Домовый Храм преподобного Макария Египетского Горного университета.

Вот уж поистине не знаешь, где найдешь))) Благодаря проекту «Открытый город», побывала в Музее Горного университета. Музей шикарный! Но сейчас я хочу показать вам домовый храм университета. Много истории:))

Домовый Храм преподобного Макария Египетского Горного университета.

Первая домовая церковь Горного кадетского корпуса была открыта при директоре Корпуса генерале от артиллерии А.И. Корсакове и освящена митрополитом Амвросием во имя преподобного Макария Египетского 1 февраля 1805 г. и в память утверждения Устава Горного кадетского корпуса, произошедшего 19.01.1804 г. Руководил производством работ по устройству храма в одном из существующих флигелей Корпуса архитектор подпоручик Горного Кадетского Корпуса Александр Штауберт.
Современная церковь, находящаяся в центральном ризалите флигеля по 21 линии, построена профессором архитектуры Андреем Никифоровичем Воронихиным во время перестройки Горного Кадетского Корпуса в 1806-1811 гг. 18 апреля 1806 г. проект перестройки Корпуса был утвержден Императором Александром I. Домовый храм построен в стиле высокого классицизма и освящен 10 апреля 1810 г.
В 1828 г. главный архитектор Горного корпуса А.И. Постников перестраивает интерьер церкви, сохраняя при этом ее стиль. Новый, одноярусный иконостас в стиле ампир имел серебряную отделку с позолоченными деталями. Местные иконы были из старого иконостаса, а три новых образа написаны академиком Академии Художеств И.Е. Яковлевым. Перед клиросами в киотах установлены две наборные иконы, выполненные по заказу в 1826 г. в Екатеринбурге: образ Преображение Господне и образ Воскресение Христа Спасителя. В алтаре находился малахитовый запрестольный крест на горке из уральских камней – дар Императора Николая I, на престоле — бронзовая дарохранительница с платиновыми колонками. Стены храма были зеленого цвета. Большое арочное окно фасада по 21 линии было заложено.

В ноябре 1864 г. в церкви произошел пожар, в результате которого прогорел потолок алтаря. Восстановительные работы поручены архитектору Cанкт-Петербургского Монетного Двора академику архитектуры В.Е. Стуккею.

На основании декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви в августе 1918 г. храм Горного института был закрыт. В помещении бывшей церкви вначале был оборудован кинозал, затем спортзал, в результате чего полностью утрачен интерьер, уничтожен барельеф фасада по 21 линии. Сохранились лишь потолочная розетка люстры и остатки профилей панелей стен. В 1922 г. в Горный музей были переданы четыре уникальных наборных иконы: Преображение Господне, Воскресение Христа Спасителя, Пророка Ильи, Николая Чудотворца, а также живописные портреты и запрестольный малахитовый крест. Иконы сохранились до наших дней… Остальные иконы и церковная утварь были переданы в Государственный Музейный фонд и Государственный Музей религии в 1923 г.

Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 30.07.1996 г. Санкт-Петербургский государственный Горный институт включен в свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. В 1998 г. начался поиск архивных документов по церкви Горного института и через два года начались работы над проектом воссоздания церкви.

30 марта 2001 г. по инициативе ректора и поддержке Ученого Совета Горного института было принято решение о воссоздании домовой церкви преподобного Макария Египетского Горного института. Был создан Попечительский Совет воссоздаваемой церкви Горного института в составе: профессора кафедры металлургии цветных металлов Сизякова В.М. и почетного доктора Горного института Рубиса-Черковцева А.Н. Проект воссоздания храма Горного института осуществлен на основании архивных материалов и натурного изучения памятника по состоянию на 1867 год. ( взято тут: www.stsl.ru/news/all/edinstvennyy-v-rossii-khram-v-chest-prepodobnogo-makariya-egipetskogo-nakhoditsya-v-sankt-peterburge )

Сейчас Храм предстает перед нами во всём великолепии.

Побокам от иконостаса две наборные иконы.

Наборные иконы Златоустовской школы создавались в период с конца ХVIII века по 1860-е годы. Уникальность наборных икон заключается в объемнойкомпозиции и своеобразной технике исполнения:основа композиции – горный пейзаж или пещераисполнялись (набирались) из полудрагоценных камней, минералов и драгоценных металлов закрепленных на мастике к дощатой основе ящика. На переднем плане – фигуры людей и антураж выполненныеиз папье-маше и расписанные в технике акварельнойживописи. На заднем плане – живописный фон на бумаге или по левкасу. Таким образом наборные иконыимеют трехмерное пространство, в отличии от традиционных икон написанных на досках.

Декоративная отделка интерьера храма воссоздана реставраторами ООО «Атлант». Колонны хор выполнены из искусственного мрамора. Гипсовые профили подвесного потолка, карниз, фриз и панели стен открашены под дуб.В ХПП «Софрино» (г. Москва) изготовлены трехъярусный дубовый иконостас и киоты для сохранившихся наборных икон 1826 г. Написаны иконы для иконостаса, алтаря, ризницы и живописные полотна — в зеркалах стен. Позолочены профили потолка, карниза стен и капителей колонн. Изготовлены позолоченные кресты храма и колокольни, паникадило, бра, решетка солеи, а также вся церковная утварь. Колокола церкви отлиты в фирме «Вера» (г. Воронеж). Скульптор С.Г. Лебедева на фасаде храма воссоздала барельеф «Всевидящее Око». Для праздничных дней устроен отдельный вход в церковь с 21 линии.



Карта:
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"