Когда в цвету душа, над ней не властны зимы

Группа по интересам: Москва и Подмосковье

Одной территорией усадьбы Архангельское мы не ограничимся. Мы итак многое потеряли, от того, что все скульптуры были спрятаны. Хотя с другой стороны тогда бы не успели охватить всю территорию. И после неспешной прогулки по усадьбе нужно пройти в дом.

Овальный зал, усадьба Архангельское, Юсуповы

Овальный зал расположен в центре дворца, и с него открывается прекрасная анфилада помещений в обе стороны. Опять же из окон открывается прекрасный вид на верхнюю террасу. Задача Овального зала была вместить как можно больше людей. Здесь устраивались балы, встречали гостей, устраивали представления. Напомню, что задачей всех мероприятий на территории усадьбы — это отдых и развлечения. И для этого такая нарядная расцветка, которая выполняла еще несколько функций, данная расцветка золотистого и голубого, делала помещение светлым и теплым в любой день при любой погоде.

Овальный зал, усадьба Архангельское, Юсуповы

Так как Овальный зал, по сути является двухэтажным, колонны выполняют роль опор. Была и печальная история, связанная со строительством этого зала, крепостной скульптор Алексей Копылов, доведенный тяжелым трудом до отчаяния, сбросил с карнизов управляющего и тот разбился насмерть, а скульптор все остальное время провел в тюрьме. Для Юсуповых это в дальнейшем была и дополнительная трата, была предусмотрена отдельная статья расходов на охрану.

Овальный зал, усадьба Архангельское, Юсуповы

Меня завораживают люстры. Единственный минус и очень большой, они порой висят высоко и сложно их рассмотреть. Страсть к ним возникла когда как — то дома начала рассматривать рисунки ковки, сделанные в Эрмитаже. И конечно искать материал и понять кто автор, что планировал, что вышло. Правда информации очень мало. Так вернемся к нашей люстре, выглядит очень внушительно, НО, она изготовлена из левкаса – это смесь олифы, клея и мела, и все это покрыто золотой краской, да и цена приятно порадует, а как говорят в известной рекламе — «А зачем платить больше?». А на потолке Овального зала — Амур и Психея.

Овальный зал, усадьба Архангельское, Юсуповы

Любой миф по сути основа для сказки. Так и миф про Психею и Амура. Кто определит сказку нашу русскую народную, тот и молодец, будет торжественно присвоено звание «почетного Шахерезада». Жили царь с царицей и было у них три дочери, умницы, красавицы, возможно были бы и в комсомоле, но ему еще не пришло время. Младшая была Психея и самая распрекрасная из всех. Но Венера, которая считала, что самая красивая только она, в один прекрасный момент узнала пренеприятнейшую новость о новой красоте. И послала своего сына, Амура, все выяснить. Бедный мальчик увидев Психею влюбился без памяти. И старшие сестры уже давно вышли замуж, а Психее не везет, женихи появляются и тут же пропадают. Родители в муках и сомнениях обратились к высшим силам за помощью, им велели нарядить Психею как невесту и отправить в путь, мол жених и найдется. Погоревали и отправили, так Амур ее подхватил и унес в свой дворец. Появлялся исключительно по ночам, а днем красавица изучала местные достопримечательности, и конечно в какой — то момент сильно заскучала, и упросила сестриц в гости привезти. Сестры очень сильно позавидовали и надоумили Психею что нужно сделать, чтобы узнать кто к ней ночью приходит. Использовала она хитрость, уснул Амур, а Психея быстрее лампу в руки и светить в лицо, чтобы разглядеть своего суженого, приятно удивилась его красоте, но с лампы масло то капнула, Амура обожгло и он бежал быстрее лани. Долее долгий рассказ о его поисках, о препятствиях которые чинила ей Венера, но в итоге, счастье наступило, пара воссоединилась.

Есть такое правило при анфиладе, каждый следующий зал, который открывается должен быть богаче, ярче и наряднее предыдущего. И коли императоры посещали усадьбу, мы и пойдем в Императорский зал.

Императорский зал, усадьба Архангельское, Юсуповы

Дворец русского дворянина не мог быть без портретов первых лиц, Николай Борисович Юсупов разместил их в отдельном помещении, дав ему соответствующее название. Таким образом он показывал преданность дому Романовых. Собственно и сейчас эта традиция продолжается, в любом кабинете ответственного должностного лица, мы увидим портрет действующего Президента России.

Императорский зал, усадьба Архангельское, Юсуповы

И для сравнения, немного поменяли местами картины, но в целом все по — прежнему.

Императорский зал, усадьба Архангельское, Юсуповы

Когда ты так боготворишь императора, то ему подражаешь во многих вещах, в том числе и царским резиденциям. Царские резиденции делили все помещения по назначению – для жилья и для показа гостям. И проходя императорский зал — попадаем в парадную спальню, где никто не ночевал.

Парадная спальня, усадьба Архангельское, Юсуповы

В парадной спальне люстра сделана из бронзы, плафон из голубого стекла в тон цветовой гаммы спальни и хрустальными подвесками. Такой тип люстр очень редко использовался в то время. С другой стороны она очень воздушная по сравнению с люстрой из Овального зала.

Парадная спальня, усадьба Архангельское, Юсуповы

Парадная кровать очень неудобна была бы для сна, если бы реально кто-то ночевал тут. По функциональному назначению Парадная спальня использовалась для приема лиц, но крайне редко.

Парадная спальня, усадьба Архангельское, Юсуповы

И снова сопоставляем с интерьерами прошлого.

Парадная спальня, усадьба Архангельское, Юсуповы

И венчает анфиладу залов — зал Робера, и здесь раздолье для меня. Кстати, во дворце два зала Робера.

Зал Робера, усадьба Архангельское, Юсуповы

А раздолье потому, что зал полон скульптур. Хотя имя свое получил по автору картин — художнику Юберу Роберу.

Зал Робера, усадьба Архангельское, Юсуповы

И пока этот воин снимает доспехи, сравним, что колонны в честь приезда императоров очень по форме напоминают обелиски, которые стоят по углам, вот если бы их взяли за основу, выглядели бы они более интересно.

Зал Робера, усадьба Архангельское, Юсуповы

Так как здание построено в форме буквы «П», то мы как раз находимся на сгибе буквы, и этот зал освещен сразу со всех сторон, две стороны с улицы, две стороны с соседствующих залов.

Зал Робера, усадьба Архангельское, Юсуповы

Антиковый зал, согласно традициям 18-19 века, включал в себя отражение античности и принадлежности к легендам и мифам, залы наполняли предметами, которые имели какое-то отношение к этому периоду времени.

Антиковый зал, усадьба Архангельское, Юсуповы

Очень часто в качестве предметов декора использовали разные предметы, найденные на раскопках.

Антиковый зал, усадьба Архангельское, Юсуповы

И конечно обращаем снова внимание на люстру, очень легкая и воздушная, со множеством кругов, надеюсь, что не круги ада там заложены создателем.

Антиковый зал, усадьба Архангельское, Юсуповы

Картины не покидали свое место с момента их размещения. Да и тематика — библейские мотивы и мифы.

Антиковый зал, усадьба Архангельское, Юсуповы

И венчает крыло — снова зал Робера.

Зал Робера, усадьба Архангельское, Юсуповы

Росписи потолка северного зала Робера связано с фауной, южного зала с флорой.

Зал Робера, усадьба Архангельское, Юсуповы

А дальше хода нет, и мы возвращаемся назад: снова проходим — Антиковый зал, зал Робера, Парадную спальню, Императорский зал, Овальный зал и нас встречает новая анфилада залов. Но прежде, хочется отметить обилие львов на территории усадьбы, а с чем связано их количество так и не поняла. Опять же что-то с глазами у нашего Левы, такое ощущение, что скульптор Екатерины в образе Фемиды и этого льва один.

Зал Робера, усадьба Архангельское, Юсуповы

Из Овального зала, пару залов, где стоят кареты, проходим без фотографирования, оно запрещено и указания приходится выполнять, хотя логику многих событий сложно понять.

И нас встречает зал Ротари.

Зал Ротари, усадьба Архангельское, Юсуповы

Небольшая угловая комната использовалась как туалетная комната хозяйки, а полностью сохранились в ней только картины Пьетро Ротари.

Зал Ротари, усадьба Архангельское, Юсуповы

Собрала многие картины Ротари в галерею (они кстати не очень большие по размерам, многие формата А4):

Зал Ротари, усадьба Архангельское, Юсуповы

Зал Ротари, усадьба Архангельское, Юсуповы

Зал Ротари, усадьба Архангельское, Юсуповы

У данного художника какая та страсть рисовать девушек в сонном состоянии, не буду писать о мрачных аспектах с точки зрения психологии и Фрейда, но для туалетной комнаты пугающая перспектива видеть вокруг себя таких вот персонажей. Хотя на мой взгляд не все они сонные, но буду считать, что моя фантазия думает иначе.

Зал Ротари, усадьба Архангельское, Юсуповы

Кабинет князя оформлен так, чтобы в нем себя комфортно ощущать и самое главное — работать, работать, работать. Кабинет не просто показные апартаменты, а место где реально работал князь, принимал решения по управлению своим хозяйством, той же фаянсовой фабрикой наконец, сюда приезжали с отчетами сотрудники.

Кабинет князя, усадьба Архангельское, Юсуповы

Даже люстра очень простая и сдержанная.

Кабинет князя, усадьба Архангельское, Юсуповы

Кабинет находится в отдалении от центральной анфилады, и тем самым работа протекала в тишине, и позволяла полностью сосредоточится.

А самое главное, что рядом была Парадная столовая, он же Египетский зал, который в принципе тоже мало использовался по назначению, однако идея была реализована хорошая.

Египетский зал, Парадная столовая, усадьба Архангельское, Юсуповы

Главное украшение Парадной столовой — это посуда, которая произведена здесь же на фаянсовом заводе.

Египетский зал, Парадная столовая, усадьба Архангельское, Юсуповы

Парадная столовая выходит к Овальному залу, где находилась сама кухня осталось загадкой, но то место, где реально готовили было явно где-то в отдалении, но об этом я задумалась уже будучи дома.

Египетский зал, Парадная столовая, усадьба Архангельское, Юсуповы

Но египетский стиль очень интересно смотрится и в мелочах, в канделябрах, кстати вспомнилось выступление Ивана Ястребова, он очень часто на графиках показывает степени зависимости в шутливой форме. У него был график — кривая, степень радости от подарка в виде канделябра в зависимости от века.

Египетский зал, Парадная столовая, усадьба Архангельское, Юсуповы

Безусловно очень красивые вещи, но жаль абсолютно бесполезные сейчас. Кстати на зал выходили хоры второго этажа и там играл оркестр в те редкие приемы.

Египетский зал, Парадная столовая, усадьба Архангельское, Юсуповы

И как же без люстры? Орел над парадной кроватью, орел на люстре, орлы на колоннах в парках, смущает немного обилие символов царской власти.

Египетский зал, Парадная столовая, усадьба Архангельское, Юсуповы

Если смотреть на люстру снизу, то получается как изображение солнышка, и именно с лучами в два цвета, как обычно изображали его раньше.

Египетский зал, Парадная столовая, усадьба Архангельское, Юсуповы

Небольшой переход на 2 этаж. Замечу, что там простое оформление залов, с одной стороны возможно не все восстановили в плане рисунков, и сложно сказать, что нужно сделать в данных помещениях. С другой стороны, эти комнаты по сути своей были жилыми и не требовалось так пускать пыль в глаза, как в парадных залах первого этажа.Египетский зал, Парадная столовая, усадьба Архангельское, Юсуповы

Посмотрим на вид из окна, и пойдем знакомится с экспозицией второго этажа. Несколько залов занимала передвижная выставка — коллекция какого-то музея. Фотографировать запрещено было, да и собственно ничего там взгляд не зацепило. Теперь даже и не вспомню, что именно выставлялось.

усадьба Архангельское, Юсуповы

Остальные залы, посвящены истории рода Юсуповых. Там и портретная галерея, и предметы мебели и личные вещи. Мне же понравилась коллекция тарелок, на которых отражены имения, дома и иное имущество семьи или сцены из их жизни.

усадьба Архангельское, Юсуповы

Я не зря использовала старые фото из интернета. Очень часто на экскурсиях говорят об истории и о революционном периоде, как об очень отрицательном факте, мол все разрушения от этого, и конечно хотелось показать, что в принципе многое сберегли, а все почему? да потому, что данное имущество было сдано в добровольном порядке.

усадьба Архангельское, Юсуповы

И завершая, хочется процитировать слова руководителя усадьбы «Архангельское»:

В судьбе нашего музея наступило переломное время.
В 2019 году исполнится сто лет с того дня, когда двери великолепного дворца князей Юсуповых распахнулись для граждан молодой российской республики. За эти годы сотни тысяч людей смогли увидеть сокровища искусства мирового уровня, ученые создали каталоги художественных коллекций, «Архангельское» превратилось в один из крупнейших музеев-усадеб в нашей стране.

Архангельское, этот символ аристократической культуры, должно стать самым привлекательным местом для духовного роста и наслаждения души. Мы хотим, чтобы однажды посетив музей, вы захотели возвращаться сюда вновь и вновь, с друзьями, любимыми, семьей. В Архангельском вас всегда ждут, вам всегда рады! © Вадим Задорожный.

P.s. А с ним мы встречались уже в Музее техники Вадима Задорожного.

Конечно стоит вернутся лично мне хотя бы для того, чтобы увидеть парк во всей красе, и обязательно осенью в период пышного природы увядания.

Карта:
Нет комментариев. Ваш будет первым!