Советский спорт в фарфоре

Нас бьют — мы летаем, от боли все выше!-
Крыло расправляя над собственной крышей.
Нас бьют – мы летаем, смеемся и плачем!-
Внизу оставляя свои неудачи….
© из песни А.Б. Пугачевой

В последнее время с нашим российским спортом как раз и проходят такие показательные порки со стороны разных антидопинговых служб и прочих комиссий/объединений, но не о них будет мой монолог, а о кино, спорте и фарфоре. Именно такая необычная выставка «Советский спорт в фарфоре» открылась 25.04.2018 в корпусе Бенуа.

Открывала выставку Евгения Николаевна Петрова, заместитель директора Русского музея. От себя лично скажу, что очень люблю, когда выставки в подведомственных учреждениях Русского музея открывает она. Идет очень хорошая подача материала и даже если ты совсем далек от темы, что конечно бывает, то после ее вводной, сразу становится легко и просто разбираться во всех экспонатах на выставке.
Итак, представьте, что Вы случайно зашли в корпус Бенуа, прошли в зал и стали свидетелем…

Первые три раздела выставки посвящены основным фарфоровым производствам страны: Ленинградскому фарфоровому заводу им. М. В. Ломоносова, Дмитровскому фарфоровому заводу и Дулевскому фарфоровому заводу им. газеты «Правда». В четвертый раздел вошли произведения всех остальных, менее масштабных, но не менее интересных производств (Первомайский фарфоровый завод, завод «Пролетарий», Конаковский фаянсовый завод им. М. И. Калинина, артели «Керамик» и «Прогресс» и другие).

© с сайта Русского музея (http://www.rusmuseum.ru/benois-wing/exhibitions/sport-in-the-soviet-porcelain-drawing-sculpture/)

На самом деле, вся экспозиция расположена не по заводам, а по видам спорта. И первый зал, как и первый спортивный фильм, который вышел после долгого перерыва, на широкие экраны страны — посвящен хоккею.

Первомайский фарфоровый завод, В.А. Шестопалов, Гол

Легенда-17 и игра, 2 сентября 1972 года в Монреале, на которой сборная СССР со счетом 7:3 победила сборную Канады в стартовом матче Супер – серии игр «СССР-Канада». И главным героем игр Супер — серии стал Валерий Харламов, который, несмотря на сложные тренировки и непростой характер главного тренера Анатолия Тарасова, стал знаменит на весь мир благодаря движению к своей цели. Но что удивительно, единственный образ хоккеиста, который нашел широкое отражение в фарфоре на данной выставке, это не Харламов, а Третьяк.

Первомайский фарфоровый завод, В.А. Шестопалов, Третьяк

Будет небесам жарко! Сложат о героях песни.

В спорте надо жить ярко, надо побеждать честно!
Замерли вокруг люди, светятся экраны теле…
Верьте, что рекорд будет! Знайте, мы близки к цели!
© Н. Н. Добронравов

Ленинградский завод фарфоровых изделий, И.Н. Никонова, Е.А. Лупанова, Третьяк

Меня немного смутил год создания, так и есть, в 1963 не могла быть такая работа, ему было 11 лет, видимо была опечатка на табличке. С табличками на данной выставке у меня было много вопросов, ряда из них не было вообще, подходила я с этим вопросом к сотрудникам, разводили руками, надеюсь после открытия все постепенно проверят и поставят. Смутило и то, что Ломоносовский завод звучал в разных вариантах, конечно пришлось воспользоваться данными Вики: 1765-1917 Императорский фарфоровый завод, 1917 — 1925 Государственный фарфоровый завод, 1925 — 2005 Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова (на сайте ЛФЗ такой детализации нет).

Дулевский фарфоровый завод им.газеты "Правда", Е.И. Гатилова, Ирина Роднина и Александр Зайцев

Мы верим твёрдо в героев спорта.
Нам победа, как воздух, нужна…
Мы хотим всем рекордам
Наши звонкие дать имена!
© Н. Н. Добронравов

Ирина Роднина и Александр Зайцев прославили нашу страну в парном катании, титулы собрали все, они и олимпийские чемпионы, и чемпионы мира, и Европы.

Ирина Роднина и Александр Зайцев

В 1972 г. для Родниной стали искать партнера, способного дотянутся до ее уровня и примерно такая же ситуация была обыграна в фильме «Лед». Где знаменитому фигуристу срочно нужна была партнерша и был объявлен кастинг, который выиграла Надя из Иркутска. Надя становится знаменитой фигуристкой, ей удается выполнять сложные элементы, высокие поддержки, прыжки и каскады. И новая пара доказывает всем свою перспективность, как и пара Роднина-Зайцев. И когда счастье так близко героиню ждет новое испытание, а частично повторение того, что было с Еленой Бережной в 1996. Но, несмотря на хороший сюжет, данный фильм мне не понравился совсем, смешать водевиль и драму не очень хорошая идея.

Но от фильма к выставке: безусловно все фарфоровые статуэтки ледовых красавиц очень изящны и самое время перейти к сюрпризу, который был на открытии.

Открытие выставки "Советский спорт в фарфоре", корпус Бенуа

Когда ее объявили и пригласили на сцену она очень сильно смущалась — Волкова Людмила Евтихеевна, скульптор, с 1969 по распределению попала в творческую группу скульптурного комбината г. Ленинграда и с тех самых пор работает в Ленинграде/Санкт-Петербурге. Многие ее работы выполнены на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова.

Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова, Л.Е. Волкова

А замечали ли порой, что при определенном освещении любой возраст можно сгладить? Именно такое у меня появилось ощущение, когда я разглядывала статуэтку и поймала себя на мысли, что уже где — то видела лицо. Голову ломала долго, пока не догадалась поискать фото Людмилы Евтихеевны в молодости.

Людмила Евтихеевна Волкова, скульптор

На мой взгляд есть определенное внешнее сходство с автором работы.

Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова, Л.Е. Волкова

Людмила Евтихеевна окончила в 1961 художественное училище, а после сдачи дипломной работы «Мальчик на мяче» получила высокую оценку при защите и звание художника.

Мастерская дома художников, Л.Е. Волкова, три грации

Три грации на новый манер да с уклоном в художественную гимнастику — следующая работа Людмилы Евтихеевны. Обычно три грации изображают несколько иначе, как например, продукция Мейсоновского завода в Царицыно.

Царицыно, мейсенский фарфор, три грации

Но наши грации спортивны, подтянуты и с прекрасной осанкой, правда без соответствующих атрибутов: розы, мирта и яблока.

О вы! вы все, которых дни блаженны

Художествам приятным посвященны,
И славы в храм грядущим музам вслед,

Когда прельщать ваш должен быть предмет,
Чтоб имена остались ваши вечно,—
Вы грациям молитесь сердечно.
© Я. Б. Княжнин

Дулевский фарфоровый завод им.газеты "Правда", Д.Чечулина, на бревне Полина Астахова

Дерзкий путь наверх сложен, лидерам сегодня трудно…
Знаем: победить сможем, если совершим чудо!
Судьи будут к нам строги, но, в конце концов, поверьте,
Скажут нам, что мы — боги, скажут: 'Молодцы-черти!'

© Н. Н. Добронравов

Дулевский фарфоровый завод им.газеты "Правда", Д.Чечулина, на бревне Полина Астахова

Правда не удалось найти фото Полины Астаховой на бревне, но определенное сходство с оригиналом есть.

Не только люди были героями спорта, но и звери, и особенно изумительны работы Ивана Ивановича Ризнича, его любимыми темами были охота, животный и растительный мир.

Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова, И.И. Ризнич

Поискала иную информацию о нем и нашла такую фразу, что все свои работы он подписывал: «И. Ризнич»,

И.И. Ризнич

И.И. Ризнич

возможно, что все подписи на обороте, можно сказать рассмотрела тарелки с микроскопом и ни одной надписи не нашла.

Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова, И.И. Ризнич

Что меня более всего поразило из экспонатов на выставке, так это продукция Дулевского фарфорового завода им.газеты «Правда» и его три художницы — грации,

Дулевский фарфоровый завод им.газеты "Правда", Е.И. Гатилова, О.П.Таежная, у ручья, А.Д. Бржезицкая

но особенно работы Ольги Петровны Таёжной.

Дулевский фарфоровый завод им.газеты "Правда", О.П.Таежная (Чушуина)

Ее творческая карьера прошла на данном заводе в 1960-1970-х годах. Интересна история ее фамилии: ее отец (известный скульптор) увез свою семью в 1917 году на Алтай, подальше от военных действий, затем вернулся в Москву и взял псевдоним «Таёжный». Дочь, став художником, также приняла двойную фамилию. Кстати, Ольга Петровна стала самым молодым скульптором. Уже в двадцатилетнем возрасте она получила право установить на ВДНХ на павильоне Киргизской Республики монументальную скульптуру.

Дулевский фарфоровый завод им.газеты "Правда", Е.И. Гатилова, победа Михаила Воронина

Мы верим твёрдо в героев спорта.
Нам победа, как воздух, нужна…
Мы хотим всем рекордам
Наши звонкие дать имена!
© Н. Н. Добронравов

Дулевский фарфоровый завод им.газеты "Правда", Е.И. Гатилова, победа Михаила Воронина

Дулевский фарфоровый завод им.газеты "Правда", Е.И. Гатилова, Л.Жаботинский, Ю.Власов, С.Батищев

Работы художников Дулевского завода заинтересовали меня настолько, что непременно попаду в будущем на экскурсию по данному заводу, хочется поближе познакомится с его историей и побольше узнать о таких мастерах как, Аста Давыдовна Бржезицкая, Евгения Ильинична Гатилова.

Кстати, иногда в описании на фото звучит просто «автор» и «автор модели» или «автор росписи». Автор означает многоплановую работу по модели и ее художественному оформлению, а детализация — узкий участок работы.

На выставке представлены не только скульптуры, но и картины, эскизы, скульптуры. С удивлением была встречена работа Александра Суреновича Агабекова.

А.С. Агабеков, Прогулка

В 2015 году состоялась его персональная выставка в Строгановском дворце и данной работы там не было, как обычно сверилась со своим фото-каталогом. И тем ценны кадры этих замечательных людей, которые творили историю в нашем художественном мире. Единственный фильм, который идет на ум, глядя на эту картину — Укротители велосипедов.

А.С. Агабеков

Конечно, любая выставка — это взгляд в прошлое, это возможность проследить как отражалась наша жизнь в искусстве, на что в разные года делали акценты.

Основной скачок интереса к спорту судя по экспонатам был в 1930-1940 и в 1960-1970 годы. Возвращаемся к нашим фильмам — это и «Запасной игрок» (1954), и «Штрафной удар» (1963), и «Третий тайм» (1962) и новый зал встречает нас воплощениями из футбольных игр.

Что может лучше показать красоту человеческого тела, как не спортивный фрагмент, подчеркивающий динамизм и спортивную схватку, волю к победе и желание горы свернуть, добиться победы через боль?

Все циклично в мире, и наверно, пришло время возвращения на круги в плане футбола.

Дмитровский фарфоровый завод, Ю.Б. Ганрио, Вратарь

Он вернулся к нам и в кино, с кино — новинкой — фильм «Тренер», возможно и вернется в реальной жизни.
А для меня самый запоминающийся момент в фильме — это разговор тренера и лидера команды болельщиков, по сюжета фильма они (болельщики) много ругают свой клуб «Метеор».
И тренер, обращается к ним, не ругайте, лучше поддержите, словами, песней, речевкой.
И что вы станете выигрывать? — интересуется лидер болельщиков?
Может и не станем, но вы выиграете точно.

КУКРЫНИКСЫ,1934, Высокий класс, бумага, тушь

И может быть действительно не стоит ругать нашу сборную по футболу и тогда они начнут выигрывать и показывать высокий класс? Об этом мы уже узнаем буквально в июне этого года, а пока хочется всем и каждому посоветовать сходить на выставку и на фильм «Тренер».

выставка "Советский спорт в фарфоре"

«О, спорт! Ты – мир», – сказал поэт.
И он был прав, в том нет сомненья.
О, спорт, ты – жизнь, ты – блеск побед
И боль нежданных поражений.
О, спорт, ты – труд! Тяжелый труд!
Порою – адский, непосильный!
Ведь от спортсмена люди ждут
Победы легкой и красивой!
А спорт – игра, и правит в ней
Союз уменья и везенья.
О, спорт, ты – взлет души моей,
Источник сил и вдохновенья!
© из интернета

И именно такие моменты художникам удалось отразить в фарфоре, в живописи, в графике.Отмечу, что выставка будет работать в корпусе Бенуа до 30 июля 2018.

Карта:
RSS
16:29
Аня, отличный пост. Собираюсь пойти, после прочтения еще больше захотелось!
спасибо Леночка!

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"