именами. Но их оставили не древние люди, а приезжающие сюда путешественники в 19 веке. Сам же Николай I хотел сохранить эти места в нетронутом виде, но мечта его полностью не осуществилась, теперь тут построена гидроэлектростанция (которая тоже привлекает к себе туристов, но совсем по-другому поводу).

Но вернемся к зданию из-за которого мы и совершаем это путешествие. Эту гостиницу можно назвать эталоном Северного модерна.Здесь есть все, что для него характерно: ни одна стена, ни одна крыша не похожи друг на друга. Все окна разные по размеру, форме и даже рамам. Пространства стен разрываются эркерами, балконами и другими декоративными элементамиВ декоре стен используется как обработанный камень, так и необработанный, оштукатуренные стены с кирпичом.


Смело заходите вовнутрь. Здесь можно осмотреть уникальные интерьеры, которые сохранили до этих дней. Впечатляет курительный салон, в котором представлены охотничьи трофеи. Рядышком в коридоре с 1966 года висит огромная цепь. Она символизирует Независимость Финляндии, и каждый год к ней прибавляется новое звено. А также интересны интерьер ресторана и комнаты, где жили император в путешествии по Финляндии.

Вот так и подошло к концу путешествие во времени и архитектуры. Нам надо чаще смотреть по сторонам, ведь здания могут рассказать очень многое и это поразит вас и погрузит в другую эпоху.

Немного больше фото с экскурсии в альбоме

Рекомендованные туры компании "Серебряное Кольцо":
21:46
08:10
Эту гостиницу можно назвать эталоном Северного модерна.

Никак не удается поймать за хвост этот северный модерн. Смотрю на гостиницу. Башенки, разнотипные окошечки, шпили и круглые крыши. Я бы назвала этот стиль «Андерсоновская датская сказка». Эклектика, стилизация.
А вот оказывается «эталон модерна». Эх.
15:17
модерн и есть в этих разных окошечках и разнотипных башенках. Тем более, что говорим о северном модерне)
15:29
Отличный отчет. Интересуюсь северным модерном и взяла на заметку эту экскурсию. Спасибо.

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"