Экскурсия на Форт Обручев

Армейская и флотская служба — далеко дело нелегкое. Кронштадт был закрытым городом до 1996 года, где всё было строго регламентировано. Даже стороны улиц, только по одной из них могли ходить солдаты. Служба на островном форте, расположенном в 4 км от острова Котлин была намного сложнее. Караулы, учения, повседневные занятия, а ещё водная стихия, которая оказывала не последнее место в жизни и службе. Изначально форты строились из красного кирпича. Но, фортификаторы должны были поспевать за артиллеристами, изобретая новые технологии способные защитить город.

По первоначальному плану форты Кронштадта строились только с южной стороны, а вот с северной стороны город был не защищен. Поэтому в начале 20 века было принято решение строить новые форты. И если раньше их называли в честь императоров и членов их семьи, то впоследствии стали называться уже именами строителей и других выдающихся деятелей. Дмитрий Алексеевич Милютин – это министр обороны, Константин Яковлевич Зверев – строитель Кронштадтской крепости. Эдуард Иванович Тотлебен – фортификатор и Николай Николаевич Обручев – начальник генерального штаба. Проследить развитие технологий удалось на экскурсии по форту Обручев, организованную компанией «Серебряное кольцо».

В начале экскурсии на форт Обручев, мы на комфортабельном автобусе отправились из Санкт-Петербурга в Кронштадт, и по Тулонской аллее въехали на причал, где нас ожидал капитан водолазного бота «BM».

Водолазный бот ВМ

Надо сразу признаться, что нигде подобных впечатлений получить невозможно. Прогулка на корабле по Финскому заливу — это уже настоящее приключение.

Водолазный бот на форту Обручев

Бот построен в 1953 году. Суда такого типа используют для проведения длительных водолазных работ.

Бот, несмотря на то, что он списан со службы, оснащен современными механизмами и устройствами. Посмотрим, как он устроен внутри:

На палубе Бота

Водолазный бот - двигательный отсек

Водолазный бот - двигун...

Помещение водолазного поста расположено на шлюпочной палубе с левого борта, возле места спуска водолазов.

Водолазный пост

Кладовка.

Кладовка водолазного бота

Люки выполнены так, чтобы во время шторма в них не попадала вода. Задрайка на гидроизоляции. Расположен под углом, а сама кромка люка поднята над плоскостью, чтобы вода, если она сюда попадёт, стекала

Водолазный бот - люк

Кубрик водолазного бота

А мы тем временем начали движение. С левой стороны по ходу движения – еще один из самых интереснейших фортов крепости – Зверев. Уникальность форта в том, что на нем образовались сталагмиты и сталактиты из расплавленного кирпича. Такого нигде в мире больше не увидите. Экскурсии на форт организуются компанией «Серебряное Кольцо».

Форт Зверев

К форту попадают по Финскому заливу, одному из живописнейших и красивых мест России.

Так как наша цель – форт Обручев, то плывем дальше и проходим не через южные ворота, а через северные, что позволительно только морским судам. И это еще один приятный бонус данной экскурсии.

Северные морские ворота Кронштадской дамбы

И вот перед нами простирается водная гладь и ворота совсем близко, и все приготовили камеры для съемки. Но, не тут было. Вместо того, чтобы идти прямо на ворота, мы шли «зигзагами» строго по фарватеру, так как судно может пройти не везде. Есть и мель, и отмель, и свалки грунта. На дне моря в окрестностях Кронштадта сейчас лежит около 200 кораблей. Совсем недавно был поднят достаточно большой кусок борта, который лежал на дне с начала 18 века. Его можно не только посмотреть, но и потрогать в музее «Полтава», куда организуются экскурсии. Для того, чтобы большие морские корабли могли проходить в город по дну залива, тянется самый большой канал Санкт-Петербурга – это морской канал, который невозможно увидеть, но зато можно ощутить, совершив морскую прогулку.

Северный форватер

А мы тем временем проходим через северные ворота:

Через некоторое время цель нашего путешествия начинает вырисовываться на горизонте

Форт Обручев - горжевая часть

Представьте себе все это построено руками человеками! Это единый монолит. Целых девять лет продолжались бетонные работы. Только представьте себе, какую надо было возвести деревянную опалубку, чтобы потом сверху заливать непрерывным бетонированием, для того, чтобы в бетоне не было швов.


Форт Обручев и его брат близнец Тотлебен должны были обстреливать все северное побережье, чтобы до самого Сестрорецка никакие корабли приплыть не могли.

Форт Обручев - центральный портал

Пришвартовываемся. И в нашем распоряжении два часа на осмотр форта.

Швартуемся к причалу

На момент начала строительства самые мощные орудия, которые были у России, это десятидюймовые орудия образца 1895 года. Орудийный дворик перед вами.

Орудийный дворик 10 дм орудия форта Обручев

На центральном штыре размешалось орудие. Оно вращалось. Десятки могли сопротивляться с самыми мощными линейными кораблями. Для небольших же целей использовали скорострельные орудия — шестидюймовые орудия, 152 мм, Кане. Снаряды хранились на первом этаже. Их поднимали на элеваторах и на тележках подвозили к казенной части.

Шахта 8-дм орудийной башни форта Обручев

Это жилое помещение изначально. Нижние чины жили в бетонных казематах. Офицеры в таких домах. Здесь была столовая, баня. На форте так же был врач и священник. Была библиотека, и проводились киносеансы. Офицеры занимались с артиллеристами общеобразовательными предметами побатарейно. Так же распорядок включал обязательно занятия у артиллерийских орудий.

Офицерский кубрик

Форты Обручев и Тотлебен – это единственные форты, где стояли башенные установки. Здесь сохранилась единственная не срезанная броневая будка наблюдателя. У каждой пушки свои снаряды, которые летят по-разному. У каждой батареи свой командир, он управляет стрельбой батареи. Задачей командира было вносить корректировки по направлению движения снарядов. Все выступающие железные части срезаны. Но, форт Обручев — единственное место, где мы можем посмотреть целую башню, так как она залита сверху бетоном.

Форт Обручев - правый фланк с наблюдательными постами командиров батарей


НП комаедира орудия на форту Обручев

Вопрос с канализацией решался очень просто

Гальюн на форту Обручев

Интерьеры Гальюна

На форте стояли опреснители. Пресной воды здесь не было, как и колодца.

Цветочки

Для того, чтобы вести ночные боевые действия были установлены прожектора с керосиновыми двигателями. Позже заменены на дизельные. Здесь круглосуточно несли вахту нижние чины.

Шахта прожектора Шуккурт-Сименс

Амбразура ружейная.

Амбразура ружейная.

Амбразура ружейная.

После часовой обзорной экскурсии по острову нам дали время погулять самостоятельно по острову. Полазать внутри форта.

Форт Обручев - погреб 130-мм орудия

Галерея 130-мм батареи форта Обручев

Кранцы первого выстрела

Кранцы первого выстрела 130 мм орудия Б1-13

Входы в пороховые погреба нижнего уровня в северной части форта – дверь.

Форт Обручев - дверь в пороховой погреб

Насладившись прогулкой по форту, возвращаемся на посадку. Даже в нынешнем полуразрушенном виде он поражают своей мощью. Кроме нас, на форте никого больше не было.

Форт Обручев - боевая улица

Причал на форту Обручев

С самого начала путешествия по Финскому заливу я обратила внимание, что фарватер ограничен буями разного цвета. Мне стало интересно почему так. Один красного, другой зеленого. На этот вопрос мне ответил капитан судна. Оказывается, зеленый должен быть всегда справа, красный слева. Это означает, что идём к населенному пункту. Если наоборот, то это означает, что мы удаляемся от населенного пункта.

Морской фарватер

На обратном пути я наслаждалась солнцем и ощущением ветра на лице. Какой же выдался замечательный день для путешествия. В качестве бонуса в Кронштадте желающие посетили Кронштадтский морской собор святителя Николая Чудотворца — самый крупный из морских соборов Российской империи.

Кронштадтский морской собор святителя Николая Чудотворца

Кронштадтский морской собор - интерьеры

Кронштадтский морской собор - торговля в храме



Рекомендованные туры компании "Серебряное Кольцо":
Карта:
01:07
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"