Невская застава: берег левый, берег правый

Петербург и его окрестности

В один из пасмурных зимних дней я съездила на авторскую экскурсию Владимира Чекунова по Невской заставе. Это было посещение необычного района Санкт-Петербурга, начинавшегося за стенами Александро-Невского монастыря у городской заставы. Уже в XIX веке район превратился в мощный промышленный центр, где были построены не только производственные корпуса, но и жилые дома, школы, храмы и магазины. По масштабам производства Невская застава конкурировала с крупными российскими и зарубежными индустриальными центрами. На экскурсии мы поговорили о развитии капитализма в России и о том, что происходило на Невских берегах 100 лет назад.

Наша экскурсия началась у Александро-Невской Лавры, откуда в XVIII веке начинался Шлиссельбургский тракт, современный проспект Обуховской обороны. Тракт протянулся на 11,5 км и заканчивался на месте Рыбацкого проспекта. И именно здесь, в начале тракта разгорелся очаг февральских волнений 1917 года. Отсюда многотысячная толпа мастеровых, рабочих, красногвардейцев двигалась в сторону Невского проспекта. Далее в ним присоединились рабочие Нарвской заставы, Выборгской, Петроградской стороны.

Первая остановка — около церкви «на грошиках» или Иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радосте на проспекте Обуховской обороны.

История этой церкви началась с того, что на берегу Невы, на Шлиссельбургском проспекте была выстроена часовня освященная во имя Троицкой иконы Божьей матери. Интересна история попадания иконы в церковь. Купец Семен Матвеев, родственник купцов Куракиных, отправился с друзьями на рыбалку. Их застал шторм, лодка перевернулась, и, все кроме Матвеева, утонули сразу. Семен Матвеев зацепился за бревно и отчаянно боролся за жизнь. Тогда он принес обет, что если останется жив — передаст церкви семейную икону Скорбящей Божьей Матери. Он выжил и выполнил свой обет. С тех пор, икона хранилась в церкви, пока с ней не произошли чудесные изменения. После удара молнии церковь сильно пострадала, а икона пережила поновление иконы и на ней отпечатались 12 грошиков. Висевшая рядом кружка с подаяниями расплавилась, и 12 грошиков остались на иконе. Верущие восприняли это как чудо, и история получила широкую огласку.

Рядом с часовней была построена церковь во имя иконы Божьей Матери скорбящий радости. Церковь строилась на частные пожертвования, по проекту архитектора А. Гоген. За основу церкви был взят неорусский стиль, распространенный в московской архитектуре в XVII веке.

В 1911 году около часовни была похоронена известная странница Матренушка Босоножка, Матрена Петровна Мельникова.

Владимир Чекунов с большим энтузиазмом рассказывает истории Невской стороны.

Кружевные перила.

При советской власти церковь была закрыта 1932 году и ее здание должны были передать под общежитие завода «Большевик». Некоторое время часовня действовала как обновленческая церковь, полностью сотрудничавшая с Советской властью. В 1938 году здание было передано штабу противоздушной обороны, но чудесная икона была спасена прихожанами. И в конце 40-х годов передан в Свято-Троицкую церковь, где находится в настоящее время.

От церкви Финляндский железнодорожный мост.

Дом в стиле сталинского классицизма на проспекте Обуховской обороны.

Облик района очень сильно изменился в годы войны, большое количество зданий пострадало во время фашистских бомбежек.

Мы возвращаемся в автобус и едем дальше вдоль проспекта Обуховской обороны.

По адресу проспект Обуховской Обороны, 51 находится административный корпус заводоуправления бывшего Невского судостроительного завода. В 1857 году завод был основан англичанином Томпсоном как металлургическое предприятие. В последствии оно несколько раз меняло владельцев и специализацию, пока в 1864 году не перешло в руки русских промышленников Семянникова и Полетики. Завод получил название «Невский литейный и механический завод Семянникова и Полетики». В 1870 году завод перешел к Русскому обществу горных заводов. В 1899 году был куплен Московским товариществом Невского судостроительного и механического завода, и начал выпуск товаров военного производства для государственных нужд. На заводе производили миноносцы, легкие крейсера и другие судна средней тонажности.

В период промышленного кризиса 1904-1908 гг. завод переживал тяжелые времена. Акции его падали в цене и, чтобы спасти предприятие от краха, Государственный банк начал их скупать. В результате предприятие из частного превратилось в казенное. К 1913 году число рабочих достигло 3 000 человек.Перед зданием стоит один из первый памятников Ленину. В нем с большой точностью передано строение тела Владимира Ильича. Недавно памятник был отреставрирован силами работников предприятия.

Следующая остановка — бывшая ткацкая мануфактура Я. Паля. Мануфактура – это расширенная ремесленная мастерская с применением ручного труда.

В XIX веке промышленность Петербурга начала развиваться именно с текстильных производств.

В 1837 году Паль купил участок под мануфактуру. Крепостных из окрестных сел прикрепляли к заводу или брали в аренду у помещиков. Условия труда были жуткие: сильный запах от химических испарений, грязь, жара. Но по мере развития производства владелец начал вкладывать деньги в обучение рабочих, строил доходные дома. Средняя зарплата была 22-28 рублей, на современные деньги это примерно 30000 р.

Чем лучше становилось техническое оснащение предприятия, чем больше хозяин вкладывал в развитие рабочих, тем больше недовольства появилось с их стороны. Появились народовольцы, которые стали настраивать людей на борьбу. В результате 1884 год прошла первая в Петербурге забастовка на крупном предприятии, в ней участвовало около 600 рабочих. Ее поддержали две ткацкие фабрики, Петровская и Спасская мануфактуры. Рабочие выдвинули требования Палю, и он готов выполнить некоторые требования и пойти на соглашение. Но за ночь количество претензий увеличилось, с чем владелец не захотел мирится. Были вызваны войска и участников забастовки разогнали, а особенно активных выслали из города. После инциндента специальная комиссия выявила много нарушений в организации труда. Яков Паль пересмотрел свое отношение к этому и стал больше вкладывать в охрану труда.

Некоторые экскурсанты поделились своими впечатлениями от работы на современном ткацком производстве.

К 1919 году фабрика Паля стала одним из крупнейших предприятий не только столицы, но и России. Производили ткани смесовые, хлопчатобумажные, из химических и натуральных волокон. В те времена Нева очень активно использовалась как транспортная артерия. И ее берега были застроены складскими, промышленными и др. помещениями.Во времена перестройки предприятие полностью обанкротилось, и сейчас здесь обычный коммерческий центр.

Сохранившиеся доходные дома в районе мануфактуры.

Далее по проспекту Обуховской обороны, мы проехали здание бывшего Александровского чугунолитейного завода. Завод был основан в 1825 г. — после трагического наводнения было решено перевести чугунолитейный завод с Петергофской дороги на новое место.30 мая 1830 г. был спущен на воду первый русский пароход «Нева». В 1834 г. здесь была изготовлена первая в мире цельнометаллическая подводная лодка Карла Андреевича Шильдера (1785-1854). В 1832 г. металлоконструкции завода были использованы для перекрытий строившегося Александрийского театра, Зимнего дворца. На заводе также занимались и художественным литьем. Чугунные львы, решетка Летнего сада, колесница Арки Генштаба, скульптуры на Нарвских и Московских воротах были отлиты здесь, по прямому заказу Императорского двора.

Здание обновлено в 1890 году по проекту архитектора Шапошникова И.И.В 1922 году Александровский завод был переименован в Пролетарский завод.

С 1925 по 1931 гг. завод занимался восстановлением и ремонтом пассажирских и товарных вагонов, строительством вагонов, ремонтом колёсных пар, производил работы по литью и механической обработке, постройке платформ. С 1960-х гг. Пролетарский завод был перепрофилирован на производство судовых машин и гидравлических механизмов для кораблей.

Историко-краеведческий музей «Невская застава». Здесь в комнате рабочего Обуховского завода В.А. Шелгунова в 1894 – 1895 гг. В.И. Ленин проводил занятия в марксистском кружке и собрания передовых рабочих Петербурга. Это единственное здание на этом участке, которое не было перестроено.

Название проспект Обуховской обороны появилось в 1931 году в память о событиях 1901 года. Тогда, 7 мая 1901 года, произошло одно одно из первых в российской истории открытое политическое выступление рабочих под Санкт-Петербургом.В стачке приняли участие рабочие Обуховского сталелитейного завода, Александровского завода и Карточной фабрики.По итогам Обуховской обороны 7 участников были приговорены к тюрьме, 20 человек — к арестантским ротам. Кроме того, большинство из 800 арестованных (в том числе не принимавших участия в схватке) были высланы из Петербурга в административном порядке.

Но были и положительные моменты. Главным результатом Обуховской обороны стало принятие, летом 1903 года, Закона о фабрично-заводских старостах. Это стало серьезным шагом на пути к производственной демократии, которая продолжала развиваться в фабрично-заводских комитетах.

После вкусного обеда в кафе «Русские блины» мы поехали дальше по проспекту Обуховской Обороны. Следующая остановка около церкви «Кулич и Пасха», полное название которой Церковь Святой Троицы Живоначальной. Свое название церковь получила из-за сходства ансамбля церкви с пасхальными блюдами.

«Кулич»

«Пасха»

Церковь была построена в 1785—1790 гг. по проекту архитектора Н.А. Львова. Идея постройки необычного архитектурного ансамбля принадлежит заказчику строительства генерал-прокурору А. А. Вяземскому, владельцу села Александровское.

Интересно, что в этой церкви крестили будущего адмирала А.В. Колчака.

Недалеко от церкви находятся корпуса Обуховского завода.

Перед заводом — здание бывшей технической школы при Обуховском заводе, архитектора Лумберга Ф.Ф. Сейчас здесь находится средняя образовательная школа №337.

Как вы думаете зачем перед входом в парадную это заграждение? :)

Все очень просто. Оно защищает от сильного ветра с Невы, что позволяет экономить тепло в помещении. Кроме того, в холодное время года дети успевают утеплиться перед выходом :)

А мы заходим в Музей Обуховского завода.

Музей работает по предварительной записи и проводит экскурсии для небольших групп. Так как мы были большой группой, нас разделили, и часть отправилась смотреть фильм про Обуховский завод, а другие пошли на экскурсию по музею.

Фильм был очень познавательный, особенно перед предстоящей экскурсией.

Экспозиция музея весьма интересная, но требует вмешательства со стороны экскурсовода. Благодаря ему экспонаты оживали и сами рассказывали историю завода.

В прошлом году Обуховскому заводу исполнилось 153 года, а музею — 40 лет.Обуховский завод был основан в мае 1863 года. Товарищество — П.М.Обухов, Н.И.Путилов, С.Г.Кудрявцев и Морское министерство заключили Контракт о строительстве завода на Шлиссельбургском тракте в селе Александровском. Создание завода было вызвано необходимостью перевооружения армии и флота стальными орудиями после поражения России в Крымской компании 1853-56 гг. В 1864г. была произведена первая плавка весом в 294 пуда и завод начал работать и производить продукцию.

Благодаря отличному качеству обуховской стали, кроме артиллерийских орудий было налажено производство броневых плит для судов; хирургических, чертежных и слесарных инструментов; валов для паровых машин судов; ружейных стволов и магазинных коробок для винтовки системы Бердана.

На рубеже XIX и XX веков на заводе работало около 4000 человек, в 1914г. — 10.266 чел. При заводе имелись каменная церковь Св. Апостола Павла, училище, школа для детей рабочих, библиотека, «Общество потребителей», больница с амбулаторией, домики для рабочих. В 1913 году, празднуя свой 50-летний юбилей, завод считался одним из крупнейших орудийных и сталелитейных предприятий не только России, но и Европы, став главным конкурентом немецкой фирмы Крупа и английской Армстронга. За этот период на заводе было изготовлено более 90% вооружения для Военно-Морского флота и более 50% для сухопутной армии.

Предметы той эпохи.

Советский авиадвигатель 1925 года.

Стол директора завода.

Интерьер кабинета директора.

«Исторические» кирпичи.

Продукция советской эпохи.

Переживая взлеты и падения, завод продолжает активно развиваться и в настоящее время. На современном этапе своего развития АО «ГОЗ Обуховский завод» является одним из ведущих предприятий промышленного комплекса страны. В 2004 году в соответствии с Указом Президента РФ Обуховский завод внесен в список ста наиболее важных в стратегическом отношении предприятий России.

После посещения музея мы переехали на правую сторону реки Нева, где в дореволюционное время был наиболее развитый промышленный район. Проехали по Уткиной заводи, деревне Глезнево и вернулись к Александро-Невской Лавре.

Экскурсия получилось длинной, но очень интересной и насыщенной.Благодарю Владимира Чекунова за интересные истории и туристическую компанию Серебряное кольцо за организацию экскурсии. А организация была, как обычно, на высоте!

Рекомендованные туры компании "Серебряное Кольцо":
Невская застава. Берег левый, берег правый. (1 день)
Тур в расписании на даты: 02.09
19:10
Нет комментариев. Ваш будет первым!