​Музей музыки и времени, Ярославль

Музей музыки и времени, Ярославль, Россия, Museum of music and time, Yaroslavl, Russia

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он,

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом

И как я, с ним, навек простясь,

Там слушал звон в последний раз! © фрагмент стиха Ивана Ивановича Козлова

Дальше продолжать не буду напев – уж больно там все грустно, но строчки сами по себе возникли в душе когда, прогуливаясь темной ночью по набережной Ярославля, мы заглянули в один старинный на вид, купеческий особнячок.

То, что этот дом не имеет никакой исторической основы узнали позже, но на мой взгляд, очень красиво его вписали в Волжскую набережную. А уникальность этого здания в том, что там располагается первый частный русский музей России, открытый в 1993 году.

Основатель музея — Джон Григорьевич Мостославский, фокусник и мистификатор. С детства начав собирать колокольчики, основатель музея настолько увлекся процессом, что постоянно отправляясь на гастроли, все свои заработки тратил на пополнение коллекции.

Называется его собрание – Музей музыки и времени. В настоящее время в экспозиции музея уйма музыкальных инструментов, грамм пластинок, утюгов и прочих предметов прошлого. Вот так небольшое детское увлечение может видоизмениться со временем и стать вполне профессиональной деятельностью уже более полувека.

Музей музыки и времени, Ярославль, Россия, Museum of music and time, Yaroslavl, Russia

Осмотр экспозиции начали с подвала, с выставки утюгов. Все они уже больше не используются, да и кому захочется нагревать и потом быстро — быстро гладить, пока не остыл. У меня дома тоже есть такой экземпляр, могу отдать в любой музей. И каких конструктивных решений только там нет.

Музей музыки и времени, Ярославль, Россия, Museum of music and time, Yaroslavl, Russia

Затем последовал черед колокольчиков. Сколько их изобретено википедии не известно, но то, что любая мелодия им по плечу мы убедились на собственном примере.

Музей музыки и времени, Ярославль, Россия, Museum of music and time, Yaroslavl, Russia

Чем хорош музей, что никто тебя не стукнет руками когда ты захочешь прикоснуться к высокому, более того, многие инструменты можно взять в руки, попробовать их на звук, главное только в этом вопросе – бережное отношение.

Музей музыки и времени, Ярославль, Россия, Museum of music and time, Yaroslavl, Russia

Перекликалась наша музыка со временем. Столько часовых механизмов вокруг, а уж когда пробил час, целый оркестр пропел о том, что время снова и снова бежит вперед и нет возможности вернуться назад.

Музей музыки и времени, Ярославль, Россия, Museum of music and time, Yaroslavl, Russia

Вернулась шарманка, о чем-то вздыхая

Вернулась шарманка, ночами рыдая

Страдает шарманка, стирая улыбки

Рыдает шарманка с душой первой скрипки ©

Музей музыки и времени, Ярославль, Россия, Museum of music and time, Yaroslavl, Russia

Обо всех экспонатах говорить не буду, расскажу об одном, который я послушала, и заодно потом в интернете гуляя нашла много интересного:Нечада Балковская № 191, она же шарманка, она же переносной орган, а каково? Кстати, стоит такой инструмент каких – то 13000 $. Производились такие шарманки в Одессе, тогда это была Российская империя, в 1909-1917 на Фабрике органов и оркестрионовИоганна Нечада.

По описанию, при создании шарманки использованы следующие материалы: дерево, металл, латунь, сталь, кожа, ткань; столярные работы, токарная обработка, маркетри, живопись, размер - 58 х 60 х 38 см.

Шарманки раньше как называли самоиграющими механическими музыкальными инструментами. Их удобно было размещать в ресторанах. Почему же Балковская возникает вопрос, с Нечада разобрались, фамилия производителя. А фабрика была на Балковской улице. И это было единственное в России место, где выпускались шарманки.

Возвращаясь к аукциону, я обратила внимание, что там стоит надпись в виде грузинской фамилии. Разница заинтересовала, и тому есть подходящее объяснение: «Мастер Нечада имел единственного ученика — грузина. Когда ученик сложился как мастер, Нечада, прощаясь с ним попросил: «Ты первую свою шарманку выпусти с моим клеймом, а дальше пиши свое имя». Ученик от великой благодарности всю свою жизнь выпускал шарманки под маркой Нечада. Сын его поступал также, а дело было уже в советское время. Только внук стал писать свою фамилию и указывать Тбилиси как место производства. Многие шарманки расписывал тифлисский художник Николай Пиросманашвили (Пиросмани).», но далее на форуме идут споры, где утверждают, что Пиросмани никогда не расписывал шарманки, а делал это ученик Нечада – Китесов.

Цитирую фрагмент: Абсолютно точно известно другое — Китесовы единственные в мире мастера, владеющие секретом технологии изготовления шарманок-органов. Это особая технология. Все детали изготовляются из специальных сортов дерева, вручную. В шарманке-органе нет металлических деталей, потому и звучит она не так, как обычная шарманкаРодоначальник жанра, краснодеревщик Зано, ученик известного мастера, чеха Иоганна Нечада. Опять же, невозможно проверить, но, говорят, что ученик превзошел учителя и Мастер раскрыл свой секрет дедушке Зано. Было это в 1886 году в Одессе. С тех пор, вот уже 120 лет, три поколения Китесовых создают органы. Сколько органов сделал дедушка Зано, сказать трудно, а вот на счету его сына Якоба их около 50 и еще 15 — Вано. Семья получила мировую известность, а многоголосый Тифлис еще одну тональность — голос шарманки. 700 лет прошли не зря и в 2004 году Якоб и Вано Китесовы удостоились звания Почетных граждан Тбилиси. Сегодня шарманки с фирменным знаком «Органный мастер Китесов. Тбилиси» можно встретить во многих странах. Как все истинные тбилисцы, Китесовы гостеприимны. Говорят, что в их доме побывали ВСЕ., даже Нико Пиросмани.

Учитывая, что у Нечада использован металл было бы интересно послушать шарманку от Китесова, но пока не встречала ее на своем пути. А так ли это или нет, судить сложно.

Музей музыки и времени, Ярославль, Россия, Museum of music and time, Yaroslavl, Russia

На лестничном пролете есть коллекция колоколов, отлитых на Ярославском заводе «Товарищества П.И. Оловянишникова». Можно почувствовать себя великим композитором и создать свое уникальное произведение из звуков музыки.

Вечерний звон, вечерний звон! Там там там

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он….©

Музей музыки и времени, Ярославль, Россия, Museum of music and time, Yaroslavl, Russia

Рядом, за одним, что называется забором, расположены музеи фарфора и самоваров, но туда мы не попали по временным рамкам.

Забавно, обычно замки вешают на замках, по новой традиции, а ключи выбрасывают в реки, но почему – то весь забор музея увешан ими. Может быть есть какое-то символическое значение времени и музыки для идеальных союзов? У кого будет желание и возможности проверьте, а может быть найдутся те, кто испытал все на собственном опыте?

Музей музыки и времени, Ярославль, Россия, Museum of music and time, Yaroslavl, Russia

Адрес музея «Музыка и Время»: Ярославль, Волжская набережная, 33-А

Часы работы:с 10 о 19 часов

Сайт музея «Музыка и Время»

Музей музыки и времени, Ярославль, Россия, Museum of music and time, Yaroslavl, Russia

Альбом по музею «Музыка и Время»

Музей музыки и времени, Ярославль, Россия, Museum of music and time, Yaroslavl, Russia

Другие посты по Ярославлю и области:

Рыбинск

Пошехонье

Пошехонский историко-краеведческий музей

Карта:
Баннер:
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"