Форт "Красная Горка"

Наука и техника

Ровно в 10 утра 21 мая сего года, когда культурная столица ещё отлёживалась после «Ночи музеев», я садился в серебристый автобус, чтобы он отвёз меня на экскурсию в один из туров компании «Серебряное кольцо», а именно в форт «Красная горка». Тут сразу оговорюсь и предупрежу, что если вы вдруг тоже соберётесь в этот тур, то внимательно прочитайте следующие рекомендации, чтобы вас случайно не высадили при подъезде к Лебяжьему и чтобы не сломать ноги в подземельях:

Особенности экскурсии

От себя добавлю, что фонарик в смартфоне не считается, если хотите что-то разглядеть внутри фортификационных сооружений, нужен достаточно мощный фонарь. И приготовьтесь три часа передвигаться по пересечённой местности практически без передыху, благо это не очень утомительно и в конце ждёт заслуженная награда, но об этом позднее.

Итак, я сел в автобус в надежде досмотреть сны по дороге, так как не выспался, но не тут-то было. Наш гид Роман Петров оказался очень хорошим рассказчиком и за время поездки до форта я ознакомился с краткой историей острова Котлин, основания Санкт-Петербурга и близлежащих крепостей, а так же с историей, целями и особенностями строительства комплекса береговых оборонительных сооружений, известных под общим названием Форты Кронштадта, поэтому время в пути пролетело незаметно, плюс половина дороги пролегала вдоль живописных берегов залива и глаз радовался просторам за окном. Лебяжье встретило хорошей погодой и памятником «Защитникам ленинградского неба» в виде легендарного штурмовика ИЛ-2:

В конце концов автобус остановился где-то в лесу, выгрузил нас и умчался вдаль. Теперь для возвращения обратно в Петербург было необходимо пройти весь комплекс форта пешком и найти автобус в конечной точке маршрута. Чем мы и занялись. Первый объект прятался рядом, прикинувшись обычным холмом, на котором кто-то устроил пикник:

но с другой стороны обнаружились бетонные стены со входом в одном месте:

и выходом в другом, метрах в 30:

Так мы начали знакомство с сухопутным обводом форта — комплексом сооружений для обороны со стороны суши, в который входят 15 артиллерийских позиций, 4 пулеметных гнезда на два пулемета с укрытиями и погребами боезапаса, а участки между артиллерийскими и пулеметными позициями частично перекрыты бетонированными окопами с брустверами. В целом, всё выглядит примерно вот так, но по фотографиям непонятны масштабы всех сооружений, которые тянутся на десятки, а местами и сотни метров:

С виду это просто нагромождение бетона, вросшего в землю. Тут интересно было бы играть в «войнушку», но Роман Петров не зря ест свой хлеб и его рассказы и припасённые картинки дали понимание изначального предназначения всех этих траншей, врытых в землю помещений и выемок в их стенах, не говоря о том, что большинство из них без сопровождения в принципе сложно обнаружить:

Например, вот какой-то бруствер с выемками. В целом можно предположить, что он служил для укрытия, но до конца понять, что же это такое, для простого обывателя проблематично.

Тут и приходит на помощь гид с картинками. Ещё в 50-х годах прошлого века эта конструкция выглядела вот так (кадр из фильма «Незабываемый 1919»). И сразу понятно, что для чего и как использовалось.

Так же видно, чего не хватает, а именно бронелистов. Тут добавлю немного истории. Сам форт строился в 1910-е годы и до 60-х годов прошлого века сохранился практически идеально со всем вооружением и оборудованием, даже революция и две войны не нанесли какого-либо ощутимого урона. По старинной русской традиции, в современное плачевное состояние его привели разгильдяйство и мародёрство. Сначала часть устаревших орудий были порезаны на металл, чтобы выполнить план по сдаче металлолома, введённого для воинских частей при Хрущёве. Но основные беды начались после ухода в 1990-е годы с форта воинских подразделений, когда были утрачены большинство орудий и почти все металлические конструкции. Небольшой пример. Если спуститься в практически любое из доступных помещений, то можно увидеть такую картину, конечно при условии, что у вас есть фонарик:

В глаза бросаются куски асфальта, лежащие бесформенными грудами. Но это не результат поиска сокровищ и вскрытия полов. Асфальт использовался для усиления потолочных перекрытий и снизу его поддерживали стальные балки, которые мародёры просто срезали и вывозили в металлолом:

Кроме потолочных перекрытий пострадали и стены, закрытые бронелистами, а так же бронеколпаки, которые так же повыдирали и поувозили. Хотя одному всё же удалось сохраниться:

Но это не значит, что смотреть не на что. Если пройти вдоль старых ж/д путей, которые раньше были основными дорогами на территории форта, можно обнаружить интересное сооружение — капонир:

Его уникальность в том, что он предназначен для защиты флангов и его пулемётные гнёзда направлены не в сторону противника, а вбок, вдоль железнодорожной насыпи, и спрятаны за искусственным холмом:

Так же можно заглянуть в ЖБОТ — сборную пулеметную железобетонную огневую точку, одну из так называемых тяжелых пулеметных гнезд системы Колотовского. Особенность ЖБОТа в том, что его изготавливали по частям на заводе, а потом уже собирали в необходимом месте, что ускоряло и упрощало возведение укрепрайонов:

И вот, когда вы уже вполне нагулялись по лесу и готовы уже и перекусить, вдруг оказывается, что всё это были цветочки, а все ягодки впереди:

Выйдя на дорогу, обнаруживается, что осмотр «Красной горки» только начинается:

Но десерт того стоит. Для начала была небольшая передышка около мемориала героическим защитникам форта «Красная Горка» на берегу Финского залива с величественным видом на Кронштадский рейд:

После чего мы переместились к вишенке на торте, а именно 11-дюймовой батарее и мемориальной площадке с двумя железнодорожными транспортёрами, вооружёнными 305-мм и 180-мм орудиями, ради которых, в принципе, я сюда и приехал. Кто ж знал, что там много чего другого интересного.

А вот тут началось грустное. Позади этих величественных орудий находится вот такое сооружение:

Буквально недавно оно ещё выглядело примерно так:

Но эта башенка, как и некоторые другие постройки, были утрачены в результате так называемого «разминирования», под видом которого местные власти пытались уничтожить форт, а земли пустить под элитную недвижимость. Но благодаря энтузиастам и, в первую очередь, крёстному отцу музейного комплекса Александру Сенотрусову, «Красную горку» удалось отстоять. Это тоже интересная история с покушениями, разборками и хорошим концом, но продолжу экскурсию по сооружениям, благо и это ещё не всё, что можно посмотреть. Если немного пройти дальше на запад, то можно спуститься в очень атмосферное место — бывшую электростанцию и по совместительству хранилище топлива:

Когда-то оно выглядело примерно так:

Но всё самое интересное скрыто там внизу, под землей:

Огромные помещения, в которых раньше располагались генераторы

Бродя по этим коридорам, ловишь себя на мысли, что это следы какой-то древней высокоразвитой цивилизации из фантастических миров. Если прибавить сюда то, что видно не то, что на фото, а только небольшие участки, выхваченные фонариком из темноты, то ощущения непередаваемые:

После осмотра мы прошли ещё с пол километра, посмотрев по дороге оставшиеся достопримечательности:

А потом нас встретили железнодорожные ворота. Да, бывают и такие. Только вот самой железной дороги уже нет:

И вот тут нас ждала заслуженная и долгожданная награда, ради которой можно было даже забыть позавтракать, как я. Хотя всё же советую с утра подкрепиться. Всё равно к концу экскурсии наброситесь на это угощение с удовольствием. И да, это очень вкусно:

После плотного обеда я посетил музей и ещё одно небольшое здание. Но на сегодня моя история закончена. Спасибо за внимание. Добавлю только, что мне повезло не только с гидом, но и с погодой, да и расцветающая весенняя природа была вполне себе отдельной усладой для глаз и городского организма в целом.

Рекомендованные туры компании "Серебряное Кольцо":
Карта:
20:28
Я как-то где-то видела у тебя фото из Лебяжьего и хотела предложить тебе посетить один ресторанчик, если что))) Просто год назад у меня там была история… я, наивная, поехала в Сосновый бор погулять, естественно без паспорта;( И вот в Лебяжьем меня хотели высадить, но хозяйка ресторана ( не помню его название) у дороги слева за меня поручилась и меня пропустили!!! Она звала в гости и я обещала быть, но вот пока не получается:( Есть ещё добрые люди;)
20:47
А, и кстати, места там действительно очень красивые!
Чего не понял, так это назначения таких сооружений. Сейчас внутри ничего нет. Что-нибудь рассказывали?
06:36
+1
Это пехотное укрытие малого сухопутного обвода, созданного в 1909 г. Конкретно к этому укрытию мы не ходим, а проходим мимо похожего объекта. В одном из таких укрытий, кстати, есть галереи с изоляторами проводов. Но там уже переделка советских времен. Предполагают, что это была станция дальней связи.
Именно в таком я не был, но похоже вот на это. Скорее всего, это артиллерийский погреб.
17:27
+1

Вот схема сухопутного обвода (взято из интернета). Качество не очень, но основное видно. Там 2 артиллерийских погреба (с номером 7). В одном из них музей (в левом). Остальные маленькие сооружения — пехотные укрытия. По приведенной ранее фотке сложно опознать конкретный объект, но похоже именно на укрытие. Погреб там помасштабнее, примерно такой же, как и музей.
Спасибо за разъяснения и схему, познавательно. И отдельно за экскурсию, я даже фильм нашёл «Незабываемый 1919»: о)