По Королевской дороге. Пенаты

Ох и насыщенное было путешествие «По Королевской дороге. От Сестрорецка до Приморска»! Марьина гора с историей про «отколовшегося» медвежонка, две кирхи Стенбека, церковь Никонова… Финский залив, ласково шептавший всю дорогу. Сосны, светящиеся на солнце…

Одно из ярких впечатлений — очаровательная дача Ильи Ефимовича Репина «Пенаты». Этот пост — о ней.

В 1899 году Репин купил небольшую усадьбу, площадью около двух гектар, для своей любимой, Н. Б. Нордман.

За несколько лет Илья Ефимович выстроил на новом участке поместье, которое Наталья Борисовна Нордман назвала «Пенаты» в честь древнеримских богов — покровителей домашнего очага.

Нордман и Репин никогда не были женаты (в те времена для женитьбы нужно было венчание, Репин был уже один раз повенчан и, хотя с первой женой он развелся, церковь вторичное венчание запрещала). Первые годы после постройки одноэтажного дома «Пенат» Репин ездил в гости к Наталье, потом — стал оставаться на более длительные сроки, начал принимать друзей в этом доме, а потом и вовсе переехал.

Обратите внимание на фразу «после постройки одноэтажного дома». Да, это не опечатка. Дом изначально был одноэтажным! Он рос, как дерево, во все стороны. Появлялись помещения сверху и боковые пристройки, флигельки и мансарды, лестницы и мастерские. К 1906 году поднялся второй этаж со стеклянными шатрами, флюгерами, резными украшениями, сделанными по рисункам хозяина. Строительство велось без плана. То, что получилось, выросло по потребностям хозяев.

Рос не только дом, обустраивался непрерывно и участок. В усадьбе выкопано шесть прудов с соединяющими их каналами, выходящими в протекающий рядом за усадьбой ручей, который впадает в Финский залив.

Аллеи соединяют беседки, пруды, через каналы устроены мостики. В тенистых уголках размещены «случайные», артефакты — большие камни, вазы, альпийские горки, цветущие поляны-клумбы.

Окрестности Финского залива в районе Пенат богаты булыжниками разных размеров. От мелкой гальки до огромны валунов. Камни использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Все аллеи и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных, под настроение названия менялись. Парк был живым, он отражал увлечения и настроения хозяев.

Дорожка парка, выложенная руками Репина, Нордман и их гостей

В парке строились деревянные домики и беседки. До нашего времени дошли только две. На фотографии — одна из них, с обзорной башней, Шахерезада (так И.Е. называл Наталью Борисовну).

Репин рисовал жену непрерывно. Сохранились десятки ее портретов. Этот портрет, на берегу озера в Швейцарии, Репин считал одним из лучших.

Илья Ефимович, еще до знакомства с Натальей Борисовной, интересовался вегетарианством и пробовал жить, не употребляя мяса.

Наталья Борисовна обладала очень страстной натурой. Для нее мало было признать взгляды верными, она их должна была воплотить. Нордман стала одним из первых апостолов вегетарианства в России, организовав полностью вегетарианский стол в доме. Это совсем не просто и сейчас в нашей северной стране, несмотря на обилие фруктов и овощей. Стол в Пенатах был жестко веганским — в список запрещенного входили и рыба, и яйца, и молоко.

Репин моему поколению (не знаю как учат в школе сейчас) был известен в основном по социальным картинам. «Бурлаки на Волге», «Отказ от исповеди» (репродукция этой картины выше), «Расстрел».

Наталья Борисовна, имея близкие с мужем взгляды, последовательно проводила демократические идеи в жизнь семьи. Она ввела 8-часовой рабочий день для прислуги, за переработки платила дополнительную плату. Оплачивала дополнительно и работы, которые не входили в прямые обязанности служащих. Например — хлопоты из-за гостей дома.

Кроме введения справедливой оплаты, НБ постаралась убрать все моменты, унижающие человеческое достоинство. Так, слуги работали в саду, готовили еду, но не прислуживали «господам».

Несмотря на необычный образ жизни (веганская еда, самообслуживание), дом был всегда полон посетителями, гостями, друзьями.

Пенаты были открыты не только людям из круга хозяев. В сад приглашались и дачники, и окрестные крестьяне: для них устраивались регулярные общественные гулянья, лекции, концерты. Атмосфера радости и свободы была в этой усадьбе в начале века. Возможно, так случилось потому, что дом, с рожденья, оберегали разные боги.

Говорят, покровители домашнего очага, Пенаты, изображены на расписных воротах усадьбы.

Может быть эти боги и древнеримские, но созданы явно не в античной стилистике. Некоторые исследователи тут видят мотивы древнерусской вышивки, а некоторые узнают распростертую птицу пермского звериного стиля, охраняющую дом.

Узор нарочито груб и архаичен.

Продолжают древнерусскую тему столбы, увенчанные стилизоваными богатырскми шлемами.

Солнце и цветы на коньке крыши тоже имеют славянские корни

Египетские боги квартируют в деревянном театре-беседке «Храм Осириса и Изиды». В русле демократических традиций, чтобы ничьи боги не ушли без пристанища, перед беседкой расположена площадь Гомера (древнегрческие боги, возрадуйтесь). На площади Гомера «летом по воскресеньям устраивались собрания жителей Куоккалы, проходили лекции и танцы под гармонику и балалайку… » (и, видимо, в тени деревьев рядом с Зевсом крутили хвостами русалочки из пруда).

В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. Умер художник в 1930-м. Завещание выполнили, около могилы поставили деревянный крест.

Позже, когда территория стала советской, вместо креста был установлен бюст художника, в перестройку — бюст заменили снова на крест, символ христианства.

1900-е были годами счастья в Пенатах, но в 1910-х у владельцев усадьбы взаимопонимание начало уходить. Взгляды Н.Б, становились все эксцентричнее, весь Петербург посмеивался над ее «обедами сеном». Появились материальные проблемы — Репин активно помогал деньгами четверым детям от первого брака и не всегда разделял социальные проекты жены.

Заболев открытой формой туберкулеза, весной 1914 года Наталья Борисовна уехала в Швейцарию, в Локарно, в больницу для бедных. С собой она взяла деньги только на дорогу. Илья Ефимович отправлял ей деньги — она их вернула. Посылал полные любви письма — они даже не были распечатаны. Н.Б. умерла через три месяца, летом 1914-го, завещав свое имение Репину, а после его смерти — Академии Художеств, с условием, что в доме будет музей Репина.

Наталья Борисовна всегда к творчеству Ильи Ефимовича относилась с большим уважением. С первых лет совместной жизни с художником она начала собирать архив, сохраняя эскизы, программки выставок, отзывы и рецензии.

Совет Академии Художеств, рассмотрев завещание, постановил дар не принимать, так как денег на содержание «Домика Репина» в Академии не было. Илья Ефимович передал Академии художеств 30 тысяч рублей, чтобы на проценты с них можно было поддерживать музей.

Удивительно, но завещание было исполнено.

Несмотря на революции и войны, несмотря на то, что территория усадьбы долго принадлежала Финляндии, и даже несмотря на то, что дом сгорел дотла — сейчас в Пенатах музей Репина (под патронажем Академии Художеств!), прекрасный парк и тщательно восстановленный дом, с личными вещами художника, его картинами.

М. Горький, Н. Андреева, Н. Нордман и И.Репин в Пенатах.

Рекомендованные туры компании "Серебряное Кольцо":
Карта:
11:50
RSS
20:57
+1
Ира, благодарю за замечательный отчёт. Очень нравится Репино. После Вашего поста захотелось туда поехать ещё раз. Место необыкновенной атмосферы и красоты.
22:53
Спасибо за добрые слова.
А мне-то как после отчета захотелось съездить еще раз туда! Начинаешь писать о месте, проникаешься и понимаешь на что надо было обратить внимание: )))

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"