Старый шлюз Сайменского канала. Живая страница истории.

Группа по интересам: Финляндия и Скандинавия

Каждый, кто впервые подъезжает к финской границе со стороны КПП Брусничное, бывает очарован красотой пейзажей Сайменского канала. Честно говоря, канал меня не отпускает и на десятый, и на двадцатый раз, и я прилипаю лбом к окну, чтоб не пропустить его шлюзы, мосты и встающее над всем этим великолепием солнце. Даже в пасмурную погоду рассвет над Сайменским каналом хорош.

А теперь самое время вспомнить о том, что каналу уже более 150 лет. Судоходный канал между финским озером Сайма и Выборгским заливом Балтийского моря был открыт в 1856 году. Беспрецедентное по тем временам гидротехническое сооружение, поскольку перепад высот между озером Сайма и Финским заливом составляет 76 метров. Впервые в Финляндии при горных работах был использован порох. Уже в процессе строительства внедрялись самые современные на тот момент технологии и методы организации работ, обучения рабочих и защиты окружающей среды.

На всем протяжении канала было сооружено 15 шлюзов: 7 однокамерных, 3 двухкамерных и 5 трёхкамерных.

Канал ещё до начала эксплуатации стал важной достопримечательностью и туристическим объектом. Первая карта Сайменского канала для туристов была выпущена уже в 1852 году, за 4 года до его официального открытия.

Столетие спустя канал реконструировали, но финны сохранили несколько исторических участков с остатками старых шлюзов. Многие из них в ходе реконструкции 1963-1968 годов остались в стороне от нового русла, а теперь поддерживаются специально для туристов. У старых шлюзов № 5 «Малая Мустола» и № 23-24 «Парвила», помимо гранитных стен, частично сохранились шлюзовые ворота и механизмы.

Один из старых участков канала можно увидеть рядом с современным шлюзом Мялкия (Mälkiä) в окрестностях Лаппеенранты. В том же районе сохранились остатки одной из первых попыток создания речного пути в Балтику — канала Понтуса (1607-1608 гг.)

Музей Сайменского канала находится здесь же, в бывшей официальной резиденции старшего районного менеджера канала, здание которой датируется 1845 годом. Рядом разбит памятный парк, посвященный строительству канала.

Вид на ответвление старого участка канала открывается при подходах к шлюзу Mälkiä:

К этому же участку есть доступ из прилегающего парка.

Из современного шлюза видна памятная арка в окрестном мемориале. Присмотритесь, маленький деревянный мостик на фото перекинут как раз через старый участок канала:

Позже мы к ней подойдём поближе.

Сегодня из Лаппеенранты можно совершить "малый круиз" и прошлюзоваться в Mälkiä, а можно повторить полный путь торговых судов из озера Сайма в Выборг или обратно, увидев все восемь современных шлюзов в рамках "большого круиза по Сайменскому каналу".

Фото выше и следующее сделаны с борта теплоходика Saimaa Margareta, совершающего «малые круизы» по утрам с 11 до 13 часов.

Обратная сторона старого канала в месте воссоединения с современным руслом:

В этом месте теплоходик разворачивается и уходит обратно в сторону Лаппеенранты, а мы с вами немного прогуляемся по этим местам пешком.

Вот эта тихая пристань, которую мы видели с борта теплохода:

Совершенно медитативное место. Хочется сидеть на скамеечке, греться на солнышке, болтать ногами и смотреть на воду. А там, за насыпью в глубине кадра, и прячется основная история.

Вот он, старый трёхуровневый шлюз.

Прогуляемся?

Но сначала фото этого шлюза начала XX века С.М.Прокудина-Горского, примерно 1903 год.

Теперь старый канал под шоссейной насыпью замуровали в трубу. Поэтому этот участок романтично зарос камышами.

Тут, не обращая внимания на водопад второго уровня шлюза, дремлют флегматичные утки.

Второй уровень шлюза. Обратите внимание на то, какой весь шлюз узкий.

Известна история о том, что такая ширина канала была пролоббирована купцами из Выборга, заинтересованными в том, чтобы именно в их городе осуществлялась перевалка и пересыпка товаров с более крупных судов, бороздящих просторы Балтики, на более мелкие, приспособленные для судоходства по каналу. И обратно :-)

Глядя на ширину шлюза, представляются какие-то совершенно баснословные прибыли.

Здесь перепад высот где-то чуть более двух метров.

На каждом уровне хорошо сохранились кнехты и углы накидывания швартовых.

Вообще страшно интересно, сколько времени занимало в XIX веке шлюзование в этой трёхуровневой системе.

А мы спускаемся еще ниже. Вот он, весь каскад.

И вот, наконец, выход в канал. К сожалению, не удалось пройти по берегу до места соединения с современным руслом, где на фото с теплохода видны были ворота. Но зато есть повод вернуться!

Старые камни, заросшие мхом, водопадики — романтичнейшее местечко.

… и отражения елей в водной глади.

Между старым и новым руслом канала — небольшой парк. Эта стела посвящена реконструкции канала.

А эта памятная арка установлена в честь Николая I и Александра II, при которых канал был построен.

Завершить рассказ хотелось бы днём сегодняшним. Парусная яхта выходит из современного шлюза Mälkiä.

В наши дни шлюз Mälkiä в одиночку справляется с задачей трёхуровнего шлюза позапрошлого века.


Мялкия образца 1980 года. Фото из Вики.


Мялкия в 2006 году. Фото из Вики.


А о том, как Мялкия выглядит сегодня и как происходит шлюзование — продолжение следует.

Прогуляться вдоль старого шлюза можно на экскурсии «Путешествие по Сайменскому каналу». А пройти шлюзы на теплоходе и посмотреть изнутри, как это всё работает, вы можете в рамках любого из экскурсионных туров по Сайменскому каналу.

23:37
14:00
+1
Спасибо! Давно ждал толковый пост о шлюзах Сайменского канала.
23:09
Спасибо! Я рада, что вам понравилось. Шлюзы — моя большая любовь.
А нет ли у «Серебряного кольца» туров, где можно увидеть остатки старых шлюзов «Малая Мустола» и «Парвила»?
Насколько я понимаю, там сохранились не только стены.
Я вам напишу в личку ВК, если не возражаете.
Полностью с Вами согласна! К следующему лету у нас как раз будет возможность подкорректировать программы по Сайменскому каналу, и именно в сторону увеличения количества канала smile И старые шлюзы планируем смотреть обязательно, и Понтусову выемку, и в музей канала тоже зайдем. А Лаппеенранту, мне кажется, надо выделить в самостоятельную экскурсию — она ведь тоже того стоит! smile Как Вы считаете?
11:35
Трудно сказать. В один день всё это вместить сложно. Кто-то предпочтёт один двухдневный тур, кто-то — два однодневных, кого больше — неизвестно.
12:59
+1
Здорово! Смотреть старые шлюзы я прямо сейчас готова записаться заранее! smile
По поводу Лаппеенранты. На мой взгляд, каждый второй житель Питера, кто регулярно «катает» финский шенген, бывал в Лаппеенранте раз по сто smile Поэтому, безусловно, лучше её смотреть в рамках отдельного тура, именно для тех, кто там никогда не был.
E
16:05
+2
23:10
ДЫАААААА!!!
02:02
+1
Красота! Обожаю шлюзы!
13:01
+1
И я обожаю!
У меня с этого лета еще куча фото и видео с Волго-Балта, пинайте меня все smile