Знакомьтесь: истории и гастрономические традиции Лужского уезда

Группа по интересам: Петербург и его окрестности

Есть места в Ленинградской области, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Так, уже не первый раз, дорога завела меня в Лужский район. Это было погружение в историю этой земли, ее традиции и быт во время этнографической экскурсии «Традиции и быт Лужского уезда» с Владимиром Гоголевым.

Во время уездной реформы XVIII века, Екатерина II издала указ об основании здесь города, Луги. Первоначально город строили и обживали неохотно: железной дороги не было, дороги были ужасные. Новая жизнь города началась после строительства железной дороги Санкт-Петербург – Варшава. Появились путеводители по Санкт-Петербургской губернии, где рассказывалось, что «Луга — это милейший городок и вокруг нее рай земной: рощи, много озер, сосновый воздух». И постепенно Луга становиться одной из дачных столиц Санкт-Петербургской губернии. Тогда это место и стали называть «Лужской Щвецарией» или «Лужской Ривьерой».

Недалеко от Луги есть место, интересное своей историей, Городец. Первые постройки появились здесь уже в XII веке, когда на границе новгородской республики было создано небольшое городище. Скорее всего, его основной задачей была охрана западных рубежей владений новгородцев. Остатки жизнедеятельности того поселения хорошо сохранились, и было подсчитано, что в нем проживало порядка 150 человек. Во время ливонских войн XII – XIII века поселение было полностью уничтожено и все жители погибли. Городище стояло на холме, где сегодня стоит церковь, и здесь проходили археологические раскопки, благодаря которым мы знаем об истории этого места.

Городище стояло разрушенным до XVI века, пока здесь не появилась христианская обитель, называемая «Гремячей пустынью». Постепенно сюда собирались монахи, возник небольшой монастырь. Место стало известным благодаря одному из монахов, которого звали Преподобный Трифон. Во время русско-польской войны XVI века, воины Речи Посполитой во главе со Стефаном Батори напали на Городец. Все монахи успели уйти в лес, а монах Трифон остался молиться в церкви. Польские войны ворвались в монастырь и изрубили монаха мечами прямо у алтаря. Когда остальные монахи вернулись, они собрались похоронить своего собрата. Сколотили гроб, сложили в него останки и увидели, как они срослись буквально на глазах. Трифон не ожил, но сращение уже было чудом! На месте его захоронения была построена церковь во имя Георгия Победоносца. С тех пор и вплоть до XX века к Трифону ходили паломники, хотя он и не был канонизирован. Канонизировали его позже, в современное время.

Старая церковь разрушилась и на ее месте поставили часовню, а мощи святого Трифона хранились в подвале.

В XIX веке, рядом построили новую деревянную церковь, которую осветили во время Успения. Она пережила и советское время, и Великую Отечественную войну. После войны прошел слух, что Трифон особенно хорошо помогает при болезнях ног и спины, и сюда хлынул поток солдат, пострадавших во время войны. К 50-м годам часовню закрыли, но вера людей была настолько сильна, что паломники все равно приходили: ходили вокруг, собирали песочек, набирали воды в святом источнике. В настоящее время часовня открыта и в ней проходят регулярные службы.

Городец

В одно время, дерево на территории церкви облюбовали аисты и свили гнездо. Такое близкое соседство птиц мешало прихожанам и служителям, и гнездо перенесли подальше. Но видимо место такое благоприятное, что прилетели другие птицы и снова свили гнездо) Дерево пришлось спилить…, но аист не сдается)

Городец

Не менее интересные истории происходили на берегах Череменецкого озера. Слово «черма» в переводе с древнерусского означает возвышенное место. Здесь, незадолго до битвы на реке Шелонь, в 1478 году, произошло обретение иконы Иоанна Богослова. Икону нашел крестьянин Мокий из села Русыня и об этом сообщили Ивану III. Он воспринял эту находку как небесный знак, ведь Иоанн – его небесный покровитель. Знак был действительно благой, и вскоре русское войско одержало победу над новгородцами в Шелонской битве. В честь этой победы Иван III распорядился построить монастырь на берегах Череменецкого озера, который был назван Иоанно-Богословским. Сначала церковь была деревянной, затем ее перестроили в камне, из местного известняка. Монастырь стоял на острове, отделенном от берега протокой, в очень красивом месте. Церковь стояла на холме, хорошо смотрелась с воды и ее шпили были видны очень далеко. Позже остров соединили с соседним, где разросшееся хозяйство монастыря устроило свои огороды, построили домик для гостей. Затем построили дамбу, и сейчас сложно представить, что когда-то здесь был остров.

В XVI веке монастырь захватили войска того же Стефана Батория, все монахи были убиты. После монастырь восстановили.

В 20-е годы в монастыре организовали коммуну из монахов, и они стали меньше молиться, а больше работать на государство. Также на острове создали коммуну для малолетних беспризорников. Это соседство не могло продолжаться долго и через некоторое время монастырь закрыли. После Великой Отечественной войны здание основного собора взорвали, якобы на кирпич, и на территории устроили туристическую базу. Она была не очень благоустроена, но пользовалась популярность у любителей уединенного отдыха.

В 2000-х годах монастырь передали Александро-Невской Лавре. Собор Иоанна Богослова был восстановлен за 1,5 года, но до сих идут внутренние отделочные работы.

Внутри церкви находится икона Ионна Богослова. Она интересна тем, что изображенный на ней Иоанн очень похож на Ивана III и есть ощущение, что с него и писали. Монах рассказал нам, что сейчас наблюдается чудесное проявление иконы, становятся видны ее детали. После полного завершения работ в главном соборе икона займет там свое почетное место.

Когда при Екатерине II появился город Луга и эти земли стали активно обживать, на кладбище Череменецкого монастыря хоронили всех, кто владел близлежащими землями. В числе прочих, там были похоронены родители Александра Половцова, мужа приемной дочери барона Штиглица. Именно он привил знаменитому меценату любовь к искусству. Склеп Половцовых стоит практически около церкви, и он чудом уцелел при взрыве, когда все вокруг было разрушено.

Вид на озеро. Озеро всегда было богато рыбой, и крестьяне платили монастырю за разрешение на ловлю.

Я совсем равнодушна к рыбной ловле, а вот наблюдать за водной гладью люблю)

Территория монастыря постепенно облагораживается, готовится к приему гостей. Уже практически построен гостевой дом, где скоро можно будет остаться на ночлег.

А здесь живут монахи и другие постоянные жители монастыря.

Сохранился фрагмент подлинных ворот.

Приятным бонусом нашей поездки стало посещение церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Югостицах. Сейчас церковь сильно разрушена, но следы былого великолепия еще видны.

В XIX веке село Югостицы было куплено Александром Михайловичем Белосельским-Белозерским. В имении, названном «Святовид», был выстроен усадебный дом. Скорее всего, название связано с одним из божеств древних славян, Святовидом. Оно описывалось как четырехликое, четырехрукое, и по иерархии было выше Перуна.

Югостицы

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в середине XIX века, позже после смерти сына Александра Михайловича, Эспера. Его вдова, унаследовавшая усадьбу в Югостицах, захотела таким образом сохранить память о муже. По документам, эту церковь построил некий архитектор Романов, но недавно краеведы выяснили, что за этим псевдонимом скрывается известный архитектор Роман Кузьмин. Он перестраивал Гатчинский Дворец, строил Собор Святого Павла в Гатчине и другие здания, был одним из любимых архитекторов Николая I.

В советское время церковь была закрыта, и во время Великой Отечественной войны здесь проходили ожесточенные бои. Но как раз от войны церковь почти не пострадала, основные разрушения начались в постсоветское время. Местные жители добиваются реставрации, но результата пока нет. Своими силами они соорудили временный алтарь, и следят за порядком. Хочется верить, что в будущем мы увидим эту возрожденную красоту.

Югостицы

Чтобы погрузиться в народные традиции Лужского уезда, мы приехали в усадебное хозяйство деревни Заречье. И с удовольствием прогулялись по проселочной дороге)

Нас встретили веселые барышни и баянист в русских народных костюмах.

Хозяйка усадьбы, Ирина Леонидовна, восстановила дом своего деда, развела хозяйство и возрождает гастрономические традиции уезда.

Но не хлебом единым жив путешественник, и перед обедом мы получили настоящий праздник с песнями и хороводами.

После веселья нас пригласили к столу. Перед обедом каждый гость умылся серебряной водицей. Рассказали, что это такой русский обычай — класть в кувшин с водой серебряную ложечку и монетку, которые придают воде полезные свойства.

По случаю пасхальной недели для нас приготовили исконно русские блюда, в настоящей русской печи.

Пасхальные яйца.

Ну какой русский стол без пирожков. Ах, вкуснота!

Жаркое из печи

Каша, приготовленная в тыкве!

Обед сопровождался веселыми праздничными песнями.

Желающие могли отведать самогон местного производства, а остальным предложили травяной чай.

Сытые и довольные мы покинули гостеприимную усадьбу и отправились в обратную дорогу. Спасибо тебе Заречье!

Вот такой замечательный день я провела в путешествии по Лужскому уезду. Очень рекомендую этнографическую экскурсию «Традиции и быт Лужского уезда» и ее автора Владимира Гоголева. Вкусно и интересно)

Рекомендованные туры компании "Серебряное Кольцо":
00:08
12:04
+1
Тааак, мне срочно нужно на эту экскурсию! Как ярко и вкусно написано!
12:11
+1
Да-да, очень рекомендую!

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"