​Легенды Самурзакана. Абхазия и ее традиции. Села: Лыхны и Моква

Продолжаем знакомство с Абхазией (первая часть поста здесь).

Принцип поселения в стране таков. В селах, как правило, живут люди одного рода. Так, в малых селах преимущественно люди 1-2 родов, в средних 3-5, 6-8 соответственно в больших. Всего насчитывается около 200 родов в стране. Семейные ценности очень важны и стоят на первом месте.

Так, например, если семья теряет кормильца, то род всячески поддерживает детей, отправляет их на учебу и решает все вопросы до их становления. В ходе разных бесед с местными жителями пришли к выводу, что власть чисто условная, все решает Совет старейшин. Они решают споры между родами, например, выслушивают стороны и принимают решение, которому потом следуют и принимают все. Могут осудить родителей за то, что плохо воспитали сына (который нанес увечья кому то), могут предать позору, и человек обязан покинуть семью и уйти в горы.

И одним из исторических мест современной Абхазии является село Лыхны. Историческая липа, которая видела на протяжении 250 лет разные советы и разные решения.

Лыхны, Абхазия

Когда то Лыхны была столицей Абхазского княжества и резиденцией князей Чачба, здесь происходили кровавые столкновения восставших абхазских крестьян с царскими войскам, затем эта поляна выступала местом выступления народа в защиту своих прав. Частично сохранился и княжеский дворец 10 в. рода Чачба.

Лыхны, Абхазия, резиденция князей ЧачбаУ дворца интересное расположение и его руины позволяют себе представить его величие в былые времена. Об истории рода Чачба можно прочитать по адресу: nobility.pro/ru/statya/561-shervashidze

Лыхны, Абхазия, резиденция князей ЧачбаВозвращаясь к традициям народа следует отметить, что быт и жизнь в горных условиях привела к тому, что население жило под угрозой нападения, похищения и кровавых разборок, соответственно основу всех мероприятий составляют конные соревнования. Скачки стали очень популярны, и накал страстей на них велик, и все городские мероприятия проходят с ними.

И 8 октября был такой праздник, к которому Лыхны готовились, строились временные домики, в которых каждое село представляло свой стол, готовилось поле для забега лошадей.

Лыхны, Абхазия

Помимо знаменитого Лыхнинского поля в селе Лыхны есть такая достопримечательность — как храм Успения Богородицы, сооруженный, как гласит вывеска, в 8-9 веке в эпоху наивысшего подъема Абхазского государства, которое в этот период являлось оплотом распространения христианства на Северном и Западном Кавказе.

Лыхны, Абхазия, храм Успения Богородицы

Чтобы попасть в храм Успения Богородицы нужно пройти через колокольню.В самом храме фотографировать запрещено.

Лыхны, Абхазия, храм Успения БогородицыИнициатором постройки мог быть абхазский царь Гиоргий II, или Феодосий II, или Леван III, или Баграт III. Абхазские цари занимались проповедью христианства на Кавказе и строили храмы по данному образцу.

Сам храм имеет архитектурные особенности. В 14 веке храм был расписан фресками в византийском стиле (палеологовский стиль), фрагменты которых сохранились до сих пор. В 15 веке в Абхазии начинает распространяться язычество и церковная жизнь постепенно вымирает, а храмы или забрасываются, или превращаются в языческие капища.

Но храм в Лыхне расположен рядом с дворцом князей Шервашидзе, которые оставались православными до 18 века, кстати там же и похоронен последний из княжеского рода Сафар-Бей. Касательно самого храма, он крестово-купольный и у него маленький диаметр барабана купола. Сам барабан имеет вид шестигранной башенки с плоским куполом. Малый диаметр купола неизбежно делает узкими неф и трансепт. Любой храм такого плана имеет форму креста, ширина рукавов которого совпадает с диаметром барабана. Вторая особенность храма — необыкновенные пристройки с запада и юга, некий гибрид портика и притвора. Таких нет нигде на Кавказе.

Лыхны, Абхазия, храм Успения БогородицыЧерепица очень древняя и пока не найден ее аналог для реставрации, храм имеет дополнительную крышу во избежание дальнейших разрушений. Возвращаясь на Лыхненское поле, проходим к часовне.

Лыхны, Абхазия, часовняДля жителей Абхазии красной чертой идет жизнь до войны и после войны. Война, следы которой есть везде — это война 1992-1993. Обратите внимание на дворы, порой в них стоят могилы (что очень странно воспринимается). Это похоронены те, кто погиб во время войны на этом месте. Их чтят, практически в каждом населенном пункте стоят памятники, обелиски с фотографиями героев. Вот и данная часовня посвящена казакам — добровольцам, погибшим за независимость Абхазии.

Немного отступлю от темы войны и поделюсь полученной информацией по печальным событиям в жизни. Оказывается, если умирает молодой человек, то могила его может находиться на территории двора, чтобы мать могла в любой момент помолиться и посетить могилу. При этом, по традиции, своих родственников хоронят высоко в горах, в родовых склепах. Они не делают вскрытия, не определяют причины смерти, они для них условны. Если умер по старости — значит это причина, если болел — то по болезни и т.п.

5 суток тело находится дома и на окна прикрепляются веточки кипариса. Нет у них и моргов соответственно. Те кладбища, которые можно увидеть на территории страны, имеют захоронения представителей разных национальностей.

И легенда по поводу кипариса. Жил царь и был у него сын — Кипарис. Там же жил златорогий олень, который нравился всем, но особенно Кипарису. И как то в жаркий день спрятался олень в тенек от прохлады, а Кипарис решил поохотиться. И конечно не заметил он оленя, метнул свою стрелу и убил его. Горе Кипариса было неутешным, поэтому он попросил богов превратить его в дерево. Боги по доброте душевной тут же все исполнили и стал он стройным, вечнозеленым растением, символом скорби и траура.

Лыхны, Абхазия, памятник героям войныА это памятник жертвам грузино-абхазской войныблиз Лыхненского поля. Села Лыхны и Моква мы посещали в разные дни, но у них много общего. И на фото — поляна села Моквы.

Моква, АбхазияХочется обратить особое внимание на коров, они очень любят ходить/лежать/сидеть именно на дорогах, как говорят местные жители, им очень жарко, а от проезжающих машин их обдувает ветерок.

Моква, АбхазияИ переходим к храму Успения Пресвятой Богородицы, построенному в 10 веке Леоном III в селе Моква.

Моква, Абхазия, храм Успения БогородицыКак гласит описание тура: «По сохранившимся отрывочным сведениям, собор изнутри был богато украшен. Стены его покрывала редкая по искусству фресковая живопись.»
Моква, Абхазия, храм Успения БогородицыСейчас же можно подняться на второй этаж, и пройти по переходам. Не нашла я остатки живописи. Все утрачено, а учитывая разруху в стране, средств на восстановление еще долго не будет.

Моква, Абхазия, храм Успения Богородицы
Рядом с храмом представлена типичная абхазская постройка жилья (для примера).

Моква, Абхазия, типичный домТипичное абхазское жилье — это дом, как правило, в два этажа с обязательной галереей по фасаду. Территория усадьбы значительна, это место для проведения семейных событий (около тысячи человек), это и жилые постройки, огород, пасека, а также чуть поменьше гостевой домик.

Гостя не принято спрашивать на какой период времени он заглянул, может на день, может на два, а может и на годы. Но каков срок бы не был, он принимается со всем радушием. Во дворе есть место для отдыха, для очага, еще во дворе зарывают бутылки с вином, которые откапывают к торжественным событиям, например, закапали в день рождения ребенка, испили в день его свадьбы.

Много интересных обычаев сохранилось с разных времен, и частично о них, продолжим разговор при посещении других исторических мест в Абхазии в рамках тура Легенды Самурзакана.

Карта:
Нет комментариев. Ваш будет первым!