Хранитель Петербурга

Внешний вид улиц и площадей центральной части Петербурга сложился еще в России дореволюционной. Строгая классика и элегантный модерн стали лицом города. Но ведь на дворе 21 век. Пронести через революции и социалистический реализм дух Санкт-Петербурга сумели те, кто отвечал за градостроительную политику города, разрабатывали его концепции развития.

Один из них — Николай Варфоломеевич Баранов, он служил главным архитектором Ленинграда в 1938—1950 годы.

Экскурсия по следам его работ стала для меня настоящим открытием. «Великих» зданий Барановым построено мало (хотя и они есть). Главная заслуга этого человека — сохранение и развитие уже сложившегося облика города.

Одним из гармоничных ансамблей города является площадь Искусств, она была создана по проекту Карла Росси в первой половине XIX века и реконструирована, воссоздана под руководством Баранова в первые годы работы его работы главным архитектором.

Еще один красивый вид, который подарил нам Баранов — улица Кленовая. Первоначально широкая улица, ведущая к Инженерному замку, была позже застроена и закрыта для сквозного движения. В конце 40-х, по проекту Николая Баранова, территория между Инженерной улицей и Манежной площадью была вновь благоустроена и открыт сквозной проезд. Вместо кленов вдоль аллеи высадили каштаны.

Правда и главный архитектор не всесилен. Перспективу Кленовой аллеи, которая должна вливаться в Конюшенную площадь, перегораживает Дом Офицерского корпуса Его Императорского Величества конвоя. Построенное в 1908 году, здание нарушило перспективу, задуманную Карлом Росси. Баранов попытался добиться решения о сдвиге здания, но ему это не удалось.

Николай Варфоломеевич не только бережно восстанавливал и поддерживал сложившиеся ансамбли города, но и создавал новые.

Одна из самых известных его работ в этом направлении - это здание Финляндского вокзала, площадь перед ним, и здания, окружающие площадь. Мы попали к вокзалу во время проведения коммунистами митинга. «Земля и ее недра - народу государству!» — была тема собрания. 

Финляндский вокзал задумывался выше, значительнее. Но в 1950-м Баранов был арестован по «ленинградскому делу» и сослан. После смерти маниакального вождя архитектор вернулся к прерванному проекту, но уже была проведена заливка фундамента и начато строительство значительно упрощенного здания. Баранову удалось вернуть первоначальный проект лишь отчасти.

Экскурсия прекрасная, рекомендую. Она открывает нам город с новой стороны. Рассказывает о том, как удалось сохранить парки во время блокады, про «обратное» переименование улиц в 1943 году, про малоэтажное строительство конца 40-х... 

И рассказывает о великом (вот не побоюсь этого слова) человеке.

Хочу завершить обзор фотографией работы уже позднего Баранова (проект также разрабатывали архитекторы   Чайко И. М. и Яковлева Ф. Н.) - спортивно-концертного комплекса «Петербургский». 

СКК — одно из крупнейших спортивно-концертных крытых сооружений страны, большой дворец спорта с универсальным спортивным залом на 25000 зрителей. Построен — в 1980 году.

Рекомендованные туры компании "Серебряное Кольцо":
Карта:
Баннер:
08:58
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"