Ты - славою, твоим я эхом буду жить

Посетить усадьбу Державина на набережной реки Фонтанки я планировала в принципе. Таким образом, мое желание отчасти совпало с конкурсом, проводимом в июне компанией «Серебряное кольцо».

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

На кассе большой выбор разных билетов, но так как я выделила день для этого, то взяла единый (стоимость — 300) и аудиогид (стоимость -180) и вся усадьба стала моей, гуляй — где хочешь и сколько хочешь.
И начала я свой маршрут с центрального входа, зачем идти окольными путями, когда есть короткая дорога?
Сразу открыв двери, мы лицом к лицу встречаемся с хозяином усадьбы Гавриилом Романовичем Державиным.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Сам Державин родом из Казанской губернии, ведет свой род от Мурзы Багрима из Волжской орды. Собственно сразу он нас знакомит и со своим гербом, и со своим родословным древом.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

О, праотцевъ моихъ и родшихъ прахъ священный.

Я не принесъ на гробъ вамъ злата и сребра
И не размножилъ вашъ собою родъ почтенный;
Винюсъ: я жилъ, сколь могъ, для общаго добра. ©
Несколько вестибюльных залов, в которых можно наблюдать историю реставрации усадьбы, старые фотографии из прошлого. Как раз видна разница в этажности, третий этаж на западном и восточном крыле были надстроены позже. Кроме того, хороши видны баржи с дровами, ведь отопление в городе было печное.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Несколько озадачила табличка из кабинета хозяина: во-первых, очень объемная, во-вторых, для кого она предназначалась? в третьих, выяснилось позже, на рисунках из прошлого кабинета, ее там нигде нет.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Пройдя через вестибюльные залы, попадаем в Парадную гостиную, друг напротив друга висят портреты самого Державина и Екатерины II.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

История его творчества тесно связана с ней. «Ты — славою, твоим я эхом буду жить» когда-то адресовал он ей.
Портрет самого Державина написал художник — С.Тончи в 1801 году.
усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Когда в доме царило веселье все пускали в пляс (меж тем рассказывает мне аудиогид), двери всех залов были открыты настежь и кадриль несла людской поток по всему этажу, усидеть не мог никто. И мне стало интересно, а где же собственно были музыканты? Единственный музыкальный инструмент только в одном зале и то на втором этаже. Остается только улица, ведь окна Парадной гостиной выходят в усадебный сад.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

В конце 1770 годов возникает литературный кружок и на столе лежат рукописи участников: поэта В.В. Капниста, баснописца И.И. Хемницера, самого Державина и поэта Н.А. Львова. Как же мне нравится такая мебель, на стульях, на обивке разные сюжетные линии, но выдержаны в единой цветовой гамме. На аналогичном комплекте я сидела в Смольном и скажу, что мебель чрезвычайно удобная, хотя смущают объемные изображения рыб на спинке стульев, но здесь присесть на нее конечно нельзя, чтобы почувствовать разницу.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Барельефы в доме исполнил скульптор Жан-Доминик Рашетт, который входил в число друзей Державина. Он учился в Датской академии художеств, преподавал в Берлинской. В 1779 году был приглашен генерал-прокурором князем А. А. Вяземским на работу в Россию на должность модельмейстера Императорского фарфорового завода в Санкт‑Петербурге.А самая всем знакомая и известная работа находится в Пушкине (из интернета).

Но переходим к барельефам в залах усадьбы.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Готов кумир, желанный мною,
Рашет его изобразил!
Он хитрою своей рукою
Меня и в камне оживил.
Готов кумир! — и будет чтиться
Искусство Пра́ксителя в нем, —
Но мне какою честью льститься
В бессмертном истукане сем?
Без славных дел, гремящих в мире,
Ничто и царь в своем кумире. © фрагмент из Мой истукан

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Восстановлены все интерьеры по архивным описям, составленным в 1815 году. В Голубой гостиной нам немного приоткрывают первую супругу Державина — Екатерину Яковлевну.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге
На информационном стенде прочитала, что ее мать была кормилицей Павла I. И, конечно, стихи Державина, которые ей были посвящены:

Хотел бы похвалить, но чем начать, не знаю.

Как роза, ты нежна, как ангел, хороша;
Приятна, как любовь; любезна, как душа;
Ты лучше всех похвал — тебя я обожаю.

Нарядом мнят придать красавице приятство.
Но льзя ль алмазами милей быть дурноте?
Прелестнее ты всех в невинной простоте —
Теряет на тебе сияние богатство.

Лилеи на холмах в груди твоей блистают,
Зефиры кроткие во нрав тебе даны,
Долинки на щеках — улыбки зарь, весны;
На розах уст твоих — соты благоухают.

Как по челу власы ты рассыпаешь черны,
Румяная заря глядит из темных туч;
И понт как голубой пронзает звездный луч,
Так сердца глубину провидит взгляд твой скромный.

Но я ль, описывать красы твои дерзая,
Все прелести твои изобразить хочу?
Чем больше я прельщен, тем больше я молчу:
Собор в тебе утех, блаженство вижу рая!

Как счастлив смертный, кто с тобой проводит время!
Счастливее того, кто нравится тебе.
В благополучии кого сравню себе,
Когда златых оков твоих несть буду бремя? © Невесте

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Впервые мне встретилась соломенная гостиная, стены гостиной украшены соломенными обоями с пейзажной вышивкой. Екатерина Яколевна и Мария Алексеевна Львова трудились вместе над создаанием вышивки, но, конечно, это увы не подлинные обои.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Тут нежна, милая супруга —
Как лен пушист ее власы —
Снегоподобною рукою
Взяв шито, брано полотенце,
Стирает пот с его чела.
Целуя раскрасневши щеки,
На пяльцы посмотреть велит,
Где по соломе разной шерстью
Луга, цветы, пруды и рощи
Градской своей подруге шьет.
«О! если бы, —она вещает, —
Могло искуссвто, как природа,
Вливать в сердца свою приятность, —
Сии картины наши сельски
К нам наших созвали б друзей!
Моя подруга черноброва,
Любезна, мила горожанка,
На нивах златом здесь пленившись,
Престала б наряжать в шумиху
Свой в граде храмовидный дом».
«Ах, милая! — он отвечает
С улыбкой и со вздохом ей, —
Ужель тебе то неизвестно,
Что ослепленным жизнью дворской
Природа самая мертва!» © фрагмент к Н.А.Львову

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

В кабинете и представлены часы, редкие по своей сути, были изготовлены в очень малом количестве (4 шт.) и они подлинные участники семейных событий четы Державиных.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Из Соломенной гостиной переходим в Аванзал. Ранее, по обоим сторонам камина, были портреты Павла I и Александра I.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Зал «Беседы любителей русского слова» изначально был пристроен к Аванзалу в статусе «Танцевальный зал». На хорах был установлен орган. В 1811 году Державин совместно с А.С. Шишковым создаёт литературное общество «Беседа любителей русского слова», объединившее литераторов Петербурга. И позднее данное общество, которое боролось за чистоту русского языка, заседало в этом зале. Это мне напомнила лозунги, которые порой читаем в метро, от Людмилы Вербицкой «давайте говорить правильно», «давайте говорить как Петербуржцы».

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

И проходя данный зал, попадаем в чудо из чудес — домашний театр.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

И в домашнем театре помимо трагедий (а на тот момент ставились исключительно трагедии), Державин создает музыкальные произведения, ставит оперы, переводит оперные партии, пишет небольшие комедии — постановки, в которых играют домочадцы и друзья. Данный домашний театр был оснащен для очень сложных постановок, вместимость зала 50 человек + если поставить дополнительные стулья еще порядка дополнительно — 20.

На этом мы покидаем первый этаж усадьбы и наш путь лежит к лестнице на второй этаж, из Аванзала. На втором этаже расположены жилые комнаты. И мы сразу попадаем в бильярдную.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Бильярд попал в Россию из Голландии и тут тоже не обошлось без Петра I. Ему очень понравилась игра и он реализовал ее в России. И тут пора вспомнить, что Державин и Шишков борцы за чистоту русского языка, а бильярд слово то иностранное, по одной версии слово «бильярд» имеет французские корни от слова «bille — шар или фр. billette, billart — палка», по другой версии от древнесаксонского bal (мяч) и yerds (палка).

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Александр Семенович Шишков (в будущем — Министр народного просвещения Российской империи) предлагал говорить по-русски: вместо бильярд-шарокат, кий — шаропих. Но это не мешало ему играть в бильярд между тем. А на стенах бильярдной портреты участников литературного сообщества и одновременно заядлые игроки в «шарокат».

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Из бильярдной плавно переходим в Музыкальную гостиную.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Хочется обратить внимание на паркет, он повторяет рисунок Соломенной гостиной, которая как раз находится под ней и выглядит как 3-Д издалека. Гавриил Романович у нас — и швец, и жнец, и в дуду игрец, и здесь у него был другой кружок — музыкальный, ведь ни одно торжественное мероприятие не обходилось без его стихов или романсов.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

На этом инструменте играла первая жена — Екатерина, вторая жена играла на арфе, был и свой оркестр, состоящий из крепостных, которые ежедневно репетировали. Сам Державин играл на скрипке. Музыкальный кружок возглавлял Николай Львов, составляли они сборник народных песен, Дмитрий Степанович Бортянский (в будущем — управляющий придворной певческой капеллой Санкт-Петербурга) и Евстигней Ипатович Фомин (умер рано, в 38 лет, в 1800) были наиболее активными участниками.

Но самое конечно шикарное — это мебель в египетском стиле.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Череда оригинальных помещений в усадьбе продолжается. И нас встречает зал — «Диванчик».

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Мода на диванчики пришла с русско-турецких войн. На диванчике Рашеттом были сделаны бюсты самого Державина и его первой жены, но чуть позднее они исчезли, что не удивительно, ведь зачем второй жене напоминание о первой?

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Сядь, милый гость! здесь на пуховом
Диване мягком отдохни;
В сем тонком пологу перловом
И в зеркалах вокруг усни;
Вздремли после стола немножко,
Приятно часик похрапеть:
Златой кузнечик, сера мошка
Сюда не могут залететь.
Случится, что из снов прелестных
Приснится здесь тебе какой;
Хоть клад из облаков небесных
Златой посыплется рекой,
Хоть девушки мои домашни
Рукой тебе махнут, — я рад:
Любовные приятны шашни,
И поцелуй в сей жизни — клад. © Гостю

Ну вот, поспали, теперь можно и поесть!.. ква-квааа.© Дюймовочка м/ф. Так и мы, с мягкого диванчика, располагающего к неге, плавно перешли в домашнюю столовую. Где с двух сторон нас встречают портреты четы Державиных (художника В.Л.Боровиковского),

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

самого Гавриила:

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербургеи второй жены — Дарьи:

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-ПетербургеНо что интересно, чтобы принести еду с кухни, ее нужно было поднять (чуть попозже обращу внимание на сложный путь доставки) на второй этаж, пронести сквозь Опочивальню и кабинет Дарьи Алексеевны, как-то очень сложно и нет уединения. Так, например, лег поспать, а тут с блюдами туда-сюда люди бегают.

Шекснинска стерлядь золотая,
Каймак и борщ уже стоят;
В крафинах вина, пунш, блистая
То льдом, то искрами, манят;
С курильниц благовоньи льются,
Плоды среди корзин смеются,
Не смеют слуги и дохнуть,
Тебя стола вкруг ожидая;
Хозяйка статная, младая
Готова руку протянуть.
Приди, мой благодетель давный,
Творец чрез двадцать лет добра!
Приди, и дом, хоть не нарядный,
Без резьбы, злата и сребра,
Мой посети; его богатство —
Приятный только вкус, опрятство
И твердый мой, нельстивый нрав;
Приди от дел попрохладиться,
Поесть, попить, повеселиться
Без вредных здравию приправ.
Не чин, не случай и не знатность —
На русский мой простой обед
Я звал одну благоприятность;
А тот, кто делает мне вред,
Пирушки сей не будет зритель.
Ты, ангел мой, благотворитель!
Приди — и насладися благ;
А вражий дух да отженется,
Моих порогов не коснется
Ничей недоброхотный шаг!
Друзьям! моим я посвящаю,
Друзьям и красоте сей день;
Достоинствам я цену знаю,
И знаю то, что век наш тень;
Что, лишь младенчество проводим, —
Уже ко старости приходим
И смерть к нам смотрит чрез забор;
Увы! — то как не умудриться,
Хоть раз цветами не увиться
И не оставить мрачный взор?
Слыхал, слыхал я тайну эту,
Что иногда грустит и царь;
Ни ночь, ни день покоя нету,
Хотя им вся покойна тварь.
Хотя он громкой славой знатен,
Но, ах! — и трон всегда ль приятен
Тому, кто век свой в хлопотах?
Тут зрит обман, там зрит упадок:
Как бедный часовой тот, жалок,
Который вечно на часах!
Итак, доколь еще ненастье
Не помрачает красных дней
И приголубливает счастье
И гладит нас рукой своей;
Доколе не пришли морозы,
В саду благоухают розы,
Мы поспешим их обонять.
Так! будем жизнью наслаждаться
И тем, чем можем, утешаться,
По платью ноги протягать.
А если ты иль кто другие3
Из званых милых мне гостей,
Чертоги предпочтя златые
И яствы сахарны царей,
Ко мне не срядитесь откушать,
Извольте мой вы толк прослушать:
Блаженство не в лучах порфир,
Не в вкусе яств, не в неге слуха;
Но в здравья и спокойстве духа, —
Умеренность есть лучший пир. © Приглашение к обеду

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

И центральную часть домашней столовой занимает стол — сороконожка, изобретение петербургских мастеров.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Разница в 24 года была между супругами, Дарье Алексеевне было 28, Державину — 52, и она взяла на себя управление хозяйством в полном объеме: и домом, и имениями. На столе, под стеклом, ее указания управляющим.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

А открытые двери ее кабинета ведут в Опочивальню. Очень странное расположение для спальни — кровать стояла по центру комнаты. Одна дверь ведет в кабинет Державина,

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

вторая на лестницу, на кухню

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Но вернемся в Опочивальню, на стенах представлены снова портреты четы Державиных.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Этот портрет — дипломная работа Александра Алексеевича Василевского. Наряд, который мы видим на хозяине, модный домашний костюм. В таком виде вельможа (а у Державина стаж государственной службы — 40 лет) мог принимать посетителей.
Александр Пушкин, встретив Державина, отметил сходство портрета с Державиным. О нем он как-то написал:
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил. © фрагмент

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Державин вполне мог стать автором книги «О вкусной и здоровой пище». Именно в его доме появилась такая новинка — паровая печь.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Львов был не только прекрасным архитектором, он внес свою лепту в каждый зал дома, но он еще и разгадал секрет паровой английской печи и внес свои коррективы.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

А этот кот не просто так сидит на печи, он также прибыл из Казани, породу забыла, но он точная копия любимого кота Державина.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Кроме кухни есть еще ряд сопутствующих помещений, это и ледник, где глыбы льда вырезали и укладывали пластами, аналог сумки-холодильника.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

и Приспешная.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Приспешной (пирожковой, блинной) в старину называли помещение с русской печкой, где пекли хлеб, пироги, блины, варили каши и супы.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

А как заготавливали лед для ледника очень хорошо показано на гравюре.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

На кухне присутствуют фрагменты Хозяйственных указаний Державина и интересные рецепты, один из которых возможно попробовать всем:

«Как варить щуку, чтобы при подавании на стол казалось голубою.
Сварив оную неочищенную в соленой воде и вынув поспелую из кипятка, попрыскать на нее холодною водою и тотчас после того накрыть, чтобы не выходил пар, ибо если пар выйдет, то она не будет голубою»
А мы вновь поднимаемся по лестнице и проходим внутрь Опочивальни, и, минуя ее, проходим в кабинет Державина.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

В этом кабинете он ожидал свою Музу и писал свои произведения.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

«Мое время прошло. Теперь миру явился новый Державин. Это Пушкин, который уже в Лицее перещеголял всех поэтов.» ©

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Обратили внимание на картины и главного любимца Державина?

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Кабинет очень хитро спроектирован Львовым, некоторые шкафы являются обманками и ведут в Опочивальню и в Бильярдную.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

На стене висит картина «Река времени» (копия), оригинал был подарен Александру I, где в виде реки изображены достижения государств и народов. За два дня до смерти, глядя на Реку времени (между шкафами висит и сейчас), Державин написал:

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Река времен в своем стремленьи

Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы. © Река времени

Если читать по первым буквам «Руина чти», биографы считают эти строки его главным завещанием.

Хотя, с другой стороны, была и такая дань моде, размещать картины с руинами на стенах гостиных, есть такая и в музыкальной гостиной усадьбы. Руины напоминали о быстротечности прошлого времени с переходом на настоящее.

усадьба Державина на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Стихи скопированы с прекрасного сайта, посвященного жизни и творчеству Державина: dergavin.ru.

И улыбка судьбы, сейчас усадьба находится в ведении Всероссийского музея А. С. Пушкина.

P.s. Все сотрудники приглашали прийти в музей 3 июля 2018 года, именно в этот день они будут отмечать день рождения Державина и праздничные мероприятия будут в течении всего дня.

сайт музея: www.museumpushkin.ru/vserossijskij_muzej_a._s._pushkina/muzej-usadba_g.r.derzhavina.html

Посты по усадьбам:

Усадьба Башениных в Сарапуле

Прогулка по территории усадьбы Архангельское в Красногорске

По залам дворца в Архангельском

Усадьба Шереметевых на Фонтанке в Санкт-Петербурге

Усадьба Марьино

Детальный альбом по усадьбе

Карта:
RSS
15:43
Спасибо! Подробное обстоятельное описание!
И отлично сохранившийся / отреставрированный дом.
А вот Вы разобрались, Львов архитектор здания или только «дизайнер интерьеров»?
В citiwalls www.citywalls.ru/house3222.html путанно:

Дом М. П. Захаровой — арх. Пильников Григорий Петрович (?)
Усадьба Г. Р. Державина (с 1791) 1791- 1794 — арх. Львов Николай Андреевич — оформление интерьеров
1794 — арх. Пильников Григорий Петрович — двухэтажные каменные флигели – конюшенный и кухонный
1803-1806 — западное и восточное крыло
Римско-католическая духовная коллегия (с 1846) 1846-1850 — арх. Горностаев Алексей Максимович, Собольщиков Василий Иванович — перестройка

но ниже, там же:
Усадьба построена арх. Н. А. Львовым, другом выдающегося русского поэта Г. Р. Державина. Державин прожил здесь с 1791 по 1816 гг.
В 1840-х гг. здание перестроено по проекту арх. А. М. Горностаева для Римско-католической духовной коллегии.
у Державина со Львовым были родственные связи, и он построил дом изначальный, много рассказывали, что стройка была несколько лет, и семья тогда жила рядом в деревянном доме, потом уже перестраивали другие, ой я бы их сравнила со стрекозой (Державин) стихи пишет, все с музой дни проводит, а муравей (Львов) дом строит и обустраивает))) потом же Державин его детей опекал, а во втором браке уже все хозяйственные узды взяла жена (Дарья) и на мой взгляд это и примирило его со вторым браком, судя по стихам, первую жену он очень любил сильно, про вторую я бы так не сказала (мое восприятие), Львов то уже умер на тот момент, кухонный флигель строила бригада Василия Сорокина, конюшенный не могу ничего сказать, все восстановление делали исключительно по чертежам Львова, а перестройка
но честно говоря у меня не было такого вопроса в принципе по строительству, дом если честно не особо интересен мне в части архитектуры
00:22
спасибо!
А мне нравится. Как раз с точки зрения архитектуры.
Он такой нарядно-музыкальный: ))
и весь 18 веком дышит. В Питере таких мало.

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"