Ежедневно меняется мода, но покуда стоит белый свет ...

О посещении фабрики Арабиа немного рассказала в первой части своего монолога (здесь).

Вернее сказать о тех работах, которые увлекли своим производством, но тур Стильный выходной в Хельсинки. Финская дизайн-революция на этом совсем не закончился.

Продолжение было в Музее финского дизайна.

Анника Римала Annika Rlmala Marimekko Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, Suomi

Музей Дизайна – это история, которая началась в далеком 1873 году. Коллекция Музея насчитывает невероятное количество уникальных предметов искусства. Музей занимается исследованиями, хранением, документированием и экспонированием дизайна в Финляндии и на международных передвижных выставках. Экспозиции Музея многогранно рассказывают о развитии, влиянии и роли дизайна в обществе. Наши выставки всегда сопровождаются широким спектром мероприятий для всех, кто интересуется дизайном. © с сайта Музея

Анника Римала Annika Rlmala Marimekko Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, Suomi

Анника Римала (1936-2014) — финский дизайнер, автор работ для бренда Marimekko, в которой работала с 1960 по 1982 год. Римала хотела сделать вневременную и удобную одежду для всех возрастов и всех размеров. Она создала первую трикотажную одежду для Marimekko, коллекции Tasaraita, в 1968 году. Ее работы отмечены медалью Pro Finlandia и Государственной премией в области дизайна в 1974 году.

Анника Римала Annika Rlmala Marimekko Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, Suomi

Из ВИКИ: Marimekko Oyj («Маримекко») — финская дизайнерская компания в форме публичного акционерного общества. Основана супругами Арми и Вильо Ратиа в 1951 году. Компания разрабатывает и производит под торговой маркой «Marimekko» одежду, текстиль, аксессуары, товары для кухни и для ванной, канцелярские товары, а также посуду с оригинальным броским современным дизайном. В настоящее время «Marimekko» — один из самых известных в мире финских брендов. Имеет 140 магазинов в различных странах мира

Анника Римала Annika Rlmala Marimekko Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, Suomi

Ткани выбраны мягкие, комфортные. Модель удобна, но я бы такое не одела.

Marimekko Oyj Маримекко Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, Suomi

Взлет Маримекко обеспечили полосатые футболки. Одной американской даме нужно было выглядеть демократично для визита в Европу, а коли дама была в какой — то степени иконой стиля, они быстро стали продаваться в США, да и во всем мире.

Жаклин Кеннеди

Но от тряпичных достижений перейдем к предметам быта, которыми пользуемся мы и сейчас.

Фискарс Fiskars Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, Suomi

Следующим стендом для ознакомления стала продукция компании Фискарс.

Из ВИКИ: Fiskars (русское написание названия — «Фискарс») — финская компания, производящая различный инструмент, в том числе ножи, ножницы, топоры, лопаты, садовый инвентарь, товары для рукоделия. Названа по шведскому названию населённого пункта Фискари. Отличительной особенностью Fiskars была качественная сталь, рукояти из ценных пород дерева. Здесь выпускались в том числе штыки к винтовке Мосина.

Фискарс Fiskars Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, Suomi

Фирменным цветом ручек предметов стал оранжевый, на страничке истории завода вот что об этом пишут:

В 1967 году, когда готовился выпуск первых базовых моделей, дизайнер хотел, чтобы ручки были черными, красными или зелёными. Когда пилотные модели пошли в производство, оператор машины решил полностью выработать краситель оранжевого цвета, которым была заправлена его машина. Это значит, что пилотные модели были четырех разных цветов, среди которых черный и оранжевый оказались самыми популярными. Нужно было сделать выбор. В компании Fiskars было проведено голосование, в результате которого появились фирменные ножницы Fiskars с ручками оранжевого цвета.

Как любитель оранжевого цвета — могу утверждать одно — верный выбор однозначно)))

Что было сначала курица или яйцо?

Angry Birds Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, Suomi

Очень часто возникает этот риторический вопрос. Всем нам широко известны злые птички из мультфильма Angry Birds, но появились они тоже в Финляндии. И дала им путевку в жизнь игра, разработанная Rovio Entertainment или Rovio. Компания была основана в 2003 году как студия разработки мобильных игр Relude, а в 2005 году была переименована в Rovio.

На фабрике Арабиа встречались с Тапио Вирккала , его самое известное творение — это дизайн бутылок водки «Finlandia», но в музее его не было, видимо наши версии по предметам отличаются от финской.

Тапио Вирккала Tapio Wirkkala Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, SuomiСтенд посвящен ему и его жене, наиболее интересный для меня предмет, ваза Kantarelli, интересна игрой света и бликов прежде всего, но малофункциональная для меня, но какие цветы тут можно разместить?

Тапио Вирккала Tapio Wirkkala Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, Suomi

Стендов в музее много, но не все предметы были мне интересны, очень поразило ажурное кресло, автор — Tuomas Markunpoika.

Tuomas Markunpoika Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, SuomiПонравилось описание из статьи Ольги Лазаревой, выдержки процитирую:

Туомас Маркунпойка Толванен (Tuomas Markunpoika Tolvanen) — художник-дизайнер финского происхождения. В 2010 году Туомас окончил Институт дизайна в Лахти, Финляндия, по специальности мебельный дизайн, после чего решил продолжить образование в Голландии. Сначала проходил стажировку у знаменитого дизайнера Марселя Вандерса (Marcel Wanders, дизайнерское бюро Moooi) в Амстердаме, а затем получил диплом Академии Эйндховен — известной высшей школы, которая взрастила в своих стенах большинство ярких на сегодняшний день представителей голландского дизайна. Это направление отличает сочетание нидерландского прагматизма, простоты и функциональности с обязательной долей иронии в качестве изюминки. В результате смешения этих ингредиентов рождаются произведения, в которых дизайн в какой-то мере занимает место искусства.

Дипломная работа Толванена ‘Engineering Temporality’ моментально принесла ему известность — в этом же году Лондонский музей дизайна номинировал художника на ежегодную премию, а сами предметы экспонировались в галереях, музеях и на различных выставках, посвящённых искусству. Коллекция представляет собой шкаф и стулья, основным инструментом изготовления которых является огонь. Толванен использовал стальные кольца, соединенные между собой, которые расположил по форме стульев и шкафа, затем деревянная мебель сжигается, а остаются лишь ажурные неполные формы.

Идея сделать мебель такой хрупкой появилась у Туомаса из воспоминаний о его бабушке, которая страдала болезнью Альцгеймера. Дизайнер почувствовал необходимость связать дизайн с эмоциональной сферой человека и ценностями, которые отражают смысл нашего существования. Этот проект является попыткой создать мост между метафизическим и материальным миром, используя дизайн как средство самовыражения. Толванен связывает между собой воспоминания и вещи — если вложить в дизайн объектов свои живые воспоминания, они становятся более ценными. Его коллекция выражает мимолетность жизни и человеческую временную природу, художник обращается к мыслям немецкого философа Мартина Хайдеггера о сущности понятия ‘dasein’, которое дословно означает ‘быть здесь’, ‘вот-бытие’, пытаясь образно воссоздать идею ‘временности’. В процессе создания мебели объект проходит ужасающую физическую трансформацию, но в результате которой между объектом и воспоминаниями устанавливается метафизическая связь.

На временной выставке позабавила одна коробка.

Karhu Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, Suomi

Ее получает каждая роженица, в коробке находятся необходимые вещи для младенца.

Это мы прошли только по нескольким залам первого этажа и пора выйти в холл:

Karhu Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, Suomi

Начало осмотра как раз у лестницы, за стойкой — кассой, под лестницами спуски в подвальные помещения, где есть тоже, что посмотреть, слева от нас вход в кафе и сувенирные лавки, справа — выставочные залы. В кресле можно сфотографироваться, ведь оно тоже давно известный символ финского дизайна.

А нам пора идти на второй этаж.

Karhu Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, Suomi

Здание музея располагается в здании бывшей школы, именно по этой причине, чтобы исключить скатывания детей по периллам, были сделаны набалдашники на них.

Karhu — это не только пенный напиток,

Karhu Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, SuomiИз ВИКИ: Karhu-финский спортивный бренд. Karhu, что означает медведь по-фински, впервые был использован в качестве бренда спортивных товаров в 1916 году финской компанией Ab Sport Artiklar. В настоящее время бренд принадлежит Karhu Holding B. V., которая приобрела его в 2008 году, и используется для продажи кроссовок, спортивной одежды, лыжного и другого спортивного оборудования в Финляндии и за рубежом.

Karhu Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, SuomiНо не только дизайнерам отведено место в музее, есть еще и залы, отведенные антикварам. У нас, как правило, на табличке стоит надпись: «из собраний ...».

А мы тем временем знакомимся с IIvari Viilomaa, который любит посещать блошиные рынки и предметом его охоты служит стеклянная посуда. Его коллекция включает в себя сотни артефактов, точнее больше 700, собирать начал 5 лет назад.

IIvari Viilomaa Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, Suomi

— Я хожу на блошиные рынки три-семь раз в неделю, потому что люблю делать открытия. Однако для того, чтобы делать открытия, нужно усердно” учиться": знать технику, материалы и продукцию дизайнеров. Вы можете попробовать определить, будет ли это работа известного дизайнера, говорит Вииломаа.

IIvari Viilomaa Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, Suomi

Полное интервью с ним можно прочитать здесь.

IIvari Viilomaa Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, Suomi

Кино очень сильно влияет на нашу жизнь. Образы героев многие берут на вооружение и используют в будущем: прически, одежда, макияж, перечислять можно бесконечно. Удачный фильм в прокате делает знаменитых не только актеров и причастных к созданию лиц, но и ряд предметов становится всемирными брендами.
Такая участь была уготована финской ювелирной фирме Lapponia.

Бьорн Векстрем (Björn Weckström ) Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, Suomi

Ожерелье принцессы Леи — Planetoid Valleys, коллекция Space Silver принесло своему создателю всемирную славу, а также сделало знаменитым фирму Lapponia на весь мир.

Бьорн Векстрем (Björn Weckström ) Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, Suomi


В 1977 году это ожерелье появилось на Кэрри Фишер в роли Принцессы Леи в первых «Звездных войнах». Автор ожерелья — <a href=«vk.com/peattra» class=«mem_link» mention="" mention_id=«id384573»>Бьорн Векстрем (Björn Weckström ) при создании своего произведения использовал образ матовой поверхности самородков из Лапландии и хотел показать типичный финский пейзаж: снежные поляны и замерзшие водоемы неземной красоты.

Бьорн Векстрем (Björn Weckström ) Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, Suomi


Кстати и сейчас можно приобрести данное украшение, стоит всего ничего 2 250 евро.

Бьорн Векстрем (Björn Weckström ) Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, Suomi

В подвале находятся предметы, связанные с рыбалкой и строительством, но мне они были не особо интересны. Пожалуй познакомлю Вас еще с одним антикваром — Tuomas Sopanen.

Tuomas Sopanen Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, Suomi

Большое число предметов выставлено от его имени:

Tuomas Sopanen Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, Suomi

Например, ковры:

Tuomas Sopanen Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, Suomi


Причем сама автор ковра Инка, считает, что встреча со старой вещью ошеломляет. Ой не понимаю, что ее так вдохновляет, но посмотрев работы, размещенные в ее инстаграме, я бы ничего даже покупать не стала. Но все мы разные, а раз такие вещи созданы — значит это кому то нужно. В любом случае изучить разные стороны жизни соседней страны было любопытно.

Сильное впечатление оставили куски цветного стекла с рисунками внутри, они очень хороши, но что с ними делать в реальной жизни я не представляю.

Oiva Toikka Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, Suomi

Из ВИКИ: Oiva Toikka (1930-2019) — финский художник, специалист по цветному стеклу, награждённый высшей государственной наградой Финляндии для деятелей искусства — медалью «Pro Finlandia» (1980), профессор стокгольмской школы искусств и дизайна Konstfack.

Художник сотрудничал со многими известными дизайнерскими фирмами в том числе с «Arabia» и «Iittala». Международное признание художнику принесли стеклянные птицы, которые на протяжении десятилетий являются предметом коллекционирования.

Oiva Toikka Музей дизайна Хельсинки, Финляндия Design Museum Helsinki, Finland Design Museum Helsinki, Suomi

Какой он финский дизайн каждый решит сам, но я для себя не могла бы разделить четко, что это именно финский, а не скандинавский. История многих дизайнеров настолько тесно переплетена порой, что однозначно отнести их к той или иной стране сложно.

Екатерина Чернышёва, наш гид по туру, сказала,что в Финляндии очень суровый климат и непростая жизнь. И есть прямая связь между климатом и дизайном, он сочетает в себе внешнюю красоту и простую функциональность. Финские каноны красоты, например в одежде, не совсем подходят для российских жителей. Минимальная затратность при изготовлении предмета дизайна и максимальная польза от его использования.

Альбом по Музею дизайна

Карта:
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"