Тиккакоски. Музей авиации Центральной Финляндии.

Группа по интересам: Наука и техника

Недавно я принял участие в экскурсии Романа Петрова в Музей авиации Центральной Финляндии в городке Тиккакоски. Музей оказался небольшой, но довольно любопытный.

Часть самолетов стоит снаружи:

Это пара Миг-21 разных модификаций:

И шведский Сааб 35FS Дракен:

Позади этих истребителей спряталась зенитка (вероятно, немецкая). К ней мне подобраться не удалось из-за глубокого снега, так что снимал я ее издали:


Большая коллекция радарных антенн:

Миг-15 стоит у входа в ангар:

А это, вероятно, Фолланд Нэт:

Заходим в ангар. Тулин D (шведский клон французского Моран-Солнье) стал первым самолетом ВВС Финляндии. Под потолком висит его модель в натуральную величину:

А внизу стоят подлинные каркас фюзеляжа с мотором:

Бомбардировщик Бреге 14 A2:

Еще один француз — Гурду-Лессюэр GL22:

Его двигатель испано-сюиза:

Постепенно финны переключаются с французских машин на английские. Мартинсайд F.4 Баззард (интересно, что партию таких истребителей в 1922-м году закупили и для ВВС СССР):

Гидросамолет Де Хэвилленд D.H.60 Мот:

Моторы:

Самый уникальный экспонат музея — единственный сохранившийся в мире Брюстер Буффало:

В финских ВВС это была самая результативная машина. Конкретно на этом самолете летал один из финских асов Лаури Пеккури. Его подбили в 1942-м году, но он сел на брюхо на озеро в Карелии и добрался до своих. Самолет затонул на территории СССР. В 90-е годы его подняли и по поддельным документам продали за границу.

Фоккер D-XXI повоевал в «Зимнюю войну» (правда к этому времени он уже морально устарел):

И снова англичанин Харрикейн мк1:

Мессершмитт 109 G-6 (лучший финский истребитель Второй Мировой):

И финская попытка сделать что-то свое на базе Мессершмита — Пьорремурски VL (провозились они с ней до конца 40-х годов, после чего проект закрыли по причине морального устаревания):

Зенитный прожектор:

Рядом с ним наша бомба ФАБ-500. Честно говоря, когда я читал про них, мне казалось, что 500 кг — это не очень много (вот тонна — это да). Но увидев эту бомбу и оценив ее размеры я понял, что был глубоко неправ:

Еще авиабомбы:


Интересно, для чего у этой бомбы такой наконечник::

А вот бомба времен ПМВ:


Немецкий радар времен войны:

Еще одна финская машина — учебный самолет Валмет Вихури:

Кресла пилотов:

Наш вертолет Ми-1:

Ми 1 и Ми-4:

Де Хэвилленд Вампир:

И снова наши — Ил-28 (финны его закупили в варианте разведчика, а позже переделали в буксировщика мишеней):

Сааб Сафир — шведский самолет начального обучения:

Фолланд Нэт:

Фуга Магистр:

DC-3 (точнее его кусочек):

Миг-15 УТИ:

Миг-21:

Сааб Дракен:

Один из лучших экспонатов музея — Бристоль Бленхейм mk 4:

Кабина от Бленхейма 1-й модели:

Самопальный самолет (один местный житель трижды строил самолеты, которые у него трижды конфисковывали):

В целом, музей мне понравился. Правда, добираться до него далековато (фактически мы ехали порядка 17 часов, чтобы погулять в музее два часа). На мой взгляд, стоило бы дополнить эту экскурсию прогулкой по Ювяскюля с посещением музея Аалто (часа 3-4 резервного времени тут имелось), но, впрочем, это мое личное мнение.

Рекомендованные туры компании "Серебряное Кольцо":
Карта:
23:29
Сергей, спасибо! давно хотел побывать в этом музее, теперь хочу еще сильнее :)
12:36
А я всё же согласен с автором, что ехать очень далеко, и хорошо бы совместить с экскурсией по Ювяскюля. Может быть, двухдневный тур.