Легенды Самурзакана. Один день в Абхазской деревне.

«Один день в Абхазской деревне» — именно под таким названием начался наш очередной день в туре по Абхазии. Знакомство началось с села Дранда. Но немного найденных фактов из истории села.

Дранда — известное село в Гулрипшском районе на левобережье р. Кодор. Название села в форме Dandras фиксируется в XVII столетии в качестве комонима и название церкви.
В начале XIX века фиксируется двойное название — «Дранда-Цхоби» (Ведомости). Согласно Пахомову, границы села Цхубен (Цкыбын) или Дранда, определялись таким образом: «… с запада р. Адзапш (отделяющая Цхубен от Пшапа); с юга — море, с востока селение Бабышь-Ира и старое русло Кодора, с севера — селение Допуа-кыт и Кац игыларта».
Во время турецкого владычества Драндский храм подвергся разрушению. Об этом сообщается в отчете русского посольства, побывавшего в Драндском соборе в 1640 году (Пачулиа. Абхазия).
В 1835 г. Дранда была занята царским отрядом генерала Ахлестышева как стратегический пункт. В 1883 г. здесь был основан мужской монастырь. В связи с этим на территории Цкабына или Верхняя Дранда образовался новый населенный пункт Архиерейское. В советское время — в 1922 году в с. Дранда создается совхоз «Дранда». В 1931 году он передается Конезаводу наркомзема Абхазской АССР, а в 1935 г. на его базе организован колхоз (Пачулиа. Абхазия).
Драндра или Дранда один из загадочных топонимов Абхазии. Он созвучен с этнонимом Дандарии впервые упоминаемые Гекатеем Милетским (VI в. до н.э.). Он говорит: «Дандарии, народ около Кавказа».

Именно в этом селе существует один из первых христианских храмов Абхазии. Точная дата постройки неизвестна, но сама архитектура строения предполагает, что сооружение его относится ко времени Юстиниана Великого, а это VI-VII века. Местами оставили старую кладку.

Драндский собор, село Дранда

В 2011 году храм был передан православной церкви. Сам Драндский собор относится к крестово-купольному трехапсидному типу храмов. По всему периметру, как мы видим, располагаются окна (36), которые создают прекрасное освещение внутри храма. Форма купола состоит из 16 граней.

Драндский собор, село Дранда

Икон в храме, в принципе, немного.

Драндский собор, село Дранда

Внутреннее убранство состоит из кирпича. Ранее были фрески, которые покрывали стены полностью, но они утрачены в настоящее время. Да и реставрация их невозможна технически: нет никакой документации. Сохранились лишь небольшие упоминания о них: "Посетивший собор историк Д. Бакрадзе в 1860 г. писал о том, что видел здесь несколько фресок, изображавших Спасителя и святых".

Драндский собор, село Дранда

Кроме того в соборе есть две мраморные гробницы, кто в них — неизвестно.

Драндский собор, село Дранда

Рядом с собором находится святой источник Никиты Бесогона с купальнями.

Тропарь, глас 4-й:
Крест Христов яко некое оружие усердно восприим, и к борению врагов притекл еси, и за Христа пострадав, посреде огня священную твою душу Господу предал еси, отонудуже и даров исцеление от Него сподобился еси прияти, великомучениче Никито, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

святой источник Никиты Бесогона с купальнями, село Дранда

И, конечно, возник вопрос в голове, почему собор и село Дранда, а источник воина Никиты? К сожалению, нам не очень повезло с гидом, возможно, ей также мало была знакома эта тематика.

святой источник Никиты Бесогона с купальнями, село Дранда

Церковный Синод, утвержденный при правлении Петра I, подверг жесткой цензуре всех святых, в том числе и Святого Никиту, но это не мешает почитать его здесь в Абхазии. Возможно, это связано именно с тем, что он воин и, будучи в кандалах, бил бесов, что как простая ассоциация с темой войны и свободы республики.

Драндский собор, село Дранда

В храме находится икона с сюжетом побивания беса кандалами Святого Никиты. Кстати, по некоторой информации, под храмом найдены подземные ходы, но они не изучены.

Немного погуляв по территории, относящейся к храму, осмотрим полуразрушенные здания, тюрьму (действующая), поклонный крест и прочие постройки, а также кипарисовую рощу.

Нас ждет следующая точка в пути. А добраться до храма можно своим ходом, адрес: село Дранда. Координаты монастыря для авто: GPS — координаты: 42.874122, 41.16181. (из Сухуми в сторону Грузии) или общественным транспортом: на сухумском вокзале автобус, направляющийся в Гала, Очамчыры или Ткуарчала до остановки «Дранда». Далее от Центральной площади нужно идти в гору примерно 800 м (имеется указатель).

И следующий пункт прибытия — село Кындыг, а конкретнее — термальный сероводородный источник.

Вдоль этого гейзера мы проходим мимо, подходить к нему опасно для жизни, так как температура свыше +100 градусов, да и очень запах сильно специфический.

Царь-девица говорит:
«Коль себя не пожалеешь,
Ты опять помолодеешь.
Слушай: завтра на заре
На широком на дворе
Должен челядь ты заставить
Три котла больших поставить
И костры под них сложить.
Первый надобно налить
До краёв водой студёной,
А второй – водой варёной,
А последний – молоком,
Вскипятя его ключом.
Вот, коль хочешь ты жениться
И красавцем учиниться —
Ты, без платья, налегке,
Искупайся в молоке;
Тут побудь в воде варёной,
А потом ещё в студёной.
© Конек-Горбунок

В теории можно было попробовать и искупаться для свершения такого обряда омоложения, но мы решили не рисковать своим здоровьем, да и наш визит был разовый, а для полноты эффекта процедур нужно 10 сеансов.

Итак, вперед к источнику.

Входная плата составляет 150 рублей, аренда камеры хранения — 50 рублей, стоянка авто — 50 рублей. Но необходимости использовать камеру хранения нет. Под открытым небом расположено три бассейна с разной температурой воды, несколько кабинок — раздевалки, души и грязевые ванны.

В первом бассейне вода очень горячая и мутная, во втором менее горячая и в третьем более прохладная. Достаточно скользкие спуски, надо иметь очень хорошие шлепанцы, а лучше резиновую обувь (чтобы не снимать).

Помимо термальных бассейнов, есть еще грязевые ванны. Вдоволь обмазавшись грязью и погуляв по территории, можно под напорными струями воды смыть все. Особого эффекта не заметила, но, чтобы понять это, попробовать стоит. Купание в принципе очень приятная процедура. Немного смущает запах, но только в начале, потом его уже не ощущаешь. На территории источника можно постоять под напором воды или полежать на деревянной лежанке под той же струей воды. В принципе, развлечений маловато, и часа вполне достаточно для посещения источников.

Если говорить о полезности этого термального источника, оно показано при болезнях и недугах (скопировано с сайта термальных источников Кындыг):

  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • заболевания мочеполовой системы у мужчин и женщин;
  • заболевания органов пищеварения;
  • заболевания нервной системы;
  • кожные болезни;
  • последствия облучения.

Противопоказания при посещении горячих источников Кындыг:

  • онкологические заболевания;
  • пороки сердца;
  • туберкулез;
  • заболевания крови.

С собой обязательно нужно брать купальни/плавки, но берите похуже, грязь очень трудно отмыть, сланцы, а лучше резиновые тапочки, воду, полотенце. Распивать спиртное или есть на территории близ бассейнов запрещено. Перекусить зможно в кафе на территории комплекса, но мы были в октябре (уже не сезон). Списки салатов/выпечки и прочей еды были обширны, но фактически были только чай и чипсы. На вопрос, мол, а где все из списка, ответ поразил своей простотой, а зачем списки менять, в следующем сезоне пригодятся.

Добраться до термальных сероводородных источников можно своим ходом, адрес: село Кындыг. Координаты источника для авто: GPS — координаты:42.79914, 41.2573 или общественным транспортом, маршрутным такси от центрального рынка Сухума.

Третья остановка — село Отап. Нас ждут тайны пещеры Абраскил.

Свое название пещера получила по имени героя абхазского эпоса – богатыря Абраскила. И тут переходим к любимой части повествования — легенде. По той самой легенде Абраскил был здесь заточен. Маршрут в пещере кажется немного диким, но тем интереснее по ней бродить.

Пещера Абраскила в селе Отап, Абрскил

Она не очень большая, и даже мне с моим ростом 162 порой приходилось наклонять голову. Весь путь наш проходил по руслу реки. На входе нам выдали резиновые сапоги. Но очень советую взять с собой фонарики, так как гид по пещере убежал далеко вперед, а освещение в пещере практически отсутствует, а на примере видно, что дно не везде было ровным, нас спасло наличие фонарика на телефоне и вспышки камеры. Кроме того, сапоги, которые выдают на входе, очень жесткие, лучше брать свои и обязательно теплые носки (шерстяные), так как река холодная. Но перейдем к легенде.

Пещера Абраскила в селе Отап, Абрскил

Жила была девушка Астана и пела она волшебно о великом творце. Ее песня поднималась высоко в небо, все выше и выше, как подымаются вершины гор, а с ними возносится к облакам и древний храм, и она, окруженная благоухающими цветами, засыпает Астана в этом волшебном мире. Ей снится, что творец, наклонившись над нею, говорит: «За то, что ты лучше и краше всех восхваляла меня, ты будешь иметь сына, который возвеличит родину твою, Абхазию; имя ему – Абраскил». А утром все сбылось. Астана стала матерью. Через день младенец заговорил, мол не связывай меня пеленками, дай мне волю расти. И рос, не по дням, а по часам, через 5 дней уже был как 10-летний мальчик. По тому описанию. что нам дали, просто Филипп Киркоров в детстве. Затем сделал себе лук и стрелы, и начал охотиться, причем стрелял так, как стреляли только бывалые охотники. Ну а через 10 дней вырос совсем и заявил матери, что пора ему отправляться в путь и защищать свою родину и мол скоро мать ты узнаешь о моих подвигах. В первом ауле где жили князья его приняли в армию, поражаясь его силе и меткости, и прочим богатырским достоинствам, ну и потом был избран он вождем войска.

Люди поклоняясь его силе, меткости и прочим подвигам, слагали о нем песни, и он возгордился, и решил, что он равен творцу, и что может заменить его на земле. Так продолжалось несколько лет, страна Абхазия цвела и плодоносила, люди его восхваляли, а творец пытался намекнуть, что надо бы повиноваться ему, но тщетно. В конце концов ему (творцу) все надоело и приказал творец его схватить и, оковав по рукам/ногам, бросить в пропасть.

Но конь Араша предупредил своего хозяина Абраскила, о том, какое задание получили 12 ангелов и понес его от преследователей к горе, и укрылись они, и только ангелы появлялись, конь уносил хозяина прочь, но как то уже совсем отчаялись ангелы, но нашелся свой Павлик Морозов, одна старуха посоветовала смазать шкуры маслом и расстелить, и вот конь поскользнулся на шкурах и уронил хозяина, и приковали богатыря к одной из скал в мрачной пещере.

Пещера Абраскила в селе Отап, Абрскил

Согласно легенде именно здесь и был прикован Абраскил к той самой скале (справа).

И одна очень маленькая птичка удерживала героя, стоило ему только расшатать скалу, она пролетала мимо его глаз, и он в это время терялся и засыпал.

Пещера Абраскила в селе Отап, Абрскил

Печаль накрыла всю страну и стали собираться доблестные абхазские юноши, чтобы спасти своего любимого героя и, видимо, спасли, коли мы его в пещере не встретили. Но история уже умалчивает об этой операции.

Длина маршрута составляет 800 метров, в некоторых местах богатая фантазия рисует разные картины из сталагнатов в нашей карстовой пещере.

Пещера Абраскила в селе Отап, Абрскил

Это и хвост русалки, хотя до моря очень далеко и в реках русалки не водятся, но, видимо, пала в боях за свободу нашего героя.

Пещера Абраскила в селе Отап, Абрскил

И мифическая корова, которая кормила нашего бойца, и многое многое другое. Конечно, как в любом туристическом месте, есть символичные места для нужных целей: девушкам надо постоять под хвостом неведомой зверюшки, чтобы выйти замуж, мужчинам тоже свой зверек для этих целей, ну а если пара уже семейная — то свой грибок, под которым непременно нужно поцеловаться.

Пещера Абраскила в селе Отап, Абрскил

В любом случае пещера очень интересная для небольшой прогулки, важно иметь нужную обувь и фонарик, как писала ранее. Название реки, по которой шли, по-абхазски звучит как «Ачки тызго», что в переводе означает «Выносящая конский навоз». Следует сказать, что вода в реке прозрачная как слеза. Местами кстати черпала воду в сапоги, так, что нам еще повезло, что река была не совсем полноводна.

Пещера Абраскила в селе Отап, Абрскил

Самостоятельный вояж в пещеру обойдется в 250 рублей с человека. Посетить ее можно или на личном транспорте GPS — координаты: 42.92037, 41.55434, или в составе экскурсии, транспортного сообщения нет.

И завершал наш вечер небольшой обед-ужин из традиционных блюд местной кухни.

Пещера Абраскила в селе Отап, Абрскил

На этой приятной ноте «Один день в Абхазской деревне» подошел к концу.

Предыдущие посты по поездке в Абхазию:

Рекомендованные туры компании "Серебряное Кольцо":
Тур в Абхазию "Легенды Самурзакана" (8 дней)
Тур в расписании на даты: 06.10
Карта:
Нет комментариев. Ваш будет первым!