Три института жизни Баден-Бадена: термы, театр, казино

Здесь нет никого, кто бы был серьёзно
болен. Все приезжают сюда, чтобы развлечься.
Почти никто не задерживается у себя в отеле, публика
сидит целый день за маленькими столиками под деревьями
Гоголь Н.В.

Изумрудные тени деревьев и сады, палитра которых ежегодно определяется репертуаром оперных фестивалей, бьющие фонтаны итри главные института жизни Баден-Бадена: ТЕРМЫ, ТЕАТР, КАЗИНО. Петляющие улочки, переходящие в тропы среди холмов, ведут к средневековым замкам – таков город сегодня.

Город, в основании которого лежит бьющая ключом вода, на Аурелиевой дороге империи, примерно так можно перевести римское название этого города Аурелия-Аквинкис. Такое имя города не уникально. Важнейшим структурным элементом Римской империи были марширующие легионеры. Они строили пронизавшие всю Европу дороги cardo и decumanus, пересекавшиеся под прямым углом, на их пересечения нанизывались города. Аквинкумов или Аквенкисов было не менее чем Лан-кастеров и Ман-честеров, и если одни несли в своем имени caster = военный лагерь, то в название других aqua= вода. Если тела завоевывающих новые земли легионеров буквально держали на себе империю, то сами эти тела держались на культуре терм. Аурелия-Аквенкис был значительным комплексом римских бань, в которых сочетались гигиена, медицина, коллективная релаксация, прогулки между приятием ванн, вкушение блюд, библиотека и небольшой мусейон (музей). В 214 году при императоре Каракалле здесь возник комплекс купален, где проводили целый день. Термы были не менее важным «строительным элементом» империи, чем военная дисциплина и зрелища в колизеях и цирках. Сегодня здесь действуют 12 источником, бьющих с глубины 1800-2000 м. и выбрасывающих до 870 000 литров воды в день от 33 до 68 градусов Цельсия. Термы похожие на дворцы в Риме не были чудом, но термы – одно из чудес эпохи Рима, сменившейся «темными веками» средневековья, которые почти полностью уничтожили их.

<p "="">В середине IV столетия эти территории были завоеваны аллеманами, кельтскими племенами. Они практически полностью разрушили имеющиеся на то время термы.Со времен Карла Великого регион становится одним из пограничных округов Империи, где правят маркграфы. Так среди гор и холмов появляются многочисленные замки. По панорамной дороге, часть которой носит имя «Отдых Софии» ( в честь шведской принцессы Софии 1801-1865 — жены Великого герцога Леопольда Баденского) мы совершим восхождение к Хохенбаден с привалом и пикником.По дороге вы узнаете историю крепости и ее святого защитника Бернхарда II, а также легенду исцеления города от чумы термальными водами. Вы узнаете что здесь делал Парацельс в 1526 году. За старым замком тропа уведет нас к скалам Баттерт, где Вы сможете увидеть останки кельтских сооружений из камней гигантов и узнаете легенду о деве с ланью…
<p "="">Со второй половины XVIII века начинается превращение города в одну из летних столиц Европы. Здесь отдыхали германский кайзер Вильгельм I, английская королева Виктория, «железный канцлер» Бисмарк (память о нем «отлита» в мощном памятнике во весь рост) и автомобильный магнат Генри Форд, Шарль де Голль и Далай Лама, Брамс, Карузо и Марлен Дитрих, Ференц Лист, Айседора Дункан, Паганини, Брамс, Шуман, Штраус.Местами сбора блестящего общества стали термы, театр и казино. Мы полюбуемся Курзалом, который был построен в середине XIX века в комплексе с колоннадой над питьевым источником. Колонада Тринкхалле выполнена в римском стиле в середине XVIII на месте подземного минерального источника. По римской традиции терм как комплексов гигиены, медицины, искусства и объединяющих развлечений курзал содержит место для концертов, бальный зал и казино.Это было первое казино на немецкой земле, построенное в 1824 году Жаком Беназе по проекту архитектора Вайнбреннера. На подобную институцию, перерабатывающую страсти, случайности и игру, требовалось разрешение правительства, хотя официальная грамота на распространение азартных игр в Бадене (рулетки, например) была выдана еще в 1748 году. Распространение казино в Европе как нельзя лучше отразило характер XIX века — его разочарование в идеалах Просвещения и регулирующем потенциале разума. Тут и романтизм, с его отрицанием классической рациональности и поисками «темных снов немецкой души» и декаданс с его ослепленностью всем, что неподвластно разуму, игрой темных сил. Притяжение карточной игры было описано в новелле Гофмана «Счастье игрока» и стало излюбленной темой литературы романтизма. Разочарование в теологической картине мира рождало представление о мире как сериях случайностей и игре сил. Если мир утрачивает божественную генеалогию и регуляцию, то внимание смещается к совпаденям случайностей, цифр, созвездий. Игра в «Русскую рулетку » становится самой модной в Европе. Архитектурно казино представляется как дворец, где проживает его величество случай. Его начинают посещать чаще, чем храм, где пребывает благодать. Несмотря на попытки многих правительств Европы закрыть казино в 70-е года XIX века, открываются тайные или подпольные казино. Казино Бадена, как и Монте-Карло, не закрывалось. (лишь только на время прихода Гитлера к власти казино было закрыто). Роскошные залы в стиле французских и итальянских замков наполнены огромными живописными полотнами, высокие потолки украшены плафонами с росписью. Залы ярко освещены многоярусными бронзовыми люстрами. Игра в рулетку была запрещена для местных жителей, а проигрывались тут в пух и прах европейские знаменитости.

<p "="">Среди проигравшихся были русские писатели — Вяземский, Лев Толстой, Достоевский. «Окружен негодяями. А самый большой негодяй — это я», — напишет проигрывающийся и вновь и вновь занимающий деньги Толстой. Долг в результате проигрыша Достоевского станет поводом для написания романа «Игрок». В Бадене целых два памятника Достоевскому, автору «Игрока» — на Гернсбахерштрассе и «человеку мира, страннику на земле» — за городом. Вот такими они были, русские писатели, игроками, богоборцами, задававшими предельные вопросы бытия и ставившие себя в предельные ситуации. Совсем не похожими на тех, какими их выставляет школьная программа, будто задача их существования была в том, чтобы, вися у школьной батареи, нравоучать детей «как нужно себя вести»..

<p "="">На одном из домов запечатлен и Гоголь ( Marktplatz 2), который не раз бывал здесь и публиковал в местной газете «Европа» отрывки из «Тараса Бульбы».

<p "="">Русские открывают Баден-Баден и Шварцвальд, возвращаясь с наполеоновских войн. Сперва царские генералы — Михаил Барклай де Толли, Михаил Милорадович, Петр фон Пален, за ними – писатели — Жуковский, Достоевский, Тургенев, Лев Толстой, Гоголь, Гончаров, Вяземский. Постепенно в Баден-Бадене возникает самая большая русская община. Император Александра I был женат на баденской принцессе Луизе, которую мы знаем как Елизавету. Вся знать и моды образцы" съезжались в летнюю столицу Европы. «Тут были государственные люди, дипломаты, тузы с европейскими именами, мужи совета и разума, светские молодые львы с превосходнейшими проборами на затылках...» (Тургенев, «Дым»). Тургенев преживает здесь начало романа с Полиной Виардо.Здесь были написаны романы «Дым» и повесть «Призраки». На Фремергсбергштрассе до сих пор стоит «вилла Тургенева», построенная им по соседству с домом Виардо. Среди памятников, напоминающих о присутствии российского высшего света русская церковь и музей Фаберже.

<p "="">Лихтентальская аллея – своеобразный « салон цветов» Бадена напоминает ботанический сад, она начинается от знаменитого театра, и через великолепные сады, среди которых сад роз Геннеранлаге (названн именем бургомистра города), доведет нас до женского монастыря Лихтенталь. В 2017 ей исполнится 362 года.
Аллея символично тянется от театра к монастырю. Оперный театр на площади Гете был построен в 1862 году в стиле «бель эпок» по образу Парижского оперного театра. Инициатором строительства театра выступил тогдашний распорядитель казино Эдуард Бенаже. А для открытия театра Гектор Берлиоз пишет оперу «Беатриче и Бенедикт», на премьере он же выступил в качестве дирижера. С тех пор театральные сезоны становятся визитной карточкой Бадена. Здесь выступают лучшие музыканты и коллективы мира, а билеты нужно заказывать заблаговременно www.theater-baden-baden.de. Интересно, что цвета, в которые оденется Лихтентальская аллея весной (то есть сорта цветов, которые определят палитру города на текущий год) согласовывают с репертуаром театра и палитрой декораций и костюмов. Жители Бадена, а их всего 54000, активно участвуют в культурной жизни своего города и порой лучше осведомлены о том, какие премьеры ожидаются в театре, чем о политических событиях мира.
Еще нас ждут великолепные площади Бадена — Леопольдплатц, Аустерлицплатц, Гетеплатц, утопающие в цветах домики на взбирающихся на холмы улицах. Желающие смогут подняться на фуникулере на гору, названную в честь римского бога Меркурия, откуда можно увидеть долину Рейна и Вогезы — горы Эльзаса, куда далее лежит наш путь.

Рекомендованные туры компании "Серебряное Кольцо":
Романтика Шварцвальда и легенды Эльзаса (авиа) (8 дней)
Тур в расписании на даты: 28.07
Карта:
Нет комментариев. Ваш будет первым!