Прикосновение к скандинавскому дизайну-2

С середины двадцатого века скандинавские страны стали центром дизайна и архитектуры. Лаконичный стиль функционализма (когда архитектура строения подчинена главной идее здания — его функциям) гармонирует с северной суровой природой. Одним из самых больших архитекторов скандинавского функционализма является Алвар Аальто. Этот пост — вторая часть (первая тут) впечатлений от нашего небольшого путешествия "Модернизм по-фински", авторской экскурсии Екатерины Чернышевой и Дианы Кчику.

1. Мы переехали в Хельсинки из студенческого кампуса. Первая остановка — концертный зал «Финляндия». Самая крупная концертная площадка города, именно тут подписаны знаменитые «Хельсинские соглашения». Здание крупное, но вписано в окружающую среду. Стоит на берегу озера, рядом — обширная зеленая площадка с тренажерами, цветниками.

2. Никакого намека на симметрию нет у этого айсберга. Два концертных зала (которые можно объединить в один — функционализм в действии!). Программа экскурсии захода во внутрь не предусматривает, ходили рядом и вокруг, любовались гордым зданием снаружи.

3. Еще один вид на Finlandia Hall. Чистота и белизна (каррарский мрамор в отделке) переходит в фирменную финскую каменную стену, обвитую виноградом.

4. Стена и виноград — это часть подземной парковки для концертного холла. Никаких машин снаружи! Только велосипеды.

5. Мимо магазина, одного из первых и не очень удачных зданий Аальто (бывает и такое), мимо прекрасного вокзала Хельсинки, держим путь в музей. На выставку Алвара Аальто!

6. В музее нас встречает наш второй экскурсовод, Диана Кчику. Дизайнер, архитектор, живущий в Финляндии. Человек, совершенно влюбленный в Аальто. Ее рассказ вышел из всех временных берегов — все подробности Диане казались важны и она не могла допустить, чтобы какая-то деталь прошла мимо нас. Обратите внимание на количество закладок в книге. Эту библию Алвара Аальто Диана ни разу не открыла, но цитировала неоднократно. Когда экскурсовод не просто знает тему, о которой говорит, но живет в ней — большое удовольствие слушать.

7. Одна из первых работ, которая принесла Аальто известность — туберкулезный санаторий. В «Паймио» архитектор не только разработал здание, но и полностью укомплектовал интерьер мебелью, светильниками. Даже раковины были разработаны им. На фотографии — фрагмент интерьера палаты. Гардероб деликатно напоминает о вечном: ))

8. Мелочей в дизайне не бывает. Для санатория была разработана даже посуда! Совместно с Алваром Аальто работала его жена, Айно Аальто. Они были очень близки, союз их был плодотворным и очень творческим. Стаканы на фотографии — разработка Айно.

9. Наконец мы добрались до стульев. Стулья — это шедевры скандинавского дизайна, созданные Аальто. Тот что на переднем плане — Алвар разработал для своих детей. А сзади, горкой, размещены табуретки — один из хорошо знакомых нам символов Икеи.

10-11. Еще для санатория Аальто изобрел кресло с гнутыми направляющими. Позже, вместе с другом, владельцем фабрики по обработке древесины, они исследовали свойства и возможности многослойной клееной фанеры. Ее крепость и пластичность позволили создать очень удобные и недорогие стулья и кресла.


12. Артек по-фински — это дизайнерское бюро. Создано Аальто, сейчас там работают его вторая жена и потомки. Сижу на одном из стульчиков Артека. Ссутулиться на нем невозможно: )), а сидеть — удобно.


13. Насыщенная программа у нас была! А рассказать, также как нашему экскурсоводу Диане, хочется обо всем: )). Следующий пункт поездки: «Дом культуры рабочих организаций».

14. Здание состоит из двух корпусов (кирпичный и отделанный медными листами), соединенных переходом. Внешне лаконично — стиль функционализм не терпит излишеств.

15. Люстра из моего детства. У нас такие висели в школьной столовой, в коридорах, у родителей в институте. Прямо охнула, когда увидела. Те что были у нас — производились из алюминия и никому в голову не приходило их сохранять как музейный объект.

16. ДК рабочих организаций был построен по заказу ком.партии. Панно в холле, по мотивам эпоса Калевала, изображает встречу Маркса и рабочего в лучах великого учения.

17. Зал для заседаний напоминает наши дома культуры. Дух и стиль Дома Ученых Новосибирского Академгородка очень близок. Эта часть экскурсии получилась небольшим путешествием в родное прошлое.

18. Наш руководитель группы, Екатерина Чернышева. Профессионал. Тур продуманный и насыщенный. Все прошло гладко, нигде не было задержек и провисаний. Спасибо!


Карта:
09:12
Нет комментариев. Ваш будет первым!