Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

Начну с исторической справки. Филиал Центрального Военно-Морского музея «Дорога жизни» отсчет своей истории начал в 1972 году, в 31-ю годовщину начала работы водной переправы. По данному факту был издан приказ Главнокомандующего Военно-Морским Флотом 14.11.1968 о создании филиала музея в поселке Осиновец Всеволожского района Ленинградской области.

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

Спустя почти 40 лет филиал был реконструирован. Я в нем была впервые и соответственно не могу судить об изменениях. Проход в музей осуществляется через КПП (контрольно-пропускной пункт). И далее, посетитель вправе выбирать сам свой маршрут. У нас же была запланирована экскурсия и мы проследовали с отдельное помещение, которое выглядит несколько бесформенно и по форме своей напоминает глыбу льда, ассоциация сработала верно, как оказалось, здание символизирует ладожский лед.

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

Ладога у нас хоть и озерная красавица, но порой ведет себя как морская царевна, как разгневается так и поднимает волну метров на 6. Хоть могу считаться рыбаком, но такой шторм сама не видела, максимальный который испытала был с волной в метр. Борта нашей лодки возвышаются примерно на 0,7 метра. Однажды на ночной рыбалке погода вдруг резко переменилась, какие-то минуты и Ладога из спокойной и меланхоличной стала бурной, со всех сторон появились волны и начали немного заливать через борта. Мы помню экстренно свернулись и на полном ходу пошли к берегу, лодка прыгала по волнам, а мы соответственно по лавкам. Гонка была безумная, после нее можно было смело исполнять актерский этюд из фильма «Кавказская пленница» — Прошу садиться. Спасибо, я постою. Наши прыжки по волнам закончились только тогда когда мы встали в хвост идущего впереди нас судна, более значительного по сравнению с нами. Собственно к чему все я, да к тому, что волны на Ладоге могут застыть в любой форме и озеро может быть полным зимой разной формы глыб, что очень символично для филиала музея, который о ней и рассказывает.

Итак, в в здании, что напоминает нам глыбу льда заняла Экспозиции «Создание и функционирование ледовой трассы».

Самым дорогим экспонатом на ней, на мой взгляд, был кабель.

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

8 сентября 1941 года – та дата, которая говорит о том, что кольцо Блокады замкнулось. Собственной электростанции в городе не было, все находились за кольцом Блокады. Из-за бомбежек линии электропередач многие были повреждены. Город получал электроэнергию от подстанций, но этого было мало, да и расход шел на первоочередные нужды – обеспечение работой заводов, фабрик. Во время навигации шел сплав топлива в бочках, но в зимнее время – этот путь был закрыт. Освоил город и иное топливо. Например, в качестве топлива стали добывать торф. И даже на заводе «Красный Октябрь» переоборудовали котел под сжигание торфа.

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

После освобождения Волховской ГЭС было принято решение ее восстановить. И дать энергию в город, проложив предварительно кабель по дну Ладожского озера в самом узком месте и тем самым обеспечить город. Примерно 150 км протяженность участка прокладки кабеля. Сам кабель был бронированный, чтобы его не могли повредить ни течения, ни камни, ни прочие факторы. При производстве кабеля в качестве изоляции стали использовать бумагу для денежных знаков, печать деньги не было необходимости, зато как замена кабельной бумаги подошла идеально.

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

Трудная работа выпала водолазам, дно неровное, воздух поступал через шланг, для погружения на костюме использовалась масса утяжелителей. Все работы проводились исключительно в ночное время. В дневное немцы патрулировали авиацией территорию. По дну проложили 23 км за 56 суток.

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

23 сентября 1942 в город стало поступать электричество.

Было проложено 5 ниток. Первая нитка не сработала, как позднее выяснили специалисты, был значительно превышен минимальный объем подачи, хотелось дать как можно больше, но кабель стал перегреваться и рваться в точках связи. Зимой заработала и ледовая нитка, просто проложенная по льду, с наступлением весны она была демонтирована, продержалась 68 дней.

После снятия Блокады кабель был демонтирован со дна Ладоги и в настоящее время используется для освещения Невского проспекта, а фрагменты хранятся во многих музеях Петербурга.

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

Отмечу, что экспозиция расставлена очень удобно, можно посмотреть документы, увидеть фотографии героев,

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

оценить технику по представленным уменьшенным копиям,

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

но в этой бочке меда есть ложка дегтя: стеклянные окна со всех сторон, плюс стеклянные витрины, да при ярком солнечном свете и свете ламп ослепляют разом, толком многие детали не разглядеть, например, костюм водолаза, казалось бы, что сложного. Возможно в вечернее время все выглядит иначе, но не предусмотрели видимо такой момент.

Сейчас Филиал «Дорога жизни» включает в себя:

экспозиции под открытым небом;

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

На данной экспозиции представлены «герои Ладожской трассы», да-да именно они приближали как могли день победы:

«Ижорец № 8» был построен в 1935 году, а во время войны обеспечивал перевозки грузов на баржах между Осиновцом и Кобоной на Ладоге.

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

Немного процитирую сайт музея:"Специально для Ладоги построили 118 тендеров двух- и однотрюмных, грузоподъемностью 25 и 15 т соответственно. На них были установлены автомобильные двигатели от грузовика ЗИС-5 мощностью 75 л. с., обеспечивавшие скорость 5–6 уз. На Дороге жизни тендеры совершали по три рейса в сутки и в навигацию 1942 года доставили в Ленинград более 150 тысяч тонн продовольствия и почти 100 тысяч бойцов. В 1943–1944 годах эти тендеры использовали для высадки десантов, а также постановки и траления мин в различных местах боевых действий — на Ладожском и Чудском озерах, в Балтийском море."

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

Фрагменты оборудования кораблей, действовавших на Ладоге: гребной винт и швартовный кнехт канонерской лодки «Бира», якорь Холла со сторожевого корабля «Конструктор», часть борта канонерской лодки «Бурея».

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

Самолет ЛИ-2 до функционирования ледовой трассы были только авиаперевозки, с сайта музея: "В 1942–1945 годах на ташкентском авиазаводе было выпущено 2258 самолетов Ли-2, которые использовали в различных модификациях как транспортные, десантные, бомбардировочные."

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

За 1 рейс перевозил порядка 1600 кг груза.

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

Зенитные расчеты и корабельная артиллерия, те, кто прикрывали с земли, с судов дорогу жизни.

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

оформлена набережная;

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

кстати, на ней расположен памятник в честь защитников Дороги жизни. Макет памятника представлен в числе экспонатов Экспозиции «Создание и функционирование ледовой трассы».

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

Сам памятник был создан в Студии военных художников имени М. Б. Грекова и его фото с разных ракурсов (ой, люблю я скульптуры).

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

и чуть ближе:

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

С набережной открывается вид на Осиновецкий маяк, который в настоящее время не действует, и в летнее время подняться на него может любой желающий.

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

А во время войны жители скрывались в нем от бомбежек. И этот момент я не поняла, а переспросить забыла. Гид поведала нам историю рождения своего отца. В одну из таких бомбежек, ее бабушка спряталась внутри маяка, а чем выше находится человек тем больше амплитуда раскачивания и достигает на вершине полметра, как говорится: «хотите верьте, хотите нет». От испуга во время налета и раскачивания маяка она и родила мальчика раньше срока.

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

Почему забыла спросить? возможно интересно вам, а возможно нет, но как бы там не было я все равно напишу. Дело в том, что по словам Ильи, нам достался самый лучший гид из музея. Лариса (имя гида) так лихо прошлась по Маннергейму, заявив, что он создал в 1920 году на территории Финляндии множество концентрационных лагерей, которые все функционировали во время ВОВ. И он, настолько ненавидел Россию, что готов был стереть Ленинград с лица земли, но ему не хватило мощностей для этого. Собственно закончив экскурсию Лариса быстро ретировалась, но я настойчиво пошла следом и попросила дать мне список лагерей. А в ответ я услышала следующее: Дать список не могу, я эти финские названия не могу запомнить, но я столько времени провела в архивах Гатчины, что верьте на слово — это чистая правда. Названия городов где были расположены данные лагеря тоже забыла Лариса, они же финские. Вот так и испортила впечатление от своей экскурсии. Не поверю, что разбираясь в архивных документах, историк не запомнит названия.

построены ангары для размещения крупной техники,

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

а также в корпусах представлены различные документы, экспонаты, переданные участниками или найденные в местах боевых действий.

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

На территории музея есть административный корпус. В нем зоны для отдыха, интерактивные зоны, кафе (не работало) и туалеты. На фото ниже хорошо просматривается общий вход на музейную зону и рядом с ним карта.

Филиал "Дорога Жизни" (Центральный Военно-Морской музей)

Для маленьких посетителей в административном здании открыты стимулятор «Полуторка» и стрелковый тир, я из данного возрастного ограничения вышла, и по сему только сунула свой любопытный нос, да посмотрела что да как. Но, хотелось бы и для взрослых стимуляторы. На полуторке я ездила лет 20 назад последний раз.

Адрес филиала: 188675, Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Рахьинское городское поселение, поселок Ладожское Озеро, шоссе Дорога Жизни, №58

Заказать экскурсию можно по телефону — (812) 303-85-13, e-mail: info@navalmuseum.ru

Режим работы: с 11:00 до 18:00 — среда-воскресенье, касса закрывается в 17:15.

Выходные дни: понедельник, вторник.

Доехать можно на электропоезде с Финляндского вокзала (станция метро «Площадь Ленина») до ж/д станцииЛадожское озеро, далее пешком (около 1 км в сторону Ладожского озера).

Карта:
Баннер:
RSS
Анна, откуда у Вас информация, что на маяк может подняться любой желающий? Это режимный объект, туда требуется специальное разрешение военных.
нам сказали в музее, что летом может любой посетить его
Оооочень сомнительно… Но если вдруг что-то поменялось, то это супер!))
это можно проверить только летом )))
Мы были там летом. К нему даже подойти нельзя, всё огорожено железными заборами(((( Сомневаюсь, что туда можно подняться.
А вот так выглядит музей летом: club.silver-ring.ru/posts/144-muzei-doroga-zhizni.html
10:55
Что-то большие сомнения про лагеря, созданные в 1920 и функционировавшие до ВОВ. С какой целью? Первая война 1918-20 завершилась, будет ли следующая, неизвестно. Да и вообще, какое отношение мог иметь Маннергейм к этим лагерям, если он был в 1920 году никто в политическом смысле и вроде как жил в Лондоне? К сожалению, виноватых найти не могу, Вики не указывает, кто командовал финскими войсками в Карелии в 1919-20 годах, а глубже копаться некогда.
У нас, к сожалению, большинство населения, включая и гидов в музеях, имён-то финских деятелей не знает, кроме Маннергейма, и все беды валит лично на него. Хотя, как минимум, петербуржцам-то стоило бы быть в этом вопросе образованнее, всё-таки наши соседи.
так и меня очень удивило, я специально подошла, дай думаю узнаю, запишу, поищу материал

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"