Музей телевидения

Группа по интересам: Наука и техника

Это единственный в стране музей телевизионной науки и техники, где в хронологической последовательности отражены этапы развития различных направлений телевизионной техники в нашей стране. Он был организован в 1977 г. как музей истории Всесоюзного научно-исследовательского института телевидения. В настоящее время преобразован во Всероссийский музей телевидения. Музей находится на территории НИИ телевидения, посещение возможно только в группе по предварительной заявке, телефон для заявок 556-91-57. А вот что удалось узнать и увидеть во время экскурсии.

Начало истории электронного телевидения — 1907 год, Борис Львович Розинг изобретает принцип устройства и работы современного телевидения — систему электронной развёртки (построчной передачи) в передающем приборе и электроннолучевую трубку в приёмном аппарате.

Музей телевидения

Его ученик Владимир Козьмич Зворыкин эмигрировал в США и работал в компании RCA, к концу 20-х годов довёл идею до практической реализации, сконструировал передающую трубку (иконоскоп) и принимающую (кинескоп). Зворыкин в 30-е годы приезжал в Европу и в СССР, оказывал консультационную помощь в создании систем телевидения. По договору с компанией RCA СССР ввел в действие в 1938 году первую передающую станцию электронного ТВ в Москве, было освоено производство телевизоров «ТК-1» с кинескопом Зворыкина. Они имели экран с почтовую марку, но музей такими экземплярами не располагает.

А вскоре началась вторая мировая война, и телевидение пришло на службу в воюющие армии. Зворыкин занимается разработкой приборов ночного видения и авиабомб с телевизионной наводкой, а в это время в блокадном Ленинграде создают радиолокационно-телевизионную систему ПВО.

Музей телевидения

Недостатком существовавшей на тот момент системы обнаружения самолётов на базе радаров РУС-2 была ручная передача данных от операторов радаров в штаб ПВО, что занимало несколько минут. Эммануил Иосифович Голованевский предложил напрямую передавать изображения с экранов радаров с помощью телевидения.

После Великой Отечественной войны в СССР началось бурное строительство телевизионных центров уже на основе разработанного в НИИТ современного европейского стандарта «625 строк» (1945 год) и организовывалось телевизионное вещание. Это стало возможным в том числе благодаря массовому производству первых отечественных телевизоров КВН-49 (по имени разработчиков — Кенигсон, Варшавский, Николаевский). Нам продемонстрировали, что они до сих пор работают и принимают два современных канала (был третий, но ныне прекратил вещание). Хотя всякое бывало, в народе аббревиатуру расшифровывали «купил — включил — не работает».

Телевизор КВН-49

Вещание было до середины 60-х годов только региональным. С появлением Останкинского телецентра (1967 г.) и спутников связи организовано Всесоюзное вещание. Телевизионные передачи обеспечивались с помощью таких вот передающих камер.

Передающая телевизионная камера

Трёхтрубочная телекамера К-132, передавала цветное изображение и использовалась для репортажей с московской Олимпиады.

Трёхтрубочная телекамера К-132

Другие телевизионные устройства 60-х годов. Видеомагнитофон «Малахит».

Видеомагнитофон Малахит

Счётчик-анализатор микрообъектов для гранулометрического анализа различных веществ в промышленности.

Счётчик-анализатор микрообъектов для гранулометрического анализа

Медицинская техника — капилляроскоп.

капилляроскоп

Но основное направление работы НИИТ в 50-60-е годы в «гражданском» секторе — техника для освоения космического пространства. Система «Енисей» была установлена на АМС-3 и использовалась для съёмки обратной стороны Луны. Примечательно, что поскольку цифровой фотографии тогда не было, инженерам пришлось соорудить довольно сложного робота, который фотографировал на плёнку, проявлял её, сушил, а уже потом телекамера снимала изображение и оно передавалось на Землю.

Камера для съёмки обратной стороны Луны.

Изображение обратной стороны Луны в результате получилось вот таким:

Изображение обратной стороны Луны

Бортовые устройства отображения космических кораблей, впервые были применены на спутнике с собаками Белкой и Стрелкой, далее использовались на кораблях «Восток». Экземпляр камеры «Селигер» (справа) побывал в космосе вместе с Гагариным.

Бортовые устройства отображения

Камера кругового обзора для космических станций, совершающих мягкую посадку на Луну. Велись в НИИТ и разработки репортажной камеры для экспедиции на Луну человека (им должен был стать Алексей Леонов), но когда американцы нас опередили, были свёрнуты.

Камера кругового обзора для космических станций, совершающих мягкую посадку на Луну

А вот эта техника пошла в дело, использовалась на космических кораблях «Союз», «Союз-Т», «Прогресс» и станции «Салют». Телекамеры использовались для связи с экипажем, наблюдения за наружной аппаратурой, обеспечения стыковки и посадки.

Телекамеры использовались для связи с экипажем, наблюдения за наружной аппаратурой, обеспечения стыковки и посадки

Телекамеры использовались для связи с экипажем, наблюдения за наружной аппаратурой, обеспечения стыковки и посадки

Аппаратура «Арктур» обеспечивала совместный полёт советских космонавтов и американских астронавтов на космических кораблях «Союз" и «Аполлон". Использовалась для контроля с Земли процесса стыковки кораблей, что, учитывая их разнотипность, было непростым делом.

В залах спецтехники фотографировать не разрешали. В основном, там были представлены техника для контроля за космическим пространством (пусками ракет), морская и глубоководная аппаратура, используемые и поныне. Интересна аппаратура для глубоководной (до 6000 м) разведки железо-марганцевых конкреций. Эти сокровища океана также представлены в музее.

Один экземпляр спецтехники почему-то оказался в «гражданском» зале, и я его представляю ниже. Эта камера выдерживает чудовищные нагрузки и вставляется в артиллерийский снаряд. После разрыва снаряда в воздухе парит на парашюте над неприятельскими позициями и передаёт их изображение. Возможно, дело в том, что сейчас уже разработана для той же цели более совершенная техника.

Эта камера вставляется в артиллерийский снаряд

Попасть в музей, как я уже писал, не так просто: только в группе и только по будним дням, многие, вероятно, ограничатся чтением рассказа. Но есть здесь и свои байки: например, что прикосновение к камере, видевшей Гагарина, приносит удачу, хозяева музея против этого не возражают )) Так что, может быть, стоит попробовать.

Карта:
Спасибо большое за такое интересный и подробный отчет!
Взяла себе на заметку обязательно там побывать.
Спасибо, очень интересно!