Экскурсия на "Ленинградском автобусе"

В моём паспорте в графе «Место рождения» указан город Ленинград, «город, которого нет». Имя вождя революции присвоено было Северной столице 26 января 1924 года. И носила она его до 6 сентября 1991 года, когда городу вернули историческое название Санкт-Петербург.

Для меня разница между Ленинградом и Санкт-Петербургом огромна. Детство и юность мои прошли в спальном районе, застроенном «хрущёвками». Дворцы и набережные я видела не так уж часто, выезжая в центр города с родителями или с классом по особым поводам: посещение музея или театра, экскурсии.

Так что обзорная экскурсия по городу на «Ленинградском ретро-автобусе» была для меня возвращением в детство. Началась она у Казанского собора, откуда мы по Невскому проспекту неспешно направились в сторону площади Восстания. 

Главная магистраль нашего города одно время не избежала переименования по идеологическим соображениям, став проспектом 25 Октября. Большевики с энтузиазмом давали новые названия взамен старых, приспосабливали под нужды новой власти дворцы, «уплотняли» владельцев огромных квартир.

Сейчас большинству улиц и проспектов вернули исторические названия, но кое-где сохранились переименования советского периода. Улица Надеждинская до сих пор носит имя великого пролетарского поэта Владимира Маяковского. Забыто прежнее название площади Восстания – Знаменская, по располагавшейся тут до 1930-х годов церкви. Бывший Николаевский вокзал стал Московским. Облик площади Восстания, названной так из-за того, что здесь проводились многолюдные манифестации в дни Февральской революции 1917 года, сильно изменился. Снесена Знаменская церковь, на месте неё появился надземный вестибюль станции метрополитена «Площадь Восстания». Вместо памятника Александру III в центре площади установлен гранитный обелиск «Городу – герою Ленинграду».

По Суворовскому проспекту мы продолжили наш путь к Смольному собору, нынешней резиденции губернатора Санкт-Петербурга. Здание, построенное для института благородных девиц, приглянулось большевикам. Петроградский военно — революционный комитет разместил здесь штаб по подготовке к вооружённому восстанию. Владимир Ильич Ленин лично осуществлял руководство соратниками по революционной борьбе. Большевики пришли к власти, и начали строительство нового мира с разрушения старого. В ходе борьбы с религиозным мракобесием были снесены многие церковные здания, но Смольный собор уцелел. На площади перед ним наш автобус сделал остановку, мы вышли из него и прошли к храму.

Шедевр Бартоломео Растрелли утратил внутреннее убранство, пострадавшее сначала при изъятии церковных ценностей. Окончательным демонтажем иконостаса был отмечен большой праздник -50 лет образования Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны под собором был оборудован бункер, где укрывался А.А. Жданов во время налётов вражеской авиации. Позднее бункер был оснащён противоатомной защитой, так что жители Петербурга могут быть спокойны – в самой сложной ситуации город без руководства не останется.

Сохранились корпуса Смольного монастыря, в которых располагались кельи монахинь.

Полюбовавшись на Смольный собор и истово фотографирующихся на газоне перед ним китайских туристов, мы вновь сели в автобус и отправились дальше по набережной Невы. На противоположном берегу привлекал внимание комплекс зданий из терракотового кирпича- знаменитая тюрьма «Кресты».

Проехали мимо Летнего сада и Троицкого моста, в советские времена, разумеется, переименованный: с 1918 по 1934 г. — мост Равенства, с 1934 по 1991 г. — Кировский мост. Миновали памятник А.В.Суворову и открывавшееся за ним Марсово поле. Слева от нас остался Мраморный дворец, рядом с которым теперь стоит памятник Александру III, перемещённый с площади Восстания. Справа по ходу движения автобуса открылась прекрасная панорама Петропавловской крепости, этого сердца города Святого Петра. 

Следующую остановку наш автобус сделал на Стрелке Васильевского острова, украшенной к Дню Победы.

Согласно замыслу Петра I, здесь должен был располагаться культурный и деловой центр новой столицы, проект застройки был разработан архитектором Трезини. Но окончательные архитектурные доминанты Стрелки – здание Биржи и две Ростральные колоны, выполнявшие функцию маяков существовавшего здесь порта – созданы по проекту Тома – де –Томона в начале XIXвека. Факелы на верхушках Ростральных колон сейчас зажигают по большим праздникам и это очень красивое зрелище.

С полукруглой площади перед зданием Биржи открывается прекрасный вид на Зимний Дворец и Петропавловскую крепость. В её центре установлен в год 300-летия Санкт-Петербурга памятный знак — якорь петровских времён. Он служит напоминаем о том, что с начала XVIII века здесь находился городской порт.

Мне экскурсия понравилась, во многом благодаря эрудиции и умению увлекательно преподносить материал экскурсовода Станислава Балаценко. Идея использовать для неё ретро – автобус «ЛАЗ 699Р», предоставленный ГУП «Пассажиравтотранс» не представляется мне очень удачной. На ленинградском автобусе, думаю, стоит проводить экскурсию по местам застройки советского периода — Московскому или Стачек проспектам. А центр города, как бы его не переименовывали и не уродовали перестройками, всё- таки прежде всего имперский, Санкт-Петербургский. Хотя образчики сталинского ампира встретились нам по пути

Баннер:
08:48
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"