«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России

Вчера в Эрмитаже (10.08.2018), а если быть точнее — в Малом манеже, состоялось открытие выставки «Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России.

«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Основная задача выставки — показать обстановку в которой жили люди, и для зрительного эффекта были использованы фотографии прошлых лет, а также использованы цитаты из произведений, знакомым нам с детства.

«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

И небольшое видео с церемонии открытия выставки.


Никто не может лучше рассказать о выставке как ее директор — Михаил Пиотровский, хотя он и не присутствовал на открытии выставки, но данная информация есть на сайте Эрмитажа и в каталоге выставки.

Выставка оказалась для меня очень своевременно, некоторые залы Эрмитажа, вернее их обстановка стала для меня еще более понятна, и я конечно использую, и думаю, что не раз, и не два, в описании залов Эрмитажа.
А сейчас, поделюсь с вами экземплярами, которые мне понравились больше всего:
1) Кресло — жаба.

«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Красное дерево, кожа, обивка-капитоне, изготовлено в России, 1840-1880 года. Форма этого кресла пришла из Франции, производное от слова «crapaud» (жаба). Как правило, с двух сторон и сзади были дополнительные откидные подставки, но в данном экземпляре они не сохранились. Кроме подставок были выдвижные ящики раскладные для занятия письмом/чтением или иными вещами. Что может быть лучше как читать или писать полусидя/полулежа и творческая интеллигенция была без ума.
«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома — а он был почти всегда дома, — он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной.» © Иван Гончаров «Обломов».
Если походить по мебельным магазинам то можно встретить и эту модель, весьма удобна и сейчас, хотя конечно не так эффекта как многие другие экземпляры выставки.
2) Стол и кресло раскладные.

«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Дерево, металл, сукно, ковровая ткань, Санкт-Петербург, 1850, из дворца графов Шереметевых.

«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

На столе есть медная пластина с надписью «Графа Дмитрия Николаевича Шереметева. Былъ со мною въ походе 1877 года». Оба предметы принадлежали графу Д.Н. Шереметеву (1803-1871).

«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Реликвии хранил сын — Сергей Дмитриевич, как память об отце. В составе Рущукского отряда, которым командовал будущий император Александр III, Сергей Дмитриевич принимал участие в русско-турецкой войне, был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени с мечами. Подобные сборно-разборные конструкции из металла, удобные для перевозок, пользовались большой популярностью среди тех, кто много путешествовал, охотился или участвовал в боевых похода. Прообразом их были средневековые образцы, использовавшиеся для тех же целей. © из информационной таблички
3) Стул.

«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Орех, соломка, резьба, плетение, Россия, 1830 года. Пожалуй самый изящный и воздушный стул из всех представленных на выставке. Изогнутая спинка украшена ажурной резьбой. Как следует из информационной таблички — типичный образец в стиле второе рококо, несмотря на легкость, очень прочная форма.

«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

И тут, конечно, меня заинтересовала фраза «второе рококо», что-то новое подумала я. А что значит «второе»? а где «первое», и сколько их тогда то? И начались небольшие поиски информации. Получилось следующее: рококо в мебели появляется во времена Людовика XV.

Первое рококо — мебель украшается декоративными бронзовыми накладками, и порой декор был до 50% всей площади мебели.

Второе рококо — это время появления во Франции китайских лаков и изобретение новых технологий нанесения своих лаков. Французы подражая Китаю, пытались раскрыть рецепт лаков. Большую популярность имели лаки братьев Мартэн, которые практически повторяли китайские лаки. С именем братьев Мартэн вошло в моду декорирование мебели в технике чёрного лака.
В третий период рококо — бронза уходит из мебели, а ее место занимает цветная мозаика.
Форма рококо — это овал, отсутствие прямых форм, плавное перетекание линий, произошло от фр. rocaille (рокайль) – осколки камней, раковины. Очень понравилась цитата в одной статье «Рококо» — это изящное, галантное искусство, призванное обеспечить вечный праздник, уподобленный маскараду. Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля."
И в нашем выставочном экземляре безумно красивая резьба, как сказано выше, капризы и требования женщины учтены по полной, лично я бы не отказалась дома от такого стула, да и мебели в таком стиле в принципе.
4) Ширма четырехстворчатая.

«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Волнистая береза, стекло, резьба, тонировка, Санкт-Петербург, мастерская братьев Гамбс, 1830 годы. И внимание — из усадьбы «Марьино».
Подобный ширмы пользовались популярностью в 1830-1840 годах. Новые стили входили в обиход не сразу, ведь всегда новое встречают не очень охотно. И чтобы с одной стороны следовать моде, а с другой стороны сильно не менять свой уклад жизни меняли отдельные элементы, как правило, мобильные по сути, и не требующие много место, например, как ширма.
5) И плавно погрузимся дальше в обстановку готического зала усадьбы «Марьино».

«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

За заднем фоне фотография из усадьбы, сделанная в 1920 годы, а если внимательно в нее вглядеться — то стоящие рядом экспонаты стоят теперь рядом или висят на стенде. И не зря у меня были сомнения в части готического зала усадьбы ( о чем упоминала в своем посту) и тут два варианта, или я неправильно поняла, или гид что-то не то сказала, сейчас установить истину сложно, но по фотографии видно, что зал имеет более квадратную форму, может быть галерея носила одноименное название.

«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Мебель производства мастерской братьев Гамбс, береза, соломка, резьба, окраска, тонировка, Санкт-Петербург, 1830 годы.

«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

«Стул со сквозной ажурной спинкой и плетеным сиденьем украшен наверху марьяжными гербами рода Строгановых-Голицыных, исполненными масляными красками. Сквозная спинка украшена готическими элементами в виде арок и квадрифолиев».

«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

6) Канапе «Сиамские близнецы».

«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Дерево, ткань, резьба, тонировка, Россия.

Чанг и Энг Банкеры

«Сиамские близнецы» название связано с парой младенцев, сросшихся в области грудной клетки. Чанг и Энг Банкеры (1811-1874) так их звали, родились они в Сиаме, гастролировали с цирком и стали знаменитыми. О них много писали в те времена в прессе.

Удивительно, но изначально в простой семье родились два мальчика, которых назвали Жун и Ин, соединенные в области грудной клетки. По воспоминаниям, соединение было гибким, они могли даже двигаться чуть в стороне друг от друга. Торговец Роберт Хантер дал им «путевку в жизнь», выкупил у родителей за 500 долларов и отправил в Америку. Несмотря на отклонение они вступили в брак с двумя 16-летними сестрами — близнецами — Аделаидой и Сарой Йейтс. Братья пожелали жениться, родственники были против, но тут уже сами девушки воспротивились и сломили сопротивление родителей. 10 апреля 1843 года состоялась единая свадьба: Чанг -Аделаида, а Энг — Сара. Эти союзы оказались успешны. А подарком на свадьбу от правительства США стало американское гражданство и фамилия -Банкер.

Чанг и Энг Банкеры

7) Полубуфет,

«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

стол,

«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

стулья.

«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Дерево, стекло, латунь, резьба, Санкт-Петербург, мастерская Г.В. Бюхтгера (1880) по проекту И.А. Монигетти, из дома А.В. Терликовой (Ковригиных). Дом был на Васильевском острове, 6 линия, д. 21.
Часть столового гарнитура, украшенного трёхгранно выемчатой резьбой в народном русском стиле.

«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

8) Мужской кабинет.

«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Дерево, металл, кожа (сафьян), Лондон, фирма «J.Foot &Son Ltd», 1870 года, из Зимнего дворца.
«J.Foot &Son Ltd» обладала патентом на изготовление данных предметов. Приводя в действие рыжачки можно было наклонить спинку назад, боковины отодвинуть в сторону, под ноги выдвинуть скамеечку.

«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

На информационной табличке сказано, что похожее кресло-трансформер работы фирмы братьев Гамбс было подарено в 1835 году А.С. Пушкину (экспонат кабинета поэта на Мойке, 12). В повседневной жизни кресла с «ушами», вошедшими в употребление в эпоху Просвещения, современники называли вольтеровскими.

А как вам такие версии:

Кресло Balzac, его автор английский дизайнер Matthew Hilton,

Кресло Balzac, его автор английский дизайнер Matthew Hilton,

впрочем и кресло Chesterfield очень сходно по форме (спасибо передаче квартирный вопрос, не могу пока вспомнить автора кресла с ушками, с недавней мебельной выставки в Милане, но похоже что все самое новое — это хорошо забытое старое, как актуальна эта фраза здесь и сейчас).

кресло  Chesterfield

Подводя итоги, хочется сказать, что ленточка в честь открытия выставки — перерезана.

«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

И зал ждет всех желающих.

«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Карта:
RSS
05:52
Обязательно схожу!
мне нравится бывать по пятницам там, музей тихо пустеет после 7 и хорошо бродить по залам в тишине и уюте, тем более работает до 9 вечера
11:46
«сборно-разборные конструкции из металла» не только «пользовались популярностью», но и до сих пор пользуются, например, www.camping-elite.ru/catalog/kempingovaya_mebel/kreslo_stalnoe_06_usilennoe_crusoe_camp/
у меня похожее есть) но как-то про разборные не задумалась даже) видимо потому что в квартирном вопросе и дачном ответе их не используют)))

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"