​Котка: исцеление тишиной

Группа по интересам: Финляндия и Скандинавия

После арборетума мы двинули в Котку. Забавное название, но не имеет отношения к котам, означает «орел». Никаких орлов мы и в помине не застали – непонятно даже, где бы им там жить (интернет говорит, там есть орланы, летают над заливом), но зато чаек всяких-разных – не наглых, но и не пуганых — там великое множество.

Кескускату, Котка

Мне Котка показалась уютным городком, похожим, например, на наш Приозерск:
Котка

Однако ж он считается крупным портом и важным городом страны, хотя всего 55000 жителей, да еще и с плотностью 200 человек на квадратный километр. В Приозерске, кстати, всего 19000, зато по 1128 человек на километр. Так что Котка производит еще более провинциальное впечатление. И если вы ищете тишины, дружелюбия и психотерапевтических видов, то Котка вам подойдет (если вы хотите драйва и движухи, то вам вообще не в Финляндию). А также – если вы любите все загадочное. Потому что, например, Парк памятников и скульптур на улице Кескускату – это вынос мозга, как теперь говорят. Не оставит вас равнодушным.

Скульптура «Телята»

Скульптура называется «Телята», это реализация идеи борьбы с мусором. Тот мусор, который не придумать уже куда использовать, предлагается пускать в произведения искусства. Это всегда оригинально, всегда специфично и очень узнаваемо. У меня вот вся соседняя с моим домом улица завешана люстрами из пластиковых бутылок. Хотя признаю, что с ними веселее, чем без них. «Телята» созданы в 2010 году Мииной Эккийюркан. Тогда она была студенткой, сейчас взрослая тетя уже, вовсю работает. Мне кажется, они с ИКЕА прекрасно подходят друг другу.

«Жизнеутверждающее присутствие». Фредерико Асслер, 2005.

«Жизнеутверждающее присутствие». Фредерико Асслер, 2005. Я думала, может, это типичный российский дом, но говорят, это Пизанская башня. До сих пор пытаюсь понять, что означает этот стержень в дырке.

Пожалуй, в психодиагностике вместо дорогущих лицензионных тестов Роршаха, ТАТ и Hand вполне можно использовать подборку фотографий финских скульптур: «Что вы тут видите?».

Эта скульптура называется «В пути», а не «Шопинг русских туристов» и не «Ручная кладь в лоукостере из Хельсинки». Киммо Пююкке, 2005. Инсталляция интерактивная – на ней надо сидеть с измученным лицом.

«Унесенные ветром». Единственная скульптура, где все понятно, даже скучно.

А это стоит точно напротив:
Раз то – «Унесенные ветром», то это – «Утомленные солнцем», думают все. И начинают искать «Поющих в терновнике». Так и до «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» недалеко. Но нет – это называется «Смотрящий на солнце» и отражает детские впечатления Тапио Юнна, 2001. «Без головного убора нельзя», что ли?
А мне сразу стало вспоминаться прекрасное:
Ладно,
Не горюй,
Смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
Светить
Легко.
— Поди, попробуй! –
А вот идешь – взялось идти,
идешь – и светишь в оба!
(У вас тоже в 11 классе была «пятерка» по литературе, да? Слабо такое благозвучное выучить?)
Но я быстро встряхнулась и нормализовала мозговые ритмы символизмом:
…А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

Наверное, это глубокомысленная скульптура, раз много ассоциаций вызывает. Значит, идентификация высокая. Кто бы мог подумать, что я помню Маяковского. Я такого о себе не знала. Вот, не зря в Котку съездила.


«Тень», Ханну Сирен, 1984.

Это «Тень», Ханну Сирен, 1984. До Котки доехала только двадцать лет спустя, а перед этим стояла то в США, то в Германии, то в Италии. Как и зачем массу такой красоты катали туда-сюда по глобусу, осталось тайной. Но что-то в этом есть от школы Церетели. Возможно, это стружка от его «Шашлыка» или Колумба.

Это мне понравилось, и сразу понятно. Это не разрезанные кошки – это «Ночные прохожие», Маркку Хирвеля, 2007. Одинокие и очень похожие люди проходят мимо друг друга, не замечая. В скульптуре использованы бронза и позолота. Удивительно, что она столько лет там стоит, и с ней ничего не случилось. У нас вон бронзовый «Чижик-пыжик» семь раз улетал – до тех пор, пока его в гранит не имплантировали. Ждем теперь, что унесут с куском набережной.

«Капля в море», Яакко Перну, 2011. Сделана из ивовых прутьев. Это не хуже, чем суметь сохранить на зиму букет из белых одуванчиков. По-моему, символизирует, как много в органичной капле всего. В том числе – мусора и колкости.


«Орлы» в парке Сибелиуса, скульптор Юсси Мянтюнен, 1955.

Это не трубы Водоканала Санкт-Петербурга после ремонта. Это центральный фонтан города Котка. «Орлы» в парке Сибелиуса, скульптор Юсси Мянтюнен, 1955. Ничего себе разница в понимании прекрасного произошла за пятьдесят лет, да?

В том же парке, кстати, растет дерево в цветочном горшке:

дерево в цветочном горшке

Давно развивается идея озеленения центра старых городов – высаживать деревья в горшках. Кажется, это экспериментальный образец, говорящий об успешности такой идеи. Вот это надо было называть «Жизнеутверждающее присутствие», а не тот кусок дырявого бетона с арматурой.

Это всего лишь забор склада опилок. И это гениально. Но что обидно: автор не известен.

Насладившись малыми архитектурными формами, мы потянулись в парки и скверики Котки. Там царит классическая красота, для восприятия которой никак не надо себя утруждать:

Я понимаю, что для нас тюльпаны в июне – примерно то же самое, что кабачки в сентябре. То есть их уже не так много, но нас все еще подташнивает. И все же: это просто красиво, смотрите.

Где мы в этот раз не были, но мне хотелось бы? Это Мариентариум (гигантский аквариум), и еще русский след в Финляндии меня интересует. Царская дача, например. И скульптура «Рука Ленина». И еще в Котке много музеев, но в этот раз мы прошли мимо.

В общем, мне есть за чем вернуться.

19:44
09:08
+1
Замечательный пост
11:04
Спасибо. Как и город ))

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"