«Царские охоты и потехи»

Группа по интересам: Петербург и его окрестности

Осень — время научных конференций. В этом году в ноябре их как-то особенно много, так что некоторые пропускаю. Но Гатчинская обязательна к посещению! Поэтому 23-24 ноября у меня не было выбора))

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Посоветовавшись с яндексом и гуглом, решила ехать на электричке с Лигово (живу недалеко от этой ж.д. станции). Прибыла рано, заняла место в первом ряду и получила сборник, который самозабвенно листала. Вместо того, чтобы пить кофе с вкусняшками))

Сборник статей конференции

Началась конференция с приветственного слова директора ГМЗ «Гатчина» В.Ю. Панкратова, который рассказал о проделанной за год работе и планах по «освоению» парка «Зверинец».

В. Ю. Панкратов, директор ГМЗ «Гатчина» Приветственное слово участникам конференции

Координаторы конференции Елена Владимировна Минкина (заведующая НФО) и Светлана Анатольевна Астаховская (старший научный сотрудник) дополнили его рассказ, поведав о победе музея в конкурсе «Музейный Олимп» — первой в стране профессиональной премии в области музейного дела, которая ежегодно присуждается лучшим музеям Санкт-Петербурга и России за достижения с 1 сентября предыдущего года до 1 сентября нынешнего.

Полностью поддерживаю решение жюри, ибо для меня 2016-ый однозначно стал годом Гатчины. Можно сказать, что я не вылезала из дворца)) Правда, началось всё не в сентябре, а в мае: побывала на открытии выставок «Августейшие хозяева Гатчины» и «Европейский вояж императрицы Александры Федоровны", а также анфилады залов Восточного полуциркуля после реставрации, Ночи музыки, Ночи света, осмотрела отреставрированные Ротонду и Мраморную лестницу на научно-практической конференции "Гатчинский дворец в истории России". В 2017 внимание переместилось в сторону Царского Села, но выставку «Романовы путешествуют»проигнорировать не смогла))

Но вернёмся к конференции. В который раз убедилась, что доклады — дело непредсказуемое. Порой с нетерпением ждёшь какого-то выступления с многообещающим названием, но оно оказывается утомительно скучным. А совершенно не заинтересовавшие тебя темы так увлекательно излагают, что ты потом понять не можешь, как посмела не интересоваться этим раньше)) Таким вот сюрпризом стал для меня доклад «Мифологические охотничьи сюжеты в декоре оружия из собрания Гатчинского дворца-музея» Е.А. Родионова. Думала, что подремлю с открытыми глазами, а в итоге бодро хихикала над «особо удавшимися» образцами))

Е.А. Родионов, ГМЗ «Гатчина» Мифологические охотничьи сюжеты в декоре оружия из собрания Гатчинского дворца-музея

Но есть докладчики, в которых всегда уверена. 100% будет интересно. И.В. Зимин «Императорской охоты, штаты, ведомственная подчиненность и финансирование (XVIII – начало XX вв.)».

Весьма примечательным было выступление польского специалиста М. Слоневски, после чего в один летний маршрут добавилась Спала))

Ну а дискуссию вызвала «жареная» тема: стрелял Николай II собак и ворон или это дело рук егерей. И вообще: это какое-то отклонение или санитарная норма? Каждый остался при своём мнении ;-)

В программу обычно включены экскурсии. В этот раз нас ждало торжественное открытие выставки одного экспоната «Царский трофей».

«С 1860-х годов в гостиной Александра II в Гатчинском дворце находилось чучело головы зубра — один из четырех трофеев, добытых императором на охоте в Беловежской пуще 6 октября 1860 года. Об этом свидетельствует табличка на картуше.

На акварели Э. Гау 1874 года над дверным проёмом мы можем чётко увидеть этот охотничий трофей. Экспонат оставался на своём месте и в момент музеефикации дворца. В инвентарной описи 1940 года значится: „Чучело головы зубра на деревянном резном щите, с резной дубовой веткой вокруг, выкрашенной в зеленый цвет, с бронзовой пластиной с надписью: “Убит Его Императорским Величеством в Беловежской пуще 6 октября 1860 года».

Акварель Э. П. Гау. 1874 Гостиная Александра II

Во время Великой Отечественной войны предмет не был эвакуирован, как и остальные изделия таксидермии, он остался во дворце во время оккупации. В 1945 году голова зубра найдена в Эстонской ССР научным сотрудником Ленинградских музеев Е.Н. Матвеевой, после чего экспонат передали в Центральное хранилище, потом в музей-заповедник «Павловск». В 2009 году предмет вернулся в Гатчинский дворец и находится здесь на временном хранении" [с информационной таблички на выставке].

Царский трофей

«Царский трофей» будет экспонироваться до 20 декабря.

Но это ещё не всё! Летом в помещениях антресольного этажа Арсенального каре открылась обновлённая экспозиция «Личные комнаты семьи Александра III».

Как и в конце XIX века, поначалу эти низкие небольшие комнаты вызывают удивление (особенно на контрасте с пышными парадными залами). Но постепенно начинаешь проникаться их уютом и ловишь себя на мысли: «Вот на этом диванчике я бы полежала с книжечкой»)) Это воссозданная обстановка кабинета (гостиной) императрицы Марии Фёдоровны с мемориальной мебелью, дополненная историческими аналогами.

Экспозиция «Личные комнаты семьи Александра III». Воссозданная обстановка кабинета (гостиной) императрицы Марии Фёдоровны с мемориальной мебелью, дополненная историческими аналогами.

Экспозиция «Личные комнаты семьи Александра III». Воссозданная обстановка кабинета (гостиной) императрицы Марии Фёдоровны с мемориальной мебелью, дополненная историческими аналогами.

Спальня Александра III и Марии Фёдоровны. Воссозданная обстановка в одной из служебных комнат (историческое помещение ещё не отреставрировано):

Экспозиция «Личные комнаты семьи Александра III». Спальня Александра III и Марии Фёдоровны.

Столовая:

Экспозиция «Личные комнаты семьи Александра III». Столовая

Кабинет Александра III:

Экспозиция «Личные комнаты семьи Александра III». Кабинет Александра III

Экспозиция «Личные комнаты семьи Александра III». Кабинет Александра III

Спальня Великой княгини Ксении Александровны. Интерьер воссоздан на своём историческом месте:

Экспозиция «Личные комнаты семьи Александра III». Спальня Великой княгини Ксении Александровны. Интерьер воссоздан на своём историческом месте.

Ну и в тему конференции — предметы из Охотничьего сервиза, о котором был отдельный доклад.

Экспозиция «Личные комнаты семьи Александра III». Предметы из Охотничьего сервиза

ДЕНЬ ВТОРОЙ

И вновь несовпадение ожиданий и реальности: темы, которые казались неинтересными, вдруг расцветали яркими красками (я про доклад о художниках птиц и, в частности, книге «Птицы Америки» Джона Одюбона).

Лично для меня самым значимым событием стало знакомство с Татьяной Николаевной Чебоксаровой — исследовательницей, занимающейся великокняжеской четой Владимира Александровича и Марии Павловны. Рассчитываю в ближайшее время с её помощью осуществить кое-какую задумку ;-)

А завершилась конференция экскурсией по новой выставке «Гатчина. 1917» с её куратором Е.А. Родионовым (тем самым, чей доклад мне так запомнился в первый день). Экспозиция размещается в семи залах. «Разбита» по темам:

«Гатчина накануне революции (начало XX века — январь 1917)»:

Выставка «Гатчина. 1917».  Экспозиция "Гатчина накануне революции (начало XX века — январь 1917)"

Выставка «Гатчина. 1917».  Экспозиция "Гатчина накануне революции (начало XX века — январь 1917)"

«Февральская революция. Император Николай II и Михаил Александрович (февраль — март 1917г.)»

Тронное кресло императора Николая II из Грановитой палаты Московского кремля и фрагменты гипсовой отливки с модели двухглавого орла (навершия ротонды под гербом Гатчинского дворца):

Тронное кресло императора Николая II из Грановитой палаты Московского кремля и фрагменты гипсовой отливки с модели двухглавого орла (навершия ротонды под гербом Гатчинского дворца

«Революционный Петроград и революционная Гатчина (март — май 1917г.)»


«Деревянный альбом А. И. Куприна» (столешница от стола из дома А.И. Куприна в Гатчине с автографами писателей):

"Деревянный альбом А. И. Куприна" (столешница от стола из дома А.И. Куприна в Гатчине с автографами писателей):

"Деревянный альбом А. И. Куприна" (столешница от стола из дома А.И. Куприна в Гатчине с автографами писателей):

«Художественная комиссия во дворце (конец мая — лето 1917 года)»



«Октябрьские события в Гатчине. А.Ф. Керенский и П.Е. Дыбенко (октябрь-ноябрь 1917г.)

Картина Г.М. Шегаля «Бегство Керенского из Гатчины» (1936-1938) из собрания Государственной Третьяковской галереи:

Картина Г.М. Шегаля «Бегство Керенского из Гатчины» (1936-1938) из собрания Государственной Третьяковской галереи

»Превращение императорского дворца в музей (зима 1917 — весна 1918)"

"Превращение императорского дворца в музей (зима 1917 — весна 1918)"

Эти два дня были очень насыщенными. И практически без перерывов на сон, так что в пятницу приехала домой и рухнула)) Но усталость забудется, а новые знания, знакомства и яркие впечатления останутся. Спасибо организаторам и участникам за мою перманентную улыбку))

Фотография Ксении Верхозиной

Кстати, скоро я снова в Гатчину: в фонды дворцовой церкви. Присоединяйтесь: Экскурсия «Реликвии Гатчинского благочиния».

Рекомендованные туры компании "Серебряное Кольцо":
Карта:
10:47
Ну вот, и сюда легенда про платье медсестры добралась и даже превратилась в музейный экспонат )) Ну нет же доказательств. Кстати, картина подлинная (из Третьяковки) или копия?
А генерал Краснов в мемуарах утверждает, что из Гатчины Керенский бежал в костюме матроса…
На выставке именно об этом (что легенда) и говорится. И даже цитата Керенского приведена (красным на стекле).
А картина подлинная.
15:33
А-а, не разглядел из-за нестандартного расположения текста )