Дорога в Звукоморье. День первый

Группа по интересам: Петербург и его окрестности

В начале августа от Сергея поступило предложение прокатиться в Великий Новгород на рок-фестиваль «Звукоморье». Посмотрев программу, поняла, что группы хорошие, однако по-настоящему хочу послушать только свой любимый «Копенgаgен». Но! До Новгорода же ещё надо добраться! А по дороге всегда можно найти очень много вкусного. И самое желанное блюдо — усадьба Заветное рядом с деревней Малый Борок (58°23'7«N 32°59'39»E).

Усадьба Заветное

С открытием платной трассы М-11 «Москва-Санкт-Петербург» до неё стало очень удобно добираться.

Цена проезда по участку дороги от Мясного Бора до съезда в Заветное на сентябрь 2018 г. составляет 140 р.

Для прогулок по территории бывшей усадьбы лучше иметь подходящую (в зависимости от сезона) обувь. Хотя я в первый день осени пропрыгала по краешку луж в тапочках. Измазалась как поросёнок, но осталась довольна донельзя)) Смотрите сами, какая красота:

Усадьба Заветное

Кто же это построил?

«Усадьба была известна ещё со времён царствования Екатерины II и представляла собой тогда небольшой хутор в лесу. В середине XIX века этими местами владел некий переселенец, а в начале XX века – Н. Г. Доброва. В 1914 году Заветное купил русский инженер и архитектор Михаил Антонович Токарский (1868–1941/42), который предпринял основательную перестройку усадьбы, широко применив в художественных целях тонкостенный железобетон. Примечательно, что М. А. Токарский вошёл в историю технической мысли и как разработчик проекта электрической тяги на Николаевской железной дороге с устройством ГЭС на реке Мсте (1902 г.). Был он также автором проекта железной дороги Поддубье–Шериховичи, ведущей из Окуловки в Любытинский район (1918 г.), и др.

Приобретя имение Заветное, Михаил Антонович в короткий срок выстроил здесь 2 двухэтажных дома, 2 флигеля, оригинальную часовню, въездные ворота, плотину с водохранилищем на ручье Талец, водонапорную башню, оранжерею, баню, купальню, прачечную, беседки, кукольный домик и проч. Со временем появился и летний театр на 100 мест, в котором выступали петербургские артисты. В усадьбе имелись водопровод, электрогенератор, гидротаран для подъёма воды, паровое отопление, электроосвещение.

Усадьба Заветное

В те времена Заветное называли «маленьким Версалем». Главный деревянный дом, стоящий в центре регулярно-ландшафтного парка площадью 8,2 га, напоминал сказочный дворец. Внутри него находилась железобетонная водонапорная башня, служившая одновременно бельведером. К дому вела железобетонная двухмаршевая лестница,

Усадьба Заветное

в парке стояли красивые беседки и били фонтаны.

Усадьба Заветное

Один из них представлял собой усечённую пирамиду с кюветами в форме лепестков, был облицован мрамором и украшен скульптурами.

Усадьба Заветное

Въезд в имение украшала железобетонная арка с асимметричной четырёхгранной башней в два этажа, со стрельчатыми окнами и зубцами поверху. Над аркой проходила открытая галерея. Перед гостями распахивались кованые ворота, выполненные в романтическом стиле. Заветное было обнесено сетчатой ажурной оградой с высокими столбами, украшенными орнаментом и статуэтками, среди которых не имелось одинаковых.

В некотором отдалении от основного усадебного ансамбля, в лесу на насыпном холме, стояла миниатюрная романтическая часовня-усыпальница, сохранившаяся до наших дней. Как и остальные постройки, она была отлита по чертежам М. А. Токарского мастером из Вологодской губернии Андреем Ногтёвым с сыном. Часовня состояла из двух башен: круглой и квадратной в плане, примыкавших друг к другу.

Усадьба Заветное

Квадратная башня имела снизу 4 стрельчатых окна, а поверху – парапет с прорезями в виде бойниц (машикулей) и небольшую круглую полубашню. В круглой башне располагался вход в капеллу и на балюстраду. На уровне второго этажа, куда вела винтовая лестница, состоящая из 21 ступеньки,
Усадьба Заветное

Усадьба Заветное

размещалось круглое окно. Завершали круглую башню машикули и низкий шатёр с крестом и полумесяцем.

Внутри в потолке капеллы имелся большой квадратный проём со вставным голубым стеклом, который одновременно служил надёжным полом смотровой площадки. Пол капеллы был выложен розовой и чёрной плиткой.

Усадьба Заветное

Тонкие колонки с коринфскими капителями, переплетающиеся нервюры и дубовые листья образовывали стрельчатые ниши – по 3 на каждой стене.

Усадьба Заветное

Отделанная под серый мрамор нижняя часть стен имела удлинённые базы колонок.

Наружные стены часовни были рустованные, окна – с плоским обрамлением, цоколь обработан под квадры серого гранита. Над входом висел родовой герб. Отлитая из тонкостенного железобетона до мельчайших деталей в лепке интерьера часовня не имела ни единого шва. Её следует рассматривать как вариант паркового павильона, рыцарский замок в миниатюре.

Усадьба Заветное


Известно, что при усадьбе Заветное действовала небольшая фабрика по химической переработке древесины и смолы. Здесь гнали скипидар, деготь, а в годы Первой мировой войны изготавливали фугасные и шрапнельные пробки. После февральской революции М. А. Токарский передал свою усадьбу вместе с фабрикой крестьянам соседней деревни Борок. Помимо имущества на полмиллиона в золотых рублях он раздал им ещё 300 тысяч рублей наличными.

Инженер помог крестьянам переналадить производство фабрики на выпуск новой продукции — нитяных катушек. Известно, что предприятие с перебоями проработало до пожара в 1920 году, а в 1925 году было выставлено на продажу. Воспротивившиеся этому рабочие купили остатки фабрики вскладчину за 3 тысячи рублей, после чего здесь стали выпускать более важную продукцию – древесный уголь, древесный спирт и уксуснокислый порошок.

Однако в 1936 году маленькую фабрику всё же ликвидировали и на сей раз навсегда. Остатки её оборудования переправили в Боровичи и Владимир. Главный дом усадьбы Заветное перешёл дачному тресту Новгорода, вся мебель была вывезена в Крестцы. Во время ВОВ дом М. А. Токарского ещё стоял – в нём жили солдаты. Впоследствии он был окончательно разобран.

В настоящее время помимо часовни в Заветном можно увидеть въездные кованые ворота без створок и железобетонный остов водонапорной башни, питавшей когда-то систему фонтанов. Сохранилась и двухмаршевая парковая лестница, ведущая от дома в партер, с круглой чашей фонтана посередине. Спустившись ниже, к берегу заросшего и заболоченного ручья, с трудом можно отыскать бетонные ступени купальни, а выше по ручью – железобетонную плотину с зарастающим ныне водохранилищем.

Всё же, несмотря на видимые разрушения, созданная в подражание Версалю или Петергофу усадьба Заветное и в наши дни представляет собой большую архитектурно-художественную и техническую ценность как один из редких образцов усадебного строительства из железобетона в России.

Усадьба Заветное

Известно, что в 1920 году имение Заветное с целью присоединения его к художественному фонду Петродворца было обследовано по линии «Главнауки», возможно, не без участия сына М. А. Токарского – известного исследователя древнеармянской архитектуры Николая Михайловича Токарского (1896–1977). К сожалению, эти материалы пока не найдены» [http://okulovka.com/comment/1701].

Следующие места для посещения были подсказаны геокэшинговыми тайниками.

Троицкая церковь в Перетно(58°21'58«N 33°8'2»E) была выстроена стараниями В. А. Мусиной-Пушкиной.

Троицкая церковь в Перетно

Варвара Алексеевна похоронена на местном кладбище.

Когда-то род Мусиных-Пушкиных владел усадьбой на берегу озера Перетно. Усадебный дом сохранился, но находится в очень плохом состоянии.

А мы, тем временем, решили устроить обед у воды. Если соберетесь повторить наш опыт — не хлопайте громко дверью машины: от резкого звука из воды выскакивает мелкая рыбёшка)) Жаль, не получилось заснять эпизод на видео — очень забавное зрелище))

Подкрепившись, поехали в деревню Ручьи. Здесь на местном кладбище был похоронен Председатель Земного Шара— поэт и прозаик, один из крупнейших деятелей русского авангарда Велимир Хлебников (настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников, 1885-1922 гг.).В 1960 году останки поэта были перенесены на Новодевичье кладбище в Москве. 28 июня 1986 г., в 100-летнюю годовщину со дня рождения В. Хлебникова, в Ручьях на месте бывшего захоронения был открыт памятник работы Вячеслава Клыкова (58°21'19«N 32°41'25»E).

Могила Велимира Хлебникова

А в сельском Доме культуры создан мемориальный музей поэта. Ежегодно здесь проходят «Хлебниковские чтения».

В Ручьях есть два храма. Обе постройки в разрушенном состоянии: деревянная церковь Георгия Победоносца (58°21'21«N 32°41'25»E)

церковь Георгия Победоносца в Ручьях

и каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (58°21'21«N 32°41'33»E).

церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ручьях
церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ручьях

Ещё один заброшенный храм находится в Броннице.

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм(58°27'4«N 31°39'16»E) построена архитектором В. П. Стасовым на месте утраченной деревянной церкви в 1828-1833 гг. В советские годы была закрыта. Последние реставрационные работы проведены в 1970-х годах.

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Броннице

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Броннице

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Броннице

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Броннице

Ещё один полуразрушенный объект — остатки шандорного полушлюза Вишерского канала (58°29′24.7″N 31°37′31.7″E). Это часть самой старой искусственной водной системы России — Вышневоло́цкой. «Предназначался в качестве замены неудачного Сиверсова канала и должен был спрямить путь из реки Мста в реку Волхов, через реку Вишеру и правый рукав Волхова — Малый Волховец. Строительство канала в 1826—1836 годах ознаменовало последний этап развития Вышневолоцкой водной системы. С середины 1840-х годов внимание правительства переключается на более экономически эффективную Мариинскую водную систему, а затем — на строительство железных дорог.

Длина канала 15,5 км. Начинается он на 27-м км (от устья) реки Мсты у деревни Боры, а заканчивается в деревне Савино на реке Вишера. В период максимального развития водного пути (1820-е — 1850-е годы) по Вышневоло́цкой системе проходили три каравана: весенний, осенний и летний. Вишерским каналом пользовался только весенний караван. Он состоял из четырех отдельных караванов и был самым большим, суда этого каравана зимовали на соответствующих четырех пристанях и без спешки нагружались товарами, подвозимыми санным путем. К началу 1890-х годов движение по системе к Петербургу прекратилось. После прекращения транзитного движения Вышневолоцкая водная система продолжала использоваться для лесосплава от бассейна Мсты, Ильменя и Волхова к Санкт-Петербургу, а также для очень небольших по объему местных перевозок по Волхову. В настоящее время канал для судоходства не используется. Координаты в заголовке тайника указывают на остатки шандорного полушлюза. Этот полушлюз использовался только весной и защищал канал от разлива Мсты, при начале судоходства его шандоры (затворные щиты) снимали» [http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=18269].

остатки шандорного полушлюза Вишерского канала

Как-то в этом отчёте у меня всё «был» да «бывший»(( Следующий объект тоже напоминает о том, что было. Это часовня на месте Савво-Вишерского монастыря (58°32'49«N 31°26'50»E), основанного в начале XV века.

часовня на месте Савво-Вишерского монастыря

«Монастырские постройки значительно пострадали в военные годы. Вознесенский собор был приспособлен под слесарные мастерские, силосную башню и хранилище молока. В ещё сохранном виде он простоял как минимум до 1974 года. До 1974 года в отличном состоянии сохранился и Береговой (настоятельский корпус). Позже все постройки были разобраны на кирпич. Сегодня от монастыря в буквальном смысле не осталось камня на камне. На его месте в 1992 году была поставлена часовня» [http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=18274].

часовня на месте Савво-Вишерского монастыря

Ещё один храм по пути на фестиваль —церковь Успения на Во́лотовом поле(58°32'14«N 31°21'24»). Построена в середине XIV в., разрушена в 1941 г., восстановлена в 2000-х гг.

церковь Успения на Во́лотовом поле

«Поставлена в 1352 году архиепископом Моисеем на берегу Малого Волховца неподалеку от Великого Новгорода. В 1363 году храм был украшен настенной живописью по заказу уже другого новгородского архиепископа Алексея. Стены церкви украшали около 200 фресковых композиций. Это был уникальный по качеству и полноте ансамбль монументальной живописи второй половины XIV века. С момента его «открытия» в середине ХIХ века он неизменно вызывал восхищение ценителей искусства и огромный научный интерес. «Фрески церкви Успения на Волотовом поле принадлежат к числу выдающихся памятников древнерусского творчества, как «Слово о полку Игореве», церковь Покрова на Нерли, «Троица» Рублева и храм Василия Блаженного», — пишет академик М.В. Алпатов. Определяя место волотовской живописи в истории мировой культуры, он замечает, что «картина европейского искусства ХIV века будет более бедной, если рядом с падуанским циклом Джотто не поставить волотовский цикл». Академик Д. С. Лихачев, обращаясь в мае 1998 г. к Министру культуры России с письменной просьбой о финансировании работ по реставрации фресок церкви Успения, назвал их «ключевыми для понимания русского искусства ХIV века».

Во время шведской оккупации 1611—1617 года храм был разорён, однако ни стены, ни фрески не пострадали. А вот во время Великой Отечественной войны Успенская церковь в течение 29 месяцев находилась на линии фронта и была полностью разрушена немецкой артиллерией. Сохранился только контур стен (он нанесён на внешние стены восстановленной церкви) и столбы высотой от двух до четырёх метров. Площадь утраченной фресковой живописи составила около 350 м².

После окончания боевых действий на месте руин церкви остались 1,7 миллионов фрагментов фресковой живописи. Полвека бесценные фрески пролежали в земле и под обломками стен. Руины церкви Успения были в 1955 г. законсервированы, и всё же фрески постепенно разрушались от пребывания во влажном грунте, гибли во время хищнических раскопок.

В 1992 года церковь Успения Богоматери на Волотовом поле была включена в список памятников Всемирного наследия ЮHЕСКО. А в 1993 году новгородские реставраторы начали реставрационные работы с фрагментами фресковой живописи.

Целью реставрации волотовской живописи является ее воссоздание в результате собирания фрагментов фресок, извлеченных из руин храма, в композиции и их монтировки на реставрационную основу. В процессе подборки фрагментов используются копии калек, снятых с волотовских фресок в 1894 – 1895 гг. Несмотря на это, подборка фрагментов в композиции представляет невероятную сложность. Основной рабочий материал, полученный во время раскопок, составляют мелкие фрагменты (1-2 кв. см), так как левкас (штукатурная основа) фресок необычайно тонкий и хрупкий, а само здание церкви было сильно разрушено. Основная работа по реставрации живописи на фрагментах заключается в поиске стыкующихся между собой фрагментов. Собрать фрески реставраторам помогают компьютерные технологии. Специалисты надеются возродить от 50% до 80% монументальной живописи. А то, что „реанимации“ не подлежит, окрашивается тонированным левкасом. Дописывать утраченные фрагменты реставраторы не станут.

В 2001 году по совместному германско-российскому проекту началось восстановление храма. Работы финансировались обеими сторонами. Торжественное открытие восстановленной церкви состоялось 28 августа 2003 года. А летом 2008 года первые спасенные специалистами фрески были возвращены на их прежние места. Однако, ещё тысячи и тысячи фрагментов ждут своего часа» [http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=16873].

Ну и заключительная достопримечательность этого дня находится уже в самом Великом Новгороде. Это церковь Никиты Мученика в Плотницком конце (58°31'28«N 31°17'32»E).

церковь Никиты Мученика в Плотницком конце

Построена по указу Ивана Грозного в 1557 г. на месте деревянной. Царь побывал в храме в 1571 г. вместе с сыновьями Иваном и Фёдором.

Храм неоднократно перестраивался. В советское время служил шахматных клубом, библиотекой и складом материалов. Сейчас находится на реставрации.


Ну что ж, с духовной пищей на сегодня закончили. Пора подумать и об ужине. В один из приездов в Великий Новгород хозяйка мини-отеля, в котором мы останавливались, посоветовала кафе «Колобок» (Большая Московская ул., 28). На вид пункт питания не выглядит особо привлекательным, однако там действительно кормят вкусно и очень недорого. «Сарафанное радио» играет свою роль, и вам придётся постоять в очереди, если соберетесь там перекусить.

Ну а мы пойдём, пожалуй, послушаем рррррок, предварительно отведав хит этого лета — чай с мороженым))

чай с мороженым

Дорога в Звукоморье. День второй

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"