Глиптика: прошлое и настоящее

17 мая 2019 года в Синей спальне и Золотой гостинной Зимнего дворца состоялось открытие выставки «Глиптика: прошлое и настоящее». В составе экспозиции было около 200 произведений из фондов Эрмитажа и произведений ювелирного дома «Тензо».

Глиптика: прошлое и настоящее, Россия, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Glyptics: past and present, Russia, Hermitage Museum, Saint Petersburg

Немного ранее был открыт и Зал резных камней (120), которого кстати до сих пор еще нет на картах Эрмитажа и отчасти познакомится с глиптикой можно именно там в стенах музея.

Собственно выставка, вернее разбор фото с нее потом и позволил полностью погрузится в тему. Чтобы понимать, что такое глиптика достаточно прочитать определение, которое гласит:

Глиптика — это искусство резьбы на миниатюрных полудрагоценных и драгоценных камнях.

Глиптика: прошлое и настоящее, Россия, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Glyptics: past and present, Russia, Hermitage Museum, Saint Petersburg

Учитывая, что находки многих музеев в этой сфере насчитывают многовековую историю, то мы понимаем, что корни настолько далеко, что трудно сосчитать, как говорят сейчас, того самого нулевого резчика.

По истории вопроса глиптики можно выделить несколько определений в резьбе камней.

Глиптика: прошлое и настоящее, Россия, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Glyptics: past and present, Russia, Hermitage Museum, Saint Petersburg

Инталии — корни итальянские, слово означает «резьба» и сфера применения была в качестве амулетов и личных печатей. Инталии — это камни с углубленным изображением, для них использовались одноцветные прозрачные и полупрозрачные камни такие как сердолик и сард.

Глиптика: прошлое и настоящее, Россия, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Glyptics: past and present, Russia, Hermitage Museum, Saint Petersburg

Эволюция инталий идет дальше к камеям, что уже в переводе с французского означает драгоценность, они использовались исключительно для украшения. Камеи в отличии от инталий наоборот выпуклые. Позднее камеи помимо украшений стали даже выполнять функцию наградных знаков. Для камей обычно использовались агаты и ониксы.

Глиптика: прошлое и настоящее, Россия, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Glyptics: past and present, Russia, Hermitage Museum, Saint Petersburg

Гемма — в переводе с латинского резной камень по сути слагаемое инталии и камеи.

Единственный минус данной выставки заключается в экспонатах, многие из них настолько малы в размерах, что каждый из них нужно рассматривать сквозь увеличительное стекло для идеального наслаждения мастерством резчиков.

Глиптика: прошлое и настоящее, Россия, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Glyptics: past and present, Russia, Hermitage Museum, Saint Petersburg

Глиптика: прошлое и настоящее, Россия, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Glyptics: past and present, Russia, Hermitage Museum, Saint Petersburg

Глиптика: прошлое и настоящее, Россия, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Glyptics: past and present, Russia, Hermitage Museum, Saint Petersburg

Самый ранний экспонат на выставке относился к 3 в. до н.э, даже в голове не укладывается такой временной фактор.

Лучше всего об истории расскажет фильм, снятый по данной выставке:

А в России увлечение глиптикой можно отнести к Екатерине II, она собрала огромную коллекцию. Благодаря ее увлечению данное направление стало развиваться и в России.

Интересными экспонатами для меня были и личные печати.

Глиптика: прошлое и настоящее, Россия, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Glyptics: past and present, Russia, Hermitage Museum, Saint Petersburg

Глиптика: прошлое и настоящее, Россия, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Glyptics: past and present, Russia, Hermitage Museum, Saint Petersburg

Но это все прошлое, а будущее каково оно?

Не случайно на открытии выставки Александр Тензо, основатель Ювелирного дома «Tenzo», который занимается изготовлением уникальных и соответственно очень дорогих украшений из драгоценных камней.

Глиптика: прошлое и настоящее, Россия, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Glyptics: past and present, Russia, Hermitage Museum, Saint Petersburg

Вы не найдете их магазинов, так как они работают только с клиентами частным образом, но зато изготовленное ими изделие будет только у вас. Кому интересно можно прочитать интервью с ним — здесь.

На выставке в числе экспонатов было много продукции данного дома:

Глиптика: прошлое и настоящее, Россия, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Glyptics: past and present, Russia, Hermitage Museum, Saint Petersburg

Глиптика: прошлое и настоящее, Россия, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Glyptics: past and present, Russia, Hermitage Museum, Saint Petersburg

Глиптика: прошлое и настоящее, Россия, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Glyptics: past and present, Russia, Hermitage Museum, Saint Petersburg

Альбом по выставке

Альбомы по античным залам Эрмитажа:

107 Зал Юпитера. Искусство Древнего Рима I — IV веков

108 Античный дворик или Зал Ауры

109 Зал Диониса

110 Парадная лестница Нового Эрмитажа

111. Зал искусства Древней Греции

112 Зал Афины

113 Овальный зал

114 Зал Геракла

115-117 Залы культуры и искусства античных городов Северного Причерноморья

121 Зал культуры и искусства эпохи эллинизма

127 Зал Августа

Залы Эрмитажа:

зал 91. Пальмира

зал 107. Зал Юпитера

зал 193. Фельдмаршальский зал

зал 194. Петровский или Малый Тронный зал — зал памяти Петра I

зал 195, Гербовый зал

зал 196, Пикетный (Новый) зал

О выставках:

«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России

Выставка «АР ДЕКО книги из собрания Марка Башмакова»

Галерея костюма в Эрмитаже

Я не Рафаэль, но когда мы любим, мы любимый образ в мечтах рисуем, каждый, кто влюблен, наверно, в чем-то Рафаэль

Поднесение к Рождеству или творчество Рудольфа Федоровича Вильде

Неоднозначные экспонаты

Мечта об Италии. Коллекция Маркиза Кампана

Карта:
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"