Провинциальные истории, услышанные теплым весенним днем...

Группа по интересам: Петербург и его окрестности

В каждом тихом уголке нашей страны можно найти нечто необыкновенное: старинный особняк, церковь, быть может, усадьбу или мост через реку – памятник, готовый поведать удивительные истории об удивительных людях. Любители истории стремятся туда, где вершились судьбы мира, но провинциальные истории, отличающиеся от столичных, куда как меньшим масштабом и отсутствием лоска, при близком рассмотрении кажутся более настоящими и, — человечными.

И однажды теплым весенним днем, я услышала эти истории на экскурсии Провинциальные истории с Львом Бароном

История первая, железнодорожная.

Начну издалека) В 1830-е годы, некий специалист по железным дорогам, Франц Антоний Герснер предложил императору Николаю I проложить железную дорогу из Петербурга в Москву. В середине XIX века путь из одной столицы в другую занимал 3 дня, на дилижансах. Тогда его идею не поддержали, но предложили проложить стальной путь из Петербурга в Царское село и в Павловск. Она была открыта в 1837 году и стала первой железной дорогой в России. Она хорошо начинала, но постепенно стала работать в убыток, потому что ей мало кто пользовался. Тогда Герснер устроил на конечной станции, в Павловске, «курзал» — большой комплекс с гостиницами, ресторанами, сценическими и театральными площадками. Он приглашал самых знаменитых исполнителей и целые труппы из Европы. Меломаны из столицы стали часто ездить на концерты, конечно, по железной дороге. Так ее рентабельность резко возросла.

Император Николай I, вдохновленный быстрым развитием железнодорожного сообщения, вернулся к идеи о постройке дороги между двумя столицами. 1 августа 1842 года был подписан соответствующий указ и начались работы. 60000 крестьян трудились на строительстве семисоткилометрового стального пути. А руководили работами два инженера: Павел Петрович Мельников и Николай Осипович Крафт. Так мы и подошли к герою нашей провинциальной истории, Павлу Петровичу. Последние годы своей жизни он провел в городе Любань, скончался и был захоронен в местной церкви.

Провинциальные истории

Инженеры руководили разными участками дороги: Павел Петрович – Северным, а Николай Осипович – Южным. Границей между участками была река Коломенка, пересекающая трассу железной дороги между Березайской и Бологовской станциями.

В 2001 году, когда отмечали 150-летие открытия первой железной дороги, на Московском вокзале Петербурга был открыт барельеф с изображением Николая I, Мельникова и Крафта. Рядом с ними — отрывок из указа от 1 августа 1842 года и два поезда: старый и современный Сапсан. И такой же барельеф был открыт на Ленинградском вокзале в Москве. Эти вокзалы, словно близнецы, строились по проекту Константина Андреевича Тона, и раньше оба назывались Николаевскими.

В Любани мы оказались, чтобы узнать историю Павла Петровича Мельникова, и совершили по ней небольшую прогулку.

Любань – станция островного типа. В 1850 г. здесь было построено каменное здание железнодорожного вокзала, сохранившееся до наших дней с незначительными изменениями.

В первые годы после открытия железной дороги, поезда из Петербурга и из Москвы прибывали на вокзал одновременно. Прибывшие пассажиры бежали в станционный ресторан, где можно было сытно пообедать за 75 копеек, очень дешево по тем временам. Даже знаменитый писатель Антон Павлович Чехов вспоминал, как вкусно и сытно он обедал в Любани. Отправлялись дальше поезда тоже одновременно, в зал заходил начальник станции и объявлял посадку. Из шума невозможно было разобрать, что именно он говорил, но все пассажиры понимали, что пора бежать на поезд. Не обращая внимания, на указатели направлений, они вбегали в поезд, и часто, уже после отправления, понимали, что сели не свой поезд. После нескольких претензий от пассажиров, расписание скорректировали и поезда перестали приходить одновременно.

Буквально в двух шагах от станции, стоит церковь Петра и Павла, где был захоронен Павел Петрович Мельников. Неофициально, этот храм является главным железнодорожным храмом России. Он был построен по проекту Константина Андреевича Тона, имя которого я уже упоминала. Церковь в целости и сохранности пережила советскую власть, но в 1941 году была значительно разрушена после попадания фашистской бомбы. В настоящее время церковь восстановлена.

Провинциальные истории

На территории церкви был захоронен первый начальник Николаевской железной дороги.

Во время войны вокруг города шли ожесточенные бои по снятию блокады Ленинграда. В 1944 году – бои за освобождение Любани, когда войска Волховского фронта двинулись на Новгород. В память об этих событиях установлен небольшой мемориал со списком погибших.

Провинциальные истории

В церкви сохранилась могила Павла Петровича Мельникова, он был захоронен в 1880 году.

Провинциальные истории

Провинциальные истории

В память о нем, 9 августа 1955 был установлен бронзовый бюст около вокзала.

Провинциальные истории

Павел Петрович Мельников родился в Москве, но большую часть жизни прожил в Петербурге, учился в Корпусе инженеров путей сообщения. В 1833 году, возрасте 29 лет, стал профессором кафедры прикладном механики. В 1820-е годы участвовал в проекте улучшения Волховских порогов и ведении работ по улучшению судоходства через Кокенгаузенские пороги Западной Двины (Даугавы).

Перед началом строительства железной дороги Павел Петрович поехал изучать железнодорожное дело в Западную Европу, и по итогам стажировки написал отчет более чем на полутора тысячах страниц. В 1839 году, уже будучи профессором Института корпуса инженеров сообщения, был направлен в США.

В марте 1841 года, приказом Николая I была учреждена комиссия для составления проекта железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Председателем комиссии был назначен А.Х Бенкендорф, в числе других в неё вошли инженеры Мельников и Крафт.

В 1862 году Павел Петрович назначен главным управляющим путей сообщений. Его разработки легли в основу железнодорожного строительства на десятилетия, в том числе план соединения центральных губерний с Дальним Востоком.

В 1865 году генерал-лейтенант Павел Петрович Мельников возглавил Министерство путей сообщения. За время его управления ведомством сеть российских железных дорог увеличилась на 7,062 тыс. км. Он стал также автором первых в России технических условий проектирования станций. В 1869 году он оставил эту должность и поселился в Любани. К сожалению, дом где он жил не сохранился.

История поэтическая.

Следующая наша остановка, в поселке Чудово Новгородской области, связана с именем Николая Алексеевича Некрасова. Название поселка как бы намекает, что здесь совершались какие-то чудеса. По другой версии, когда-то эти земли населяли финно-угорские племена, и в том числе народность Чудь. Так и появилось название поселка.

В свою чудовскую усадьбу Некрасов приезжал почти каждый сезон. Здесь он общался с крестьянами и собирал материалы для своих произведений. После этих разговоров появились его знаменитые произведения: «Мороз красный нос», «Крестьянские дети» и другие.

На памятнике, рядом с Николаем Алексеевичем, сидит его любимый пес Кадо. Он трагически погиб на охоте, причем его по нелепой случайности застрелила супруга Некрасова. После этого Николай Алексеевич никогда не ездил охотится в Чудовскую Луку.

В той поездке мы не посетили сам музей Некрасова, а только прогулялись вокруг усадьбы. Впереди нас ждали новые провинциальные истории.

История купеческая.

Несколько купеческих историй рассказал нам городок Боровичи, расположенный на берегу реки Мсты. Улицы города до сих пор сохранили дух старинного русского купеческого города. Во время войны линия фронта проходила достаточно далеко и многие здания сохранились в первозданном виде.

Провинциальные истории

Многие годы в Боровичах жила купеческая семья Шульгиных. В свое время Матвей Яковлевич Шульгин был городским Главой в течении 12 лет, с 1893 года возглавлял городскую Думу, и даже избирался в Государственную Думу от Боровичей. Немало важных дел он сделал для своего города. В 1905 году по его распоряжению через Мсту был переброшен мост, который сохранился до сих пор.

Река Мста

1917 год застал Шульгина в Петербурге, и он уехал на юг, в надежде переждать революционные события. В период НЭПа он приехал в родные Боровичи, вернул усадьбу и начал восстанавливать торговое дело. Но этот период быстро закончился и Матвей Яковлевич оказался в роли лишенца. Никто не осмелился его приютить, и только кучер выделил ему место в бане, где он и провел остаток жизни.

Еще до революции был построен музей имени Жуковского В. А. и Гоголя Н.В. Хотя поэты никогда не были в этих краях, но имена свои увековечили. После революции музей закрыли, позже восстановили и совсем недавно перенести в восстановленную усадьбу Матвея Яковлевича Шульгина. Экспозиция музея нашла себе достойное место!

Музей рассказывает об истории города и края. И первый зал посвящен древней истории Новгородской области.

Керамический сосуд из могильника Репище. Конусообразная форма помогает катать сосуд, не поднимая его.

Грузики от вертикального ткацкого станка.

Жаличные или погребальные кресты.

и в продолжении темы, — сосуды для кремации.

В музее время летит быстрее, и мы уже в XVII веке. Тогда Боровичи был развитым торгово-ремесленным селом, но кроме торговли занималось и военным делом. В тот период была постоянная угроза шведской интервенции. И когда Великий Новгород был занят шведами, большая часть его мужского населения отправилась на его защиту.

Летопись Святодухово монастыря того времени гласит: «Церковно место пусто, все жжено и воевано от немецких людей и от русский воров». Кроме этого, летопись пишет о покровителе этой земли, Якове Боровическом. В музее есть ковчег, где хранится частичка мощей Якова Праведного, на нем выгравирована история его жизни.

Боровичи стоят на реке Мсте, достаточно мощной во время полноводья. Интерактивный стенд ожил, и зал наполнился грохотом порогов.

Высота самого крупного порока В XVII веке по ней ходили на барках, — плоскодонных лодках, выстроенных без единого гвоздя. Эти лодками виртуозно владели местные кормчие.

Позже, Петр I называл их лоцманами, на голландский манер. Также он заменил тесаные весла на руль. Лоцманы полностью отвечали за груз, который перевозили, и в случае его потери, были обязаны возместить стоимость. Понимая важность их работы, Петр I создал профессиональную лоцманскую артель.

Река Мста со своими порогами очень сложна для судоходства, поэтому строятся Тихвинская и Мариинская системы. Лоцманы уходят туда работать и получают очень хорошую зарплату серебром. Они могли позволить себя и квартиру в Петербурге, и усадьбу в родных Боровичах. А в качестве приятного подарка супруге – украшение из речного жемчуга.

В следующем зале мы погружаемся в атмосферу крестьянского дома начала XX века.

Провинциальные истории

Девушки были трудолюбивые, все ткани создавали своими руками. Ткать начинали с 10 лет, ведь к 14 годам нужно было собрать сундук приданного. Причем все должно быть «hand made».

Провинциальные истории

Тем временем, среди мужчин был широко развит гончарный промысел.

Постепенно производство достигло промышленных масштабов.

В начале XX века практически все кирпичные и огнеупорные изделия закупали в Англии и Бельгии. Несмотря на то, что в России были все возможности для развития производство, на рынок невозможно было пробиться.

Когда Нобели узнали про баллическую белую глину, исследовали ее свойства и начали строить завод по выпуску огнеупорных изделий. Так была проложена дорога на рынок для российской продукции. Слава Боровичей росла и сюда пошли столичные и иностранные инвестиции.

Свои капиталы вложил и князь Голицын. Он создал свой завод и стал выпускать экспериментальную плитку пирогранита, которая по своим свойствам не уступала натуральной, но стоила гораздо дешевле. В 1893 году эта продукция получила 2 золотых медали на Всемирной выставке в Париже.

Позже Голицын продал акции своих заводов промышленнику Константину Вахнеру. Завод в Боровичах начал производить первую сантехническую продукцию в России. И все это чистая керамика!

Были в Боровичах и свои бизнес-леди. Госпожа Белостоцкая, оставшись вдовой, купила у Кузнецовского фарфорового завода формы и начала выпускать прекрасные керамические вазоны.

Другая вдова, госпожа Сараева занималась далеко не женским делом, — чугуно-литейным производством.

От производства мы перешли к жизни купеческой.

На фото красивый арочный мост, который был построен в 1905 году в период экономического кризиса.

Денег на строительство не было и Матвей Яковлевич Шульгин, глава города, запросил кредит у железной дороги. Ему отказали и он стал отправлять грузы по воде. Тогда руководство железных дорог приняло его условия, выдало кредит, который был погашен в течении 6 лет эксплуатации моста!

Вообще в Боровичах все были на редкость предприимчивые. Обратите внимание, на эту рекламу. Согласитесь, отличный маркетинговый ход!

Купцы жили хоть и по-купечески, но на дворянский манер. В городе построили театр, регулярно проводили балы, выпускали газету. И для того, чтобы привлечь жителей на спектакли, после них устраивали танцы с розыгрышами и подарками.

В начале XX века в Боровичах было 13 храмов, 11 часовен, и мужской Свято-Духов монастырь, основанный в XIV веке.

В Боровическом уезде было 350 усадеб, которые практически полностью разрушены. Уцелели некоторые усадебные вещи, и сейчас они хранятся в музее.

После революции судьба жителей города резко изменилась. Часть купцов и дворян покинули Родину, чтобы провести остаток жизни в эмиграции…

Так, за полтора часа экскурсии, мы пролистали страницы истории Боровического уезда от древних времен до революции.

Сам музей не только хранит старинные экспонаты, но и оборудован современными мультимедийными технологиями. Вот здесь, например, нужно проявить внимательность.

и эрудицию.

После музея мы поехали на встречу с новой, завершающей историей той поездки. Но ее герой внес такой важный вклад в историю России и всего мира, что я рассказу о нем отдельно. Не уходите далеко!

Рекомендованные туры компании "Серебряное Кольцо":
22:33
11:05
+1
А на вокзал в Боровичах не заходили разве? Тоже знаменитое место. Впрочем, чувствую, одного дня на всё было мало. Мы ездили в двухдневный тур с другой турфирмой по похожему маршруту. И к Некрасову зайти успели, и в «Славянскую деревню» в Любытино.
21:19
Не заходили ( Но у нас действительно было мало времени, еле успели выполнить программу. А к Некрасову я обязательно загляну)
13:31
Как милы сердцу незатейливые провинциальные истории. Какое в них сокрыто душевное тепло.
21:19
Верно заметили:) Очень много тепла!

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"