Исчезающие шедевры Малого водного пути г. Пушкин в формате "Больших прогулок"

Петербург и его окрестности

После исследования Фонтанных водоводов Петергофа, я приглашаю Вас пройти по Малому водному пути г. Пушкин. Если ход предыдущего путешествия от ручьев Ропши до Финского залива прошел под знаком ВОДЫ-ДУШИ: «душа в теле человека подобна ручьям, которые затем превращаются в Реки и текут в Моря-Океаны», то прогулка вдоль малого водного пути Пушкина выявит другую столь же древнюю символизацию: ВОДА — ПАМЯТЬ. Реки памяти текут в раю, а реки беспамятства (стирающая память река Лета)— в аду, или Аиде.

Инженерные сооружения каскадных прудов исполняли двойную функцию:1)снабжать водой Царскосельский сад и 2) запускать колесо мельницы Бумажной фабрики. По берегам Каскадных прудов и Колонистского пруда возникали здания сочетающие стили самых разных эпох, со временем в водах отразился своеобразный архитектурный калейдоскоп от «туманного Альбиона» до Античности, от классицизма до модерна. И столь же парадоксально неминуемое исчезновение этих архитектурных шедевров в наши дни. Мы пройдем через особняки, доживающие последние дни… В руины многое обратилось еще в 90-е, ныне же дни их сочтены… канут в Лету… и даже трогательный ДК из эпохи СССР, упорствуя, уносит в Лету мечту Богданова и Луначарского о «новом человеке» в новом обществе.

Итак, мы начнем от здания фабрики ассигнационных и гербовых бумаг. Здание прижалось вплотную к плотине на 5 пруду с тем, чтобы вода из шлюза попадала прямо в подвал, на колесо мельницы.Вода, поступавшая на мельницу по свинцовым в деревянных футлярах трубам, проводилась из Среднего пруда (в XIX веке названного Иорданским). Территория, принадлежавшая фабрике, простиралась по трем сторонам 5-го пруда.К марту 1785 года на каменной плотине этого пруда завершили строительство главного здания фабрики: «… из кирпича в три этажа и отбелено и погреба под тою мельницею, где действуют водяные и сухие колеса, из дикого камня и плиты». С трех сторон мельницу обнесли крытой железом каменной оградой с двумя створчатыми воротами. В это же время в здание царскосельская мельница-фабрика переезжает бумажная фабрика из Ропши. О переназначении задач задач источникам Ропши — «забавы и красы ради»мы уже знаем из предыдущей экскурсии.
Двинемся от 5-го каскадного пруда через плотину — и мы окажемся в волшебном калейдоскопе, демонстрирующем, что в орбиту Империи втягивается все лучшее, что создано в мире — Византия ( элементы Городовой Ратуши), Античность (дворец княгини Палей и дворец Кочубея), напоминающая о «революционных массах божественного», перевернувших Европу в эпоху Реформации, Лютеранская Церковь.

Незаметно мы оказались в Софии, историческом районе или даже городе в городе, который Екатерина II (названная при рождении Софией) повелела устроить в 1779 году. Район был заселен промышленниками, купцами, духовенством и военными, а в XIX веке здесь строятся великолепные дома в стиле модерн.

А в XX веке «невыездной» советский кинематограф опознает в этих местах «туманный Альбион» и примется снимать заветный сериал «Шерлок Холмс» во время показа которого улицы пустели. Так особняк В.В. Гудовича превратится в усадьбу Мильвертона. Нас ждут другие архитектурные находки, после которых мы через малоизвестный «залаз» перейдем в парк на пикник, во время которого увидим уже упомянутый «не сдающийся» ДК эпохи СССР и руины теплиц

Подкрепились? Тога нас ждет вторая часть водного пути. Мы переходим на Колонистский пруд. Углубимся в малый ботанический сад. Дачный комплекс великого князя Бориса Владимировича в советское время станет исследовательской лабораторией академика Вавилова, она же будет превращена кинематографом в великолепные декорации для фильмов «Вам и не снилось», «Приключения принца Флоризеля», «Женщина в белом»

Внутри главного здания дачного комплекса, арх. Шерборн и Скотт снималась серия «Смертельная схватка» Шерлока. Узнаете гостиницу в Мейрингене?

Дом Рональда Адера… А тем временем местные бомжи уже идут с мешочками на свой пикник. Посмотрите как здесь красиво.

Тщательно забитые двери, но через окно можно заглянуть внутрь.

Мы закончим нашу прогулку еще несколькими особняками в стиле модерн и великолепными деревянными дачами, коротающими свои последние дни. Cоседb дома-музея преподавателя императорской Академии Художеств П.П.Чистякова — дача Ф. А. Амброжевича (1875—1876, арх. Б. Д. Рожанский) и дача (1870-е, арх. А. Х. Кольб, 1900-е, арх. С. А. Данини).

О том, как проводили время дачники за пасечным делом и заботой о фруктах вы узнаете на нашей «Большой прогулке». Приходите 27 мая в 13.00 (встречаемся на жд вокзале Пушкина). Будет интересно! В 17.00 в доме музее художника П.П. Чистякова состоится традиционный концерт. А мы прощаемся с деревянными дачами. Кто знает, перезимуют ли они эту зиму

Напоследок собственный портрет в антикварных окнах, не выдержавших прошлой зимы и уже снесенных на свалку

Карта:
запись по телефону 8 911 2638119 (Светлана)