Музей древнерусского искусства в Великом Устюге.

Продолжаю делиться увиденным в поездке по Вологодской области. Завершающим городом в туре был Великий Устюг. Великий Устюг считается одним из самых интересных городов русского Севера.  Располагается город в 460 км к северо-востоку от Вологды, на левом берегу реки Сухоны, на судоходных линиях трех рек — Сухона, река Юг и Малая Северная Двина.

Это я чуточку отвлеклась. Сейчас мой рассказ пойдёт о Музее древнерусского искусства. На нашу группу, по крайней мере на её большую часть, этот музей произвёл большое впечатление. На картинке для привлечения внимания к посту стоит фотография церкви Вознесения. Какое отношение к музею имеет церковь, спросите вы, а самое прямое.

В 2009 году в храме Вознесения был открыт Музей древнерусского искусства. В музее представлены памятники иконописи 15-17 веков Великого Устюга, а также произведения лицевого шитья, старопечатные и рукописные книги.

церковь Вознесения Великий Устюг

Среди многочисленных храмов Великого Устюга церковь Вознесения стоит особняком, отличаясь исключительным богатством декоративного убранства, которое роднит ее с известными храмами «царственной» Москвы – церквами Троицы в Никитниках (1628–1654) и Рождества в Путинках (1649–1652).

Каменная церковь Вознесения возведена в 1648 году на деньги богатейшего устюжского купца - Никифора Ревякина. Сложным архитектурным сооружением «на взмостье, об одиннадцати главах» выглядела она в ХVII веке. Позднее в результате перестроек церковь Вознесения претерпела некоторые изменения.

Церковь имеет очень богатое архитектурное убранство. Сама я описать это не могу, поэтому нашла информацию в интернете. Фасады стен украшают типичные для XVII столетия детали: городчатые карнизы, мелкие квадратные ширинки (кессоны) с нишками, приставные парные полуколонки, разнообразные фигурные наличники окон. Все это богатство форм дополняют сверкающие поливные изразцы, примененные в ширинках и карнизах, в тимпанах венчающих кокошников и в виде отдельных самостоятельных вставок.

церковь Вознесения музей древнерусского искусства Великий Устюг

Нынешние, вытянутые вверх гранёные главки, увенчанные ажурными золотыми крестами появились в 1771 году, заменив прежние, луковичные. Тогда же, в XVIII веке, была перестроена прежняя шатровая колокольня.

церковь Вознесения музей древнерусского искусства Великий Устюг

Каменная резьба на юго-восточном фасаде. Во время реставрации её закрасили горе маляры. Сейчас краска постепенно сходит.

церковь Вознесения Великий Устюг

Высокое крыльцо  тоже заслуживает внимания. 

церковь Вознесения Великий Устюг

Поднимаемся по лестнице и входим в музей. С порога в глаза бросается красивая отделка дверных проёмов.

При входе витрина с красками, используемых для росписей икон. Всё таки это музей, а не действующий храм.

Особо любопытные сохранили для себя:))) значение цвета в иконе.

Нас разделили на две группы. Наша отправилась на второй этаж. Высокую художественную ценность представляет интерьер церкви Вознесения – цельное собрание памятников устюжской иконописи и иконостасного искусства XVIII в.

В галерее представлены деревянные фрагменты отделки икон.

церковь Вознесения Великий Устюг музей древнерусского искусства

церковь Вознесения Великий Устюг музей древнерусского искусства

Иконостас придела Воздвижения Креста Господня.

церковь Вознесения Великий Устюг музей древнерусского искусства

Здесь экскурсовод поведала нам про решётки на окнах. На одной надпись, но какая я забыла((( Может кто-то силён прочесть? 

церковь Вознесения Великий Устюг музей древнерусского искусства

Все решётки разные. Эта напоминает льва.

Особенно богатым и нарядным выглядит золоченый резной трехъярусный иконостас, относящийся к Воскресенскому приделу. Прежде всего, он интересен тем, что является собранием икон популярного устюжского иконописца начала 18 века Стефана Соколова – известного представителя рода потомственных устюжских иконописцев. Кроме иконостаса здесь росписи.

Воскресенский придел церковь Вознесения Великий Устюг музей древнерусского искусства

Западная стена Воскресенского придела. Сразу фотография получилась не очень, а потом, когда все разошлись забыла.

церковь Вознесения Великий Устюг музей древнерусского искусства

Своды Воскресенского придела расписаны поздней масляной живописью рубежа 18-19 вв. Стенопись исполнена пол сильнейшим влиянием стилистики светского искусства, с применением распространенных в живописи 18 века эффектов «обманки», с попытками передать пространство, создать иллюзию теней, падающих от нарисованных рам на своды. Поверхность стен и сводов искусственно состарена. Стенопись составляет неразделимое целое с росписью западной стенки придела и иконами трапезного иконостаса.

Реставрационные работы проделаны 1977-1984 гг. бригадой реставраторов под руководством Е.М.Кристи из Москвы.

Воскресенский придел масляная роспись церковь Вознесения Великий Устюг музей древнерусского искусства

На нижнем фрагменте свода видны отверстия. Это специальные отверстия для улучшения звучания. Нам предложили спеть, чтобы прочувствовать. Жаль никто не решился.

церковь Вознесения Великий Устюг музей древнерусского искусства

Иконостас трапезной Воскресенского придела.

иконостас трапезной церковь Вознесения Великий Устюг музей древнерусского искусства

В этом же зале, где иконостас трапезной, представлены деревянные скульптуры. Я раньше никогда такого не встречала. Чтобы вырезать из дерева такое, нужно обладать Божьим даром. «Лица» скульптур выглядят как живые.

Пиета (оплакивание Христа конец 18 начало 19 веков).

пиета церковь Вознесения Великий Устюг музей древнерусского искусства

Сравните.

Тоже деревянные фигуры. Только по трещинам видно, что это дерево.

церковь Вознесения Великий Устюг музей древнерусского искусства

Ангелы, украшающие иконостасы.

Поднимаемся в ещё один придел, где сохранился кирпичный пол.

Здесь представлен тябловый иконостас

Простейшее устройство иконостаса: ряды икон установлены на тесаные бревна с продольными пазами — желобами, в которых стоят иконы. Лицевая сторона бревна закрыта досками, поверхность которых украшена живописным орнаментом из цветов и геометрических форм.

тябловый иконостас церковь Вознесения Великий Устюг музей древнерусского искусства

Иконы в пазах передвигаются. Никогда раньше не видела таких иконостасов. 

Спускаемся на первый этаж, чтобы полюбоваться иконостасом церкви Вознесения. Пятиярусный резной золоченый иконостас церкви Вознесения возведен в 40 – 50-е годы XVIII века. Это один из ранних сохранившихся барочных иконостасов Великого Устюга. Плоскорельефная сквозная растительная резьба тонким изящным орнаментом покрывает тумбы под иконами местного ряда. Он такой высокий, что мне никак не удавалось его полностью красиво сфотографировать.

иконостас церкви Вознесения Великий Устюг

Более богатая объемная резьба украшает царские врата и разделительные колонки верхних ярусов. Увидеть это можно на фотографии, которую я сделала со второго этажа. 

иконостас церкви Вознесения Великий Устюг

Завершается иконостас резным распятием, по сторонам которого расположены парные фигуры ангелов.

иконостас церкви Вознесения Великий Устюг

В церкви Вознесения представлена уникальная икона XVII века «Святой Праведный Прокопий Устюжский, с житием в сорока клеймах» (1669) – дар храмоздателя Устюжского Прокопьевского собора купца гостиной сотни Афанасия Гусельникова.

Сорок клейм иконы иллюстрируют житие Прокопия Праведного, который стал первым на Руси святым, принявшим на себя духовный подвиг юродства. Сохраняя условность стиля, иконописец сумел создать духовный образ святого, обладающий большой внутренней убедительностью. Искусствоведы подчеркивают, что это выдающееся произведение иконописи отличает максимально детализированное изложение живописными средствами перипетий судьбы Прокопия и совершившихся после его смерти чудес. 

икона XVII века «Святой Праведный Прокопий Устюжский, с житием в сорока клеймах»  Великий Устюг церковь Вознесения

Дальше наш путь лежал на выставку (не забываем, что мы в музее),

музей древнерусского искусства Великий Устюг

 где представлены иконы, 

музей древнерусского искусства Великий Устюг

музей древнерусского искусства Великий Устюг

облачение и атрибуты священнослужителей,

музей древнерусского искусства Великий Устюг

старинные книги,

иконостасы,

музей древнерусского искусства Великий Устюг

Святые врата. Эти резные деревянные.

музей древнерусского искусства Великий Устюг

Посмотрите на фрагменты резьбы. Разве не чудо?

музей древнерусского искусства Великий Устюг

музей древнерусского искусства Великий Устюг

музей древнерусского искусства Великий Устюг

Из музея жалко было уходить, но надо.  Я большой поклонник церковной старины. Напоследок расскажу вам легенду, которую услышала от местного экскурсовода. Верить или нет, решать вам:))

Рассказывают предание о том, что на великую Русь напали татаро-монголы. Дымящаяся от пожаров, разграбленная Русская земля, попав под иго, вынуждена была платить дань. Татарского сборщика дани в Устюге звали Багуй. Устюжане не хотели быть рабами перед завоевателями и избивали их. Расправа угрожала и сборщику дани Багую. От неминуемой смерти спасла чистая и светлая любовь к устюжской девушке Марии. Мария посоветовала принять христианскую веру, и при крещении Багуя нарекли христианским именем Иоанн (Иван). Молодые люди вскоре повенчались. Сел Иоанн на коня и поехал на Соколиную (ныне Ивановскую) горку. Привязал коня под дерево, а сам лег на землю и уснул. Явился ему во сне Иоанн Предтечи и молвил: «На этом месте поставь церковь во имя рождества Иоанна Предтечи». И основал он эту церковь, которая стала центром Иоанно-Предтеченского монастыря. За добрые дела был похоронен Иоанн в церкви Вознесения.

Сейчас в память о Бугуе и Марии в музее есть икона. Икона современная.

После музея наш путь лежал на производство «Русская чернь».  Непростое это ремесло скажу я вам, но об этом возможно в следующий раз.

Баннер:
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"