И из обычной древесины в руках рождается узор

Как ни пытаются меня отвлечь дачно-огородные хлопоты, но все равно про Городец я дорасскажу. Сегодня, как и обещала — улицы Андрея Рублева и Набережная революции.

Приглашаю всех на прогулку в «Музейный квартал», за создание которого в городе Городце в 2017 году получена Премия Правительства РФ в области туризма.

Начнем вот с этого изумрудного чуда.

Невероятной красоты деревянный дом принадлежал Тимофею Александровичу Плеханову — хлеботорговцу, баржестроителюи пароходовладельцу. Сейчас в доме располагается музей «Галерея добра».

Перед открытием музея, в 2011 году, когда в здании велись ремонтные работы, за обшивкой стены был обнаружен клад: 1774 банкноты конца XIX-первой четверти XX веков. Деньги были завернуты в газеты конца 20-х — начала 30-х годов прошлого века. Сейчас денежный клад можно увидеть в экспозиции, как и газету издания 1933 года. В ней несколько заметок, среди которых есть забавные, например, под заголовком «Пьяная пожарная дружина». На суд читателя выносят поведение председателя колхоза «Красная армия» товарища Хохлова. На слет пожарных дружин он приехал, как на гулянку. Возвращался с шиком подвыпивши домой, кричал по дороге: «Нам пожары не страшны, мы их зальем сорокаградусной».

Еще в одной публикации издатель задает вопрос — могут ли дочери попа Беляева служить в советских госучреждениях?

А летом прошлого года сотрудники музея совершенно случайно в небольшой нише рядом с входной дверью нашли два старинных ключа, один из них — от входной двери дома. В надписи, обнаруженной на покрытом ржавчиной ключе, с трудом, но прочитали фамилию владельца.

Какую дверь открывал второй ключ, пока не выяснили.

Старый особнячок на берегу Волги построен в 1906 году. И на его украшение хозяева не поскупились — издалека видно, что дом принадлежал зажиточному горожанину.

По соседству с «Галереей добра» еще одно чудо, на этот раз цвета весеннего неба.

«В белом кружеве резном

Весь сияет старый дом,

А внутри пылает жаром

«Терем русских самоваров».

В 2017 году «Терем русского самовара» отметил свою первую «круглую» годовщину— ему исполнилось 10 лет.

Основу экспозиции составляет частная коллекция почетного гражданина Городца Николая Полякова. Только самоваров можно увидеть больше 500, а еще — другие предметы чаепития в русском доме.

В XVIII-XIX веках, между прочим, корову можно было приобрести за 1 рубль, избу — за 13 рублей, а самовар стоил в среднем 25 рублей.

Здание, где расположился «Терем» — памятник градостроительства и архитектуры второй половины XIX века дом купца Гришаева.

Праздничный, нарядный вид дому придает резьба. Она везде — на наличниках, на фризе, да трудно найти такой элемент дома, который бы не был богато украшен.

Сворачиваем с Набережной революции за угол и оказываемся на улице Андрея Рублева.

Первое известное имя улицы было простым: Поперечная. В конце XIX века она именовалась Панинской (по усадьбе графов Паниных, построенной в 1847 году).

После революции, когда имя Паниных упоминать было запрещено, стала Советской, а сегодня носит славное имя иконописца Андрея Рублева.

Основная застройка здесь — одноэтажные деревянные дома.

Многое утрачено, но даже то, что осталось, вызывает восхищение вкусом хозяев и их стремлением к прекрасному.

Причем надо принять во внимание, что и заказчиками и строителями были крестьяне, порой не имевшие никакого образования.

Но настолько гармонично эти дома вписаны в уют тихой улочки.

Просто посмотрите вокруг.

А окна! Ну что за прелесть эти окна.

Из ряда сказочных опрятных домиков несколько выбивается, но не нарушает общей гармонии, дом под №15.

Это двухэтажное каменное здание вовсе не жилой дом купца, а завод. Валяно-сапожный, между прочим.

Во второй половине XIX века завод строил крестьянин деревни Кирилово Гавриил Степанович Красавин. Он занимался хлебной торговлей и валено-сапожным производством. В 1915 году производство было приобретено крестьянином Костромской губернии Савелием Егоровичем Готовяхиным. Он завершил постройку завода. В середине ХХ века дом приспособили под типографию, которая и поныне располагается в нем.

Невозможно пройти мимо диковинных ворот усадьбы Паниных.

Я покажу их вам сегодня, но расскажу о них позже, когда буду делиться впечатлениями от посещения музея в усадьбе.

А мы возвращаемся на Набережную революции, чтобы с высокого обрыва взглянуть на Волгу и на «Город мастеров» — визитную карточку всего музейного Городца.

Туристический комплекс «Город мастеров» распахнул свои двери в январе 2010 года. Он воссоздан в традициях русского деревянного зодчества.

Но мы в «Город мастеров» не пошли, а пошли дальше гулять по улочкам, поэтому я продолжаю.

Здесь же на Набережной революции стоит элегантный особняк в стиле эклетики с чертами классицизма.

Это здание уже более ста лет известно как «Дом Авдотьи Лапшиной».

Хотя на самом деле построил особняк ее супруг — Михаил Николаевич Лапшин.

Приведу здесь интересную историю рода Лапшиных.

Одним из известных судостроителей Городца был Николай Михайлович Лапшин, отец вышеупомянутого хозяина особняка. Строил суда — расшивы и подряжался перевозить грузы местных торговцев в разные места на Волге. Приобщил к этому делу детей и впоследствии внуков.

Немного отвлекусь и расскажу, что это за «расшивы» такие.

Будучи в 1695 году в Нижнем Новгороде сам Петр I учредил верфь для постройки «новоманерных»судов. Царь дал рисунок нового образца быстроходного судна, назвав его «рейс-шифф». Эти слова в устах бурлаков превратились в слово «расшива». Вот такая почти анекдотическая этимология.

Николай Михайлович Лапшин с сыновьями построил и пустил по линии Рыбинск – Васильсурск и Лысково три парохода: «Три брата», «Посланник» и «Лапшин». Все три сына Николая Михайловича — Павел, Михаил, Дмитрий — стали судопромышленниками, купцами.

«Наш» Михаил Николаевич был женат трижды. В 1886 году он женился третьим браком на Авдотье Петровой. Супруги Лапшины владели двумя пароходами «Лапшин» и «Евдокия» и несколькими нефтеналивными баржами для перевозки нефти. Торговые дела шли хорошо, семья жила в благополучии в своем прекрасном особняке рядом с Волгой.

Над парадным входом здания сохранилось чудесное кованое крыльцо с надписью «Механического завода Константина Васильева Кузнецова въ селе Городце 1885 года». Помните, я о таком уже рассказывала, когда мы гуляли по улице Горького (бывшей Базарной).

В последние годы XIX столетия фортуна изменила Михаилу Николаевичу, и он «влез» в долги. Кредиторы начали подавать на него иски в Нижегородский окружной суд, в тот самый, в котором он имел право быть присяжным заседателем.

Но Михаил Николаевич продаёт особняк в Городце жене, прежде чем его признали должником и заключили под стражу.

Жена Лапшина, Авдотья, осталась вдовой в 35-летнем возрасте с пятью детьми и продолжала жить в своём доме, которому быстро вернулось законное имя хозяйки.

После революции Авдотью Фёдоровну выселяют из дома, а Городецкий Чрезвычайный Комиссариат запечатывает его.

Сейчас здесь культурно-туристский комплекс «Усадьба Авдотьи Лапшиной».

А мы с Олегом направляемся в усадьбу Паниных, и я обещаю рассказать вам про ее замечательные ворота.

До встречи в эфире.

Карта:
Баннер:
09:07
16:45
+1
Ах, какая резная красота! Кружевные наличники…
05:38
Городец — сказочный город.

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"