Эрнст Барлах – Кете Кольвиц: Преодолевая существование. В диалоге с русскими современниками

Для искусства нужны двое: тот, кто его создает, и тот, кто в нем нуждается © Эрнст Барлах

26.04.2018 состоялось торжественное открытие выставки двух немецких художников Эрнста Барлаха (1870–1938) и Кете Кольвиц (1867–1945) в Мраморном зале Мраморного дворца.

Открывала выставку Евгения Николаевна Петрова, заместитель директора Русского музея.

Эрнст Барлах – Кете Кольвиц Преодолевая существование выставка в Мраморном дворце

(на фото: Е.Н. Петрова (у микрофона), консул Германии — Эльтье Адерхольд в серо-черном платье на заднем фоне с переводчиком)

Само открытие было очень торжественным и длительным по времени (на двух языках). Во-первых, проходило в Мраморном зале, а туда пускают крайне редко. Во-вторых, на открытии присутствовал Генеральный консул Федеративной Республики Германия в Санкт-Петербурге — Эльтье Адерхольд. В третьих, организатор выставки с немецкой стороны — Хейке Штокхаус (исполнительный директор Общества Эрнста Барлаха (Гамбург) со всей педантичностью и желанием порядка отметила всех людей, принимавших участие в выставке по фамильно, кто настраивал освещение, кто занимался табличкам, кто занимался расстановкой, список был на 7 листах и такая детальная оценка была для меня впервые (ее кстати нет на видео).

Ну а организаторы выставки с немецкой и с нашей стороны — сотрудники Русского музея, к сожалению, не записала фамилии ниже на фото: у камина в черном — переводчик, в красном — Хейке Штокхаус, далее — сотрудники Русского музея.

Эрнст Барлах – Кете Кольвиц Преодолевая существование выставка в Мраморном дворце

И прежде чем перейдем к выставке предлагаю ознакомится с автопортретами художников:

Эрнст Барлах Автопортрет

Кете Кольвиц Автопортрет

Среди работ этих художников есть сходные по названию работы, такие как «Пьета». В переводе с итальянского «Пьета» означает «жалость». Одной из первых книг в школьные годы я прочитала про Микеланджело, его путь и конечно про создание работ, одной из них была «Пьета», где дева Мария оплакивает мертвого Христа.

«Я никогда не создавала работы с холодным сердцем, но писала их своей кровью» © Кете Кольвиц

Вот и ее первая «Пьета» появляется в 1903 году за 11 лет до гибели сына, где мать сидит и держит голову своего сына на коленях и о чем — то думает. Очень часто я использую такую фразу — «каждый человек творец своего счастья» и скорее всего Кольвиц просто запрограммировала себя на потерю ребенка, ведь все мысли материальны.
Кете Кольвиц Женщина с мертвым ребенком

Тема потери ребенка у Кольвиц красной чертой проходит во многих работах, фактически же она потеряла сына в 1914, когда ему было 18 лет, шла война и он хотел пойти добровольцем. Для этого необходимо было родителям подписать нужные документы — согласие на то, что ребенок идет добровольцем на фронт. Кете уговорила мужа, который был против и сама также подписала нужные документы, и спустя три дня ее сын погиб на фронте.

Кете Кольвиц Пьета

Но перейдем теперь к Пьете Барлаха. У него такое же соотношение в пропорциях примерно как у Микеланджело (если сопоставить рост Марии и Христа, будет 2 метра к 1 метру 70), так и у Барлаха солдат очень маленький по сравнению с матерью, и черты ее лица какие-то усредненные по всем скульптурам, совсем без эмоций.

Эрнст Барлах Пьета

В поездке по Магдебургу я уже встречала одну работу Барлаха, сделанную примерно в это же время, находится она в Магдебургском соборе.

Магдебургский собор

Памятник павшим, 1931 год.

Барлах, Памятник павшим в Магдебургском соборе

А теперь немного переворачиваем скульптуру.

Барлах Памятник павшим в Магдебургском соборе

И по сути получаем «солдата» из Пьеты. По большому счету возникло ощущение, что Барлах очень часто отражал внешний облик Кольвиц в своих работах, как например, в изображении ангела «Ожидание».

Эрнст Барлах Ожидание

И сравниваем с автопортретом Кольвиц:

Кете Кольвиц Автопортрет

Но немного о других работах Барлаха и Кольвиц.

Кете Кольвиц штурм восстание ткачей

В 1898 году цикл «Восстание ткачей» приносит Кольвиц на Большой Берлинской художественной выставке признание и она начинает преподавать в Берлинской художественной школе. А вот работы Барлаха практически не приносят ему доходов, его произведения не пользуются спросом и он занимается изготовлением надгробных памятников. В 1906 году едет путешествовать по России, что дает ему вдохновение.

Эрнст Барлах русская влюбленная пара

Его работы из фарфора яркие и позитивные по сравнению со всеми остальными. И кроме того,

Эрнст Барлах слепой нищий

Эрнст Барлах русская нищенка с чашей

эти две работы: «Слепой нищий» и «Русская нищенка с чашей» имеют большой успех на выставке Берлинского сецессиона.

Эрнст Барлах цикл Мертвый день

И для сравнения работы Барлаха из цикла «Мертвый день».

Эрнст Барлах цикл Мертвый день

Эрнст Барлах цикл Мертвый день

Любой художник, как правило, отражает то, что происходит в стране. В Германии в 1898 году проходит первая массовая забастовка, в которой принимают участие свыше 90 тысяч шахтеров, в 1910 по стране прокатывается волна забастовок, около 17 тысяч заболевает холерой, а свыше 8 тысяч умирает, в 1914 году начинается Первая мировая война, в 1931 крах банковской системы Германии и мировой финансовый кризис и 1941- 1945 Великая Отечественная война.

Эрнст Барлах панический ужас

Что и говорить просто приходишь в ужас от всего, что происходило, кроме того, следует учесть, что именно Германия вовлекла в войны и все другие страны и для художника, который перенес боль утраты и душа, которого обнажена еще сложнее жить в такой стране. И если Кольвиц война коснулась в потере сына, то Барлах был призван на войну в 1915 году.

Эрнст Барлах

Около этой работы постоянно останавливались люди, и порой подолгу вглядывались в нее.

Эрнст Барлах смерть старьевщицы

Ради интереса понаблюдала, как моя юная художница, листала фотографии с выставки, мне было интересно, что ее зацепит, и вот именно на ней она остановилась, что-то увеличивала, что-то внимательно рассматривала. И на мой вопрос пояснила, посмотри как все прорисовано детально.

Кто-то смотрит на детали и особо не обращает внимание на сюжет, а кто-то на картину в целом, и то, что она слишком мрачная. Вот такие картины лично меня заставляет проходить мимо и как можно быстрее.

Скажу честно, сама выставка произвела очень гнетущее впечатление, зачастую руки опускались и не было желания делать фотографии, и многие работы были пропущены. Работы всех современников фактически я прошла мимо и после этой выставки захотелось окунуться во что-то красивое, и последовала прогулка по отреставрированным залам Мраморного дворца.

Небольшое упоминание о Кете Кольвиц: club.silver-ring.ru/articles/kaliningradskaja-hudozhestvennaja-galereja.html

И немного статистики по выставке:

В экспозицию включено 220 произведений Барлаха и Кольвиц, а также работы их русских современников: скульпторов Бориса Королева, Сергея Коненкова, Анны Голубкиной, графиков Веры Ермолаевой, Петра Осолодкова, Василия Масютина, Николая Купреянова и других. Произведения русских художников, выделяющиеся острым социальным видением, современной органичной пластикой, глубоким переживанием, вполне могут быть включены в круг проблем, которые объединяли многих мастеров Европы. Рядом с работами Эрнста Барлаха и Кете Кольвиц они убеждают в бессилии любых идеологических, политических, стилистических ограничений в отношении искусства, которое имеет свои инструменты для воплощения картины мира, какой бы сложной и трагической она ни была.

P.s. Продлится выставка до 01.07.2018.


Карта:
RSS
16:42
+2
Приятельница мне активно рекламирует эту выставку. Аня, прочитала пост. Надо идти. dance

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"