Дорогами Латвии. День четвертый: Колка — Микельторнис — Лужня — Вентспилс

Дорогами Латвии. День первый: Раунский замок — «Большой адик» — Цесис — Арайши — Рига
Дорогами Латвии. День второй: Рига
Дорогами Латвии. День третий: Юрмала — Тукумс — Кайве — Талси

Четвертый день нашего путешествия начали в географическом центре Европы — мысе Колка.

Мыс Колка. Памятник погибшим в мореПамятник погибшим в море

Это самая северная точка Курляндского полуострова. Название означает «острый угол». Здесь сходятся Балтийское море и Рижский залив, а соединяет их самое опасное место для мореплавания на Балтике —Ирбенский пролив. На дне Ирбена кораблей лежит больше, чем в любом другом месте Балтийского моря.

Во времена СССР побережье от Венстпилса до Колки было закрытой зоной, даже купаться (да и просто бывать на берегу) здесь разрешалось строго в определенные часы, а пляж каждый вечер ровняли – он был идеальной контрольно-следовой полосой.

Мыс Колка. Географический центр Европы

А нас ждет Микельбака — самый высокий маяк в странах Балтии. Построен на берегу моря в 1884 году и имеет высоту 62 метра. Координаты: N 57° 35.985' E 21° 58.471'

Микельбака

К сожалению, его посещение возможно только в летнее время и только по специальному разрешению. Поэтому любуемся снаружи.

Микельбака — самый высокий маяк в странах Балтии

Рядом находится Микельторньская лютеранская церковь конца 19 столетия.

Микельторньская лютеранская церковь

Следующая точка маршрута — батарея Лужня (57 35,79921 53,814).

Бетонная позиция для артиллерийских установок Б-13Бетонная позиция для артиллерийских установок Б-13

Береговая батарея, состоявшая из четырех 130-мм орудий, была построена в 1940 году. На каждой позиции был свой погреб для хранения снарядов и пороховых зарядов. Кроме этого, построены командный пункт, наблюдательная вышка, дизель-генераторная (инженерная позиция), котельная и два пожарных водоема. Все сооружения имели оборудование химической защиты, вентиляции, отопления и систему пожаротушения.

Сведений о боевых действиях батареи Лужни в 1941 году отсутствуют. Обычно это связано с тем, что батарея чем-нибудь «провинилась»: не была взорвана, не оборонялась героически или не оказала сопротивление врагу.

В 1945 году на Лужне снова разместились береговые артиллеристы. На вооружение поступили 130- мм передвижные артиллерийские установки на механической тяге СМ-4. Для позиций оборудовали простые земляные укрытия, куда пушки выдвигались по боевой тревоге.

После 1958 года Балтийское море был объявлено морем мира, все балтийские страны стали отказываться от применения береговой артиллерии. В 1958 году приступили к демонтажу 130-мм орудий батареи на Лужне. Все оборудование было разобрано, отправлено в Вентспилс, где его тщательно упаковали и эшелоном отправили на Дальний Восток в Китай. А на смену береговым артиллеристам пришли береговые ракетчики. Здесь разместился 10-й ракетно-артиллерийский полк береговой обороны.

Интересно, что для оборудования позиций ракет были использованы основания двух из четырех орудийных двориков батареи 1940 года. Ракетная бригада просуществовала до 1993 года и ушла с курляндского берега последней. Городок и имущество в целости и сохранности был передан местным властям. Сегодня все, естественно, растащено, городок стоит брошенный и разваливается. Сооружения батареи 1940 года в лесу сохранились. Все-таки строили основательно. Можно пройти по бетонным погребам и ощутить мощь, когда-то грозных сооружений [www.geocaching.su/?pn=101&cid=11969]

Огонь с батарей шел не прямой наводкой, а посредством корректировок, поступающих с дальномера:

Батарея Лужня. Дальномер

В лесу сохранились ограждения из колючей проволоки.

Батарея Лужня

Внутренние помещения почему-то очень привлекательны для лисиц, которые приходят сюда умирать. Поэтому особо впечатлительным не рекомендовано к посещению.

Батарея Лужня

Артиллерийский дворик:

Батарея Лужня. Артиллерийский дворик

Батарея Лужня. Артиллерийский дворик

А вот и море.

Море

Море

Но наиболее привлекательная часть программы этого дня — подъем на самый старый маяк в Латвии (N 57° 34.123' E 21° 42.956').

Маяк Овишу

Огонь в Овишу был зажжён 1844 году, в 1860 маяк был модернизирован. В 1924 для противотуманной сирены построили отдельное здание.

Сначала проходим в музей. Время работы и стоимость на январь 2017 г.:

Здание музея:

Музея маяка Овишу

Фрагмент экспозиции:

Фрагмент экспозиции

Идем к самому красавцу.

Маяк Овишу

Внутри очень необычно: в саму башню встроена еще одна (более узкая) с винтовой лестницей.

Маяк Овишу

Маяк Овишу

Маяк Овишу

От неё на нескольких уровнях отходят деревянные мостики, по которым можно подойти к окнам.

Маяк Овишу

Любуемся окрестностями с высоты:

Виды с маяка Овишу

Виды с маяка Овишу

Виды с маяка Овишу

Сердце маяка:

Маяк Овишу

Неподалеку располагается бывшаястанция космической разведки «Звезда» (N 57° 33.870' E 21° 51.752' — координаты гарнизонного городка).

Летом 1967 года в Латвии неподалеку от Ирбене и границы СССР, началось возведении одной из станций системы Звезда. Здесь был создан военный городок, со всей необходимой инфраструктурой начиная от жилых кирпичных пятиэтажек, заканчивая магазинами, школой, детским садом, гостиницей и т.д. Вся инфраструктура была создана за три года.

В технической зоне, по соседству с городской, был возведен технический корпус и в 1969 году установлена восьмиметровая антенная система, получившая название «Уран». Это единственная антенна, которую сейчас нельзя увидеть, она была демонтирована и вывезена российскими военными предположительно в 1993 году.

Позднее объект дополнился антеннами «Сатурн» диаметром 16 метров, и «Юпитер» диаметром 32 метра. По некоторым данным все они уже функционировали в 1972 году.

Сатурн и Юпитер были соединены с техническим зданием подземным ходом, в котором были проложены сигнальные и силовые кабели. Туннель был неглубокого залегания и сегодня его можно легко увидеть на местности. Вокруг технической зоны был сооружен охраняемый периметр с колючей проволокой и часовыми. [...]

Сейчас после финансовых вливаний здесь работают радиоастрономы, используя оборудования совместно с представителями НАТО. Станция входит в систему управления НАТО-вских спутников. Официальное название организации — Вентспилсский международный радиоастрономический центр (ВМРЦ). [www.geocaching.su/?pn=101&cid=11965]

Антенна "Юпитер"

Но вечер уже не за горами. Едем заселяться в гостевой дом с печкой и отправляемся на вечернюю прогулку по Вентспилсу.

Вентспилс

Вентспилс

Вентспилс

Вентспилс

Дорогами Латвии. День пятый: Вентспилс — Кулдига — Лиепая

Дорогами Латвии. День шестой: Лиепая — Яунпилс — Елгава

Карта:
Нет комментариев. Ваш будет первым!