Страницы истории: Битва за Ленинград "Дорога жизни - Дорога победы"

Группа по интересам: Петербург и его окрестности

8 сентября 1941 года немецкие войска замкнули кольцоблокады, перерезав сухопутную связь Ленинграда с остальной страной. На тотмомент в Ленинграде находилось более 3-х миллионов мирных жителей, жизнькоторых зависела от возможности снабжения города продовольствием. Ранняя зимасковала льдом Ладожское озеро и в ноябре по льду была проложена 30 километроваяавтодорога. Эта трасса являлась Дорогой Жизни для осажденного Ленинграда. 500тысяч человек было вывезено в тыл зимой-весной 1942 года, ледовая переправапродолжала действовать и в следующие две зимы до полного снятия блокады вянваре 1944 года.

Дорога жизни - Дорога победы

Неизвестно сколько людей погибло на «Дороге жизни», от обстрелов или на тонком льду. Еще долгое время после окончания войны со дна озера доставали машины, легендарные «полуторки» ГАЗ. Но за период работы Дороги жизни было перевезено свыше 1615 тысяч тонн продовольствия и было эвакуировано около 1376 тысяч человек из блокадного города.

Дорога жизни - Дорога победы

В один из осенних дней я проехала по Дороге жизни — Дороге победы с Владимиром Чекуновым. Подробный рассказ гида, подкрепленный историческими фактами, помог погрузиться в атмосферу тех страшных дней.

Наша первая остановка — воинское кладбище в Румболово.

воинское кладбище в Румболово.

воинское кладбище в Румболово.

воинское кладбище в Румболово.

воинское кладбище в Румболово.

Перед входом на территорию кладбища стоит памятник полуторкеГАЗ –АА. Серийное производство автомобиля началось в январе 1932 года наГорьковском автозаводе. Изначально это была лицензионная копия грузовикаФорд-АА, хотя и усовершенствованная (рулевой механизм, картер сцепления и др.).С 1933 года ГАЗ-АА собирался полностью из советских комплектующих. К началувойны в армии числилось порядка 150 тыс. полуторок различных модификаций.

памятник полуторке ГАЗ –АА

Здесь же, в годовщину трагедии над Синайским полуостровом, был открыт «Сад памяти».

Сад памяти

Трагедия случилась 31 октября 2015 года, когда самолет, летевший из Шарм-эль-Шейха в Петербург, взорвался в воздухе над Синаем. На борту находились 224 человека. Все они погибли, в том числе 25 детей. Официальная причина катастрофы — террористический акт.

Сад памяти

Сад памятиПосле, мы поехали к Ладожскому озеру, к мемориалу«Разорванное кольцо», который был открыт в октябре 1966 года. Здесь начиналась«Дорога жизни», ведущая в Петрокрепость. Летом она проходила по бурным водамозера, а зимой — по замершему льду.

«Разорванное кольцо»

Ладожкое озеро плохо приспособлено для судоходства и кначалу войны на его берегах не было пристаней. Но уже к 12 сентября былоборудован порт у маяка Осиновец (сейчас там находится музей«Дорога жизни»), куда прибыли первые баржи с зерном и мукой. С появлениемпервого льда начала функционировать ледовая Дорога жизни — 20 ноября отКоккорево в Кобону за продовольствием отправился первый конный обоз из 350саней.

Ладожкое озеро

У мемориала установлено 85-мм зенитное орудие образца 1939года, которое использовалось для защиты ледовой трассы Дороги жизни.

После мемориала мы приехали в музей «Дорога жизни» в Осиновце.

музей «Дорога жизни» в Осиновце

Здание музейной экспозиции совсем недавно открылось после реконструкции.

музей «Дорога жизни» в Осиновце

Обновленная экспозиция

музей «Дорога жизни» в Осиновце

Легендарный блокадный кусочек хлеба, который хлебом то назвать сложно. Муки в нем было ненамного больше, чем жмыха, целлюлозы, соды, отрубей. Тем не менее он спасал жизни ленинградцев…

Легендарный блокадный кусочек хлеба

Макет низководного железнодорожного моста через Неву, г. Шлиссельбург, 1943 г. Мост был построен за 11 суток.

Макет низководного железнодорожного моста через Неву, г. Шлиссельбург, 1943 г.

Макет легендарной «полуторки», автомобиля «ГАЗ-АА» 1932 года.

На открытой площадке музейного комплекса установленыбуксирный пароход «Ижорец № 8» и самоходный двухтрюмный тендер. Во времяВеликой Отечественной войны такие пароходы использовались в военных целях кактральщики, сторожевые корабли и канонерские лодки. «Ижорец № 8» был построен в1935 году, а во время войны под командованием Н. Д.Бабошина обеспечивалперевозки грузов в баржах между Осиновцом и Кобоной на Ладоге. В 1976 году онбыл передан филиалу Центрального военно-морского музея «Дорога жизни» и установленна открытой площадке.

Эти орудия принимали участие в сухопутной обороне Ленинграда и прорыве блокады города.

Чекунов Владимир

В отдельном павильоне представлена крупногабаритная техника.

Советский городской автобус АТУЛ-1. Специально для него был изготовлен оригинальный кузов — деревянный каркас, обшитый листовой сталью. Такие автобусы ходили в Ленинграде в качестве городского транспорта, а в годы блокады на них вывозили детей из осажденного города.

Советский грузовой автомобиль, «трехтонка». Во время блокады использовался для перевозки грузов и эвакуации людей.

С территории музея отлично виден Осиновецкий маяк.

Осиновецкий маяк

На набережной музейного комплекса представлена корабельная артиллерия периода Великой Отечественной войны.

корабельная артиллерия

Настоящим украшением музейного комплекса можно назвать транспортный самолет Ли-2Т.

ранспортный самолет Ли-2

Авиация сыграла важную роль в снабжении осажденного Ленинграда. В период блокады в Ленинград авиатранспортом было доставлено более 5 тысяч тонн продовольствия и вывезено 50 тысяч человек. Здесь трудились устаревшие самолеты ТБ-3 и новые Ли-2, спроектированные на базе американского Douglas DC-3. В 1942–1945 гг. на ташкентском авиазаводе было выпущено 2258 самолетов Ли-2.

Douglas DC-3

Затем, вдоль берега Ладоги, мы переехали на станцию Петрокрепость. В 1943 году, после прорыва блокады, здесь была построена железная дорога, открывшая дорогу на Ленинград.

В 1995 году здесь открылся музей, а к 70-летнему юбилею прибытия первого послеблокадного поезда, в музее обновилась экспозиция, появилось новая мультимедийная техника.

Экспозиция рассказывает о строительстве Дороги Победы, о составе48-й колонны паровозов особого резерва НКПС, и подвигах рабочихи техники.

Сохранились интересные экспонаты военного времени.

Экспозиция музея небольшая, но каждый экспонат по своему уникален.

Около станционного здания стоит легендарный паровоз Эм 721-83.Вскоре после снятия блокады именно этот локомотив вывез из Ленинграда отливкиорудийных стволов. Это был вклад жителей осажденного города в общее делоПобеды.

легендарный паровоз Эм 721-83

легендарный паровоз Эм 721-83

Завершающей точкой нашей экскурсии стал монумент «Переправа».Он находится в поселке им. Морозова, на правом берегу Невы. Здесь после прорываблокады Ленинграда были построены понтонная переправа и железнодорожная линиячерез Неву, связавшие осажденный Ленинград со страной. На строительстветрудилась 3-я понтонно-мостовая бригада. Красной Армии.

монумент «Переправа»

монумент «Переправа»

Крепость «Орешек» всю блокаду стояла неприступнойкаменной твердыней на реке Нева.

И подарком для любителей истории своей Родины стал потрясающей красоты закат.

Страницы военной истории листать тяжело и больно. Эта земля еще долго будет помнить кровавые сражения битвы за Ленинград. И важно, чтобы люди тоже помнили об этом.

Я благодарю Владимира Чекунова за подробный и интересный рассказ о Дороге жизни и других событиях военной истории.

Рекомендованные туры компании "Серебряное Кольцо":
08:43
Нет комментариев. Ваш будет первым!