Как рос Санкт-Петербург: Коломна и Нарвская часть

Новая пешеходная экскурсия от Станислава Балаценко из серии «Как рос Петербург. Коломна».

Снова обращаю внимание каждого на пешеходные экскурсии из цикла «Как рос Петербург» и на этот раз маршрут проложен по Коломне. И снова дилемма, как заинтриговать участников желанием пойти на тур, но при этом сохранить все изюминки данного мероприятия. Ведь это ни с чем не сравнимое ощущение когда ты много раз ходил этими улицами, видел эти дома, но щелк, и ты на пороге новых открытий. И в данном обзоре, пожалуй кроме легенд обращу внимание на мосты и реки/каналы.

Испокон веков считалось, что любой населенный пункт, будь то город, или деревня необходимо строить вблизи рек. В основу строительства Санкт-Петербурга также был заложен принцип строительства у воды, правда с несколько иной функцией, река была границей города. Первой рекой — границей города Петра стала конечно — Нева. Но город рос и занимал новые территории и вторая граница — Мойка.

Удивительный вопрос, пым пым, почему я водовоз? Потому что без воды — и ни туды, и ни сюды. Так и реки выполняли и функцию снабжения — доставки до города продукции и прочих предметов жизнедеятельности, и вторая, самая важная функция — охрана города. После Мойки новой границей стала река Кривуша. Она в какой-то степени и очертила район Коломны, который после пожаров 1736-1737 годов стал застраиваться и из болотистой местности превращаться в центр загородной жизни Петербурга.

Был и я семиклассник зеленый

И, конечно, в ту пору не знал,
Что ступаю на землю Коломны,
Перейдя через Крюков канал.
Поиграть предлагая в пятнашки,
Возникает из давних времен
Между Мойкой, Фонтанкой и Пряжкой
Затерявшийся этот район.
Вдалеке от Ростральной колонны
Он лежит в стороне от дорог.
Был и я обитатель Коломны,
Словно Пушкин когда-то и Блок.
Здесь следил я, как ранняя осень
Гонит желтые листья в моря.
Здесь осталась на Мойке, 108
Разоренная школа моя.
Здесь, гордынею полон безмерной,
Я о славе мечтал перед сном
В коммуналках сырых на Галерной,
И на Мойке, и на Дровяном.
Здесь влюблялся темно и случайно
И женился бездумно и зря,
Но кружила над крышами чайка,
И гремели в порту якоря.
Я ступаю на землю Коломны,
Перейдя через Крюков канал,
И себя ощущаю бездомным
Оттого, что ее потерял.
Там кружит над Голландией Новой
И в далекие манит края,
Прилетая из века иного,
Белокрылая (невозвратная) чайка моя. © Александр Городницкий — «Коломна»

Как рос Санкт-Петербург: Коломна и Нарвская часть

И начало положила река Кривуша, хотя первоначальное ее название было Глухая река. Образовалось название крайне просто, по местности, свое начало речка брала в районе площади Искусств в глухой болотистой местности. Но народное название прижилось лучше, речка была крайне извилиста с многочисленными поворотами. Коломна и Кривуша, одна немыслима без другой, они как сестры которые постоянно живут рядом и меняют облик друг друга внося, что-то новое. Кривуша благодаря стараниям мастеровых, была одета в гранит, и впервые появились не только гранитные берега, но и мостовые для прогулки населения.

Как рос Санкт-Петербург: Коломна и Нарвская часть

И на фото — Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов, который более 30 лет посвятил строительству, возводил оборонительные сооружения, мосты, набережные, жилые дома. Проект канала он предложил Елизавете Петровне, но проект попал под сукно, а его строительство началось в 1764 году при Екатерине II. Необходимость его сооружения была тогда очевидной – город страдал от наводнений и считалось, что канал сможет защитить город, ведь истинной причины наводнений тогда еще не ведали. В дальнейшем канал получил название Екатерининский. Каким образом он вдруг стал именоваться «канал Грибоедова» узнаете на экскурсии.

Как рос Санкт-Петербург: Коломна и Нарвская часть

Кстати о приятной части любого тура — о легендах, например появления названия Коломна. Как выяснилось на экскурсии, есть несколько легенд на этот счет:

1) Первыми жителями и строителями этого района были «работные люди», переведенные сюда из подмосковного села Коломенского.

Как рос Санкт-Петербург: Коломна и Нарвская часть

И стали они называть свой район Коломной. А так выглядит Московская Коломна сейчас, стиль не взяли оттуда.

2) Первыми жителями этого района стали иностранцы, которые жили колониями, например, по- голландски (Colonia), а в народе стали говорить усредненно — Коломна. В качестве подтверждающих доводов в поддержку этой версии говорит тот факт, что этот район называли в 18 веке — Новой Коломной, прослеживается ассоциация с Новой Голландией. И немного Амстердама для сравнения.

Как рос Санкт-Петербург: Коломна и Нарвская часть3) По другой легенде, верстовые столбы в Петербурге начинались от границы, тогда это была Мойка, и Доменико Трезини, проезжая каждый день на работу, называл его по-итальянски Columna, то есть «граница». За этой колонной начиналось болото где пасли коз. И повелось, в разговорах стали называть район: «За колонной» и затем трансформировалось название в Коломну. Каменная верста видна на берегу Фонтанки на фото ниже.

Как рос Санкт-Петербург: Коломна и Нарвская часть

4) Есть еще и другие версии, но они мне не понравились, но о всех них вы непременно узнаете, совершив прогулку.

А дальше мы приближаемся к Фонтанке. Отдельное внимание заслуживают ее «типовые» мосты.

Как рос Санкт-Петербург: Коломна и Нарвская часть

Работу, вернее создание проекта, доверили известному мостостроительному архитектору Жану Родольфу Перроне,

Как рос Санкт-Петербург: Коломна и Нарвская часть

а он решил не напрягать себя и сделал проект- типовой мост, которых по факту было ранее 7: Аничков, Ломоносовский, Симеоновский, Семеновский, Обуховский, Измайловский и Старо-Калинкин. До настоящего времени только два сохранили свой первоначальный вид: Старо-Калинкин мост и мост Ломоносова.

Как рос Санкт-Петербург: Коломна и Нарвская часть

И для сравнения — мост Ломоносова:

Как рос Санкт-Петербург: Коломна и Нарвская часть

«Мост выглядит очень гармоничным и пропорциональным. Башни, где некогда размещались разводные механизмы, построены в виде беседок. Они состоят из небольших колонн в дорическом стиле и заканчиваются позолоченными сферами. Вдоль моста идут перила, которые по форме повторяют ограждение набережной Фонтанки. Это каменные тумбы, соединенные металлическими секциями. Парапет тоже облицован гранитом. А при въезде стоят отреставрированные фонари с золочёными морскими коньками. Они тоже имеют свою историю. Коньки вновь покрыли позолотой в 1967 году. Однако черед 10-15 лет стало ясно, что крепления фонарей просели, не выдержав нагрузок. В любой момент они могли упасть на головы пешеходам. Поэтому их решено было снять. Но жители города жалели об этом произведении искусства. Наконец, в 2006 году, после окончательной реставрации, уникальные фонари вновь вернулись на своё место.»© FB.ru

<p "="">С каждым новым годом — город рос, и следующая граница города была искусственной — Обводный канал, но на нем останавливаться не буду в данном посту. И плавно перейдем к Нарвской части.

Как рос Санкт-Петербург: Коломна и Нарвская часть

Собственно у Нарвских ворот и закончилась наша пешеходная экскурсия на месте, где раньше плескались волны реки Таракановки.

Как рос Санкт-Петербург: Коломна и Нарвская часть

<p "="">Что еще мне ну очень-очень понравилось на ней? Это лицо, вернее пара персонажей, один — к которому относилась фраза — «Упрямый осел», и вторая — забавная дама, в чьем доме печаталась газета «Искра», собственно увидела лично источник, откуда возродилось пламя, и, конечно, остатки усадеб, которые теперь изменены и их практически не узнать.<p "="">Предыдущие пешеходные маршруты:

Морская слобода

Крестовский остров

Таврический сад и окрестности

Московский проспект

Первая русская революция: лица и маски

15:54
Как я люблю параллели в текстах! Коломна — Коломенское, Амстердам… Спасибо: )
о теперь буду стараться ставить еще больше)))

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"