Белогорский Воронежский мужской монастырь

Группа по интересам: Храмы, монастыри, православие

На второй день нашего тура «Воронеж-Дивногорье-Белогорье на Дону» мы поднялись с рассветом, чтобы отправиться в Белогорский мужской монастырь — этот пещерный монастырь расположен в 150 километрах от Воронежа: село Белогорье, хутор Кирпичи. Многоуровневая система прокопанных в меловых скалах рукотворных тоннелей протяженностью более двух километров (сейчас для посещения доступна лишь половина белогорских подземных ходов) позволяет спуститься более чем на 40 метров вглубь горы.

белогорский воронежский монастырь, вход в пещерный комплекс

Экскурсии проводят насельники монастыря, зачастую это подростки, обучающиеся в здешней воскресной школе. Выдали проводницу и нам — юную девушку Ксению из соседнего села. Все мы приобрели по церковной свече — у меня был с собою фонарик, но я рассудила, что не следует смешивать холодный свет электрического фонаря с естественным, мягким свечным огнем, — и через пещерную церковь Александра Невского вереницей начали неспешное движение вниз по меловым коридорам…

Белогорский Воронежский монастырь, группа

Ксения рассказывала нам историю создания Белогорского Воскресенского монастыря, и история показалась мне интересной. Его основательницей стала Мария Шерстюкова, которая пришла на гору в 1790-х годах, решившись изменить свою жизнь. Судьба ее до той поры не была ни легкой, ни благонравной — родившаяся в 1740 году в уездном городе Бирюче Воронежской губернии в семье казака, Мария была в молодости известна как безумица и блудница. В своей беседе с губернатором, сохранившейся в архивах, она рассказывала, будто бы причиной тому стало проклятие — «злые золовки испортили ее и мужа, так что они лет десять были как в исступлении, тосковали, кричали, бегали по лесам босые и в рубищах, даже зимою, и находили успокоение в одном пьянстве». Затем муж ее умер, и Мария предалась еще большей нетрезвости и разврату, и ради заработка прибегала к шарлатанству — и тут встретилась ей в лесу старица, которая умыла ее родниковой водой и наказала шесть недель не выходить из дома и воздерживаться от вина.

Мария послушалась, затем отправилась в Киево-Печерскую лавру, где лаврский иеромонах заповедал ей на всю жизнь «пост сухоядения и всегдашней трезвости, непрестанного болезнования и сокрушения о грехах своих, и занятия богоугодными делами и трудами» — и так как сам некогда был бельцом (человеком, готовившимся к поступлению в монашество, но ещё не принявшим обета), в Белогорье и знал о меловых горах над рекой Доном, то посоветовал ей найти в этой горе уединенное место и выкопать там пещеру для молитв и покаяния.

Белогорский Воронежский монастырь, келья

Решившись на этот подвиг, Мария вернулась в Белогорье, взяла обет молчания и строгого воздержания — и начала железной киркой копать пещеру в высокой меловой скале на правом берегу Дона. Первое время местные жители и власти пытались прогнать ее оттуда: прежняя репутация Марии вызывала множество злых пересудов и сплетен, будто бы та роет норы для распутных оргий; и даже благочинный протоиерей Яковлев, специально приехав в Белогорье, уговаривал её не рыть и не соблазнять более суеверную чернь. Подвижница не спорила, но крестилась и продолжала свою работу — на счастье, остановить ее силой люди тоже боялись, опасаясь дурного глаза. За первые два года она прокопала пещеру на 17 метров.

Белогорский Воронежский монастырь, меловая икона в келье

В начале XIX века последовал указ Александра I о том, чтобы тщательно расследовать намерения Марии. На место была выслана специальная комиссия, которая изучила ее историю и вынесла вердикт об искренности духовных намерений пещерокопательницы. После этого преследования наконец были остановлены, а из государственной казны было выделено 2500 рублей на строительство пещерного храма. В знак благодарности за оказанную помощь Мария посвятила храм св. Александру Невскому, в честь которого был крещен император Александр I.

Постепенно у нее стали появляться помощники: такие же заблудшие люди, искавшие в тяжелом физическом труде пробуждения души, или монахи-подвижники, которые присоединялись к ее труду, оставаясь у пещер кто на несколько дней, кто на несколько месяцев, помогая копать пещеры, вынося нарубленный мел и сбрасывая его с горы вниз к реке Дону. После смерти Марии в возрасте 82 лет (почти четверть века она провела в пещерокопательстве и похоронена была там же, рядом со своим творением, в специально устроенном склепе) ее дело подхватили уже сотни добровольцев. В 1819 году состоялось освящение храма.

Постепенно в пещеры стекалось все больше паломников. Возникла необходимость в саде, огороде, пасеке. Рядом с пещерами были сложены бревенчатые постройки хозяйственного и жилого назначения, возведена каменная колокольня. На пожертвования благотворителей вырос целый городок, затем была срублена и освящена трапезная церковь, появились первые послушники, стали складываться устав и новый порядок жизни. Жизнь в пещерах обрела монастырские черты — и в 1866 году пещерная братия была приписана к Дивногорскому Успенскому мужскому монастырю как скит.

Здесь был основан приют для мальчиков-сирот, монастырское хозяйство продолжало расширяться — и развитие монастырских земель длилось, пока не грянула революция. А затем в мае 1918 года монастырь был разорен красноармейцами, монастырские земли конфискованы. Большей части насельников пришлось под страхом смерти покинуть монастырь. Останки Марии были выкопаны и вывешены на фанерном щите на показательном суде советской власти.

Обитель закрыли, сооружения разобрали на стройматериалы. Храмы были взорваны, церковная утварь и святыни подверглись расхищению, а последние иноки — репрессиям 37-го. За годы советской власти память о монастыре была почти стерта, пещеры рушились и загаживались проходимцами, которые, скрываясь там или просто прячась для досуга, жгли в коридорах костры, вследствие чего белые меловые стены покрылись густой копотью. Бросали мусор, выцарапывали в саже надписи. Вот так келейные стены выглядели в начале 2000-х.

Вновь восстановлением монастыря местные жители, богомольцы, историки, краеведы, педагоги, дети, неравнодушные люди занялись в 2003 году. Они начали расчищать завалы, входы и площадки, отмывать и сглаживать стены, восстанавливать кельи. В 2005 году удалось произвести предварительную реставрацию храма и помещений пещерной системы, а в 2006 году в храме уже регулярно совершались богослужения. Официально монастырь возрождён 2 октября 2013 года решением Священного Синода; часть братии проживает сейчас на хуторе Кирпичи, между Белогорьем и монастырём.

В восстановлении монастыря принимает участие множество людей: с миру по нитке, за 100 рублей можно купить кирпич, написав на нем свое имя, — а потом эти имена благотворителей смотрят на нас со свежевозведенных стен.

Белогорский Воронежский монастырь, новые стены 2017-го

После посещения пещерного храма хорошо выйти на поверхность, в летнюю воронежскую жару (в пещерах всегда +8), глянуть вниз с горы в открывающиеся зеленые просторы.

Белогорский Воронежский монастырь, вид с горы

Можно спуститься по крутой лесенке к Дону, но это займет некоторое время — и будьте готовы к тому, что для того. чтобы вернуться, придется одолеть непростой подъем! Зато возможность прикоснуться к донской воде — разве же она того не стоит?

Белогорский Воронежский монастырь, подножье горы, река Дон

Остается только пожелать монастырю дальнейшего восстановления: пусть найдутся для этого и силы, и деньги, и рабочие руки — и пусть подвижничество XVIII-XIX веков продлится деяниями века XXI.

Рекомендованные туры компании "Серебряное Кольцо":
12:20
Нет комментариев. Ваш будет первым!