Музей Российской Академии художеств

Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, а именно так звучит его полное название, на мой взгляд, немного несправедливо обойдён вниманием туристов. Во-первых, это старейший художественный музей России. А во-вторых, и это самое главное, у него есть настолько уникальные экспонаты, что я вообще не понимаю, каким образом посещение этого музея не входит в обязательном порядке в школьную программу в нашем городе. С другой стороны, я сама попала туда, честно говоря, случайно, поэтому с удовольствием делюсь своими впечатлениями.

Музей располагается в историческом здании Императорской Академии художеств, построенном в 1764-1788 гг специально под нужды Академии. До наших дней здание дожило без существенных перепланировок в советское время, поэтому вполне можно себе представить, как сюда приходили и в какой среде обучались слушатели Академии два века назад. Сейчас в экспозиции дипломных работ выпускников Академии на втором этаже музея есть картина Иванова И.А. «Парадная лестница Академии художеств», написанная им в 1830 году. Кстати, в правой части картины у окна стоит тот самый лев, что на верхнем фото.

Самый красивый центральный купольный зал с 1860-х является конфренц-залом. Обратите внимание на дивные полукруглые деревянные скамьи, они резные и сохранились с тех времён.

Потолок зала покрыт росписью «Торжество на Олимпе по случаю водворения изящных искусств в России»; в центре 17-метровой композиции — квадрига Аполлона. Под квадригой изображены Гермес и Слава, в руках последней — труба и хоругвь, на полотнище которой надпись: «1764 4 ноября». В этот день Екатерина II даровала Академии художеств «Устав, штаты и привилегии». Он считается официальной датой ее основания.

А сам Устав хранится в отдельной витрине.

Хочу показать ещё одну картину: «Вторая античная галерея в Академии художеств», Г.К.Михайлов, 1836:

Сейчас это парадный Рафаэлевский зал. На его стенах — копии росписей станц Ватикана и других шедевров итальянских мастеров, исполненные пенсионерами академии середины XIX века во время пребывания в Италии. А большинство антиков переехало на первый этаж, где они все собраны в очень приятную коллекцию.

Экспозиция музея состоит из трёх больших разделов, каждый из них по-своему интересен. Первый этаж, как я уже упомянула, занимает собрание слепков с античных скульптур, второй этаж — дипломные работы выдающихся выпускников Императорской академии художеств, третий этаж — проектные модели знаменитых зданий Петербурга (экспозиция «Архитектура Петербурга XVIII—XIX вв. в моделях, рисунках и чертежах»). Они прекрасны все, но наибольшее впечатление на меня произвели именно проектные модели. Не знаю, есть ли где-то в других музеях подобные экспонаты, мне кажется, это уникальное собрание.

Модель Смольного монастыря. Представляете, рядом с собором могла оказаться вот такая монструозная колокольня!

Для масштаба сравним с ростом некрупного бегемота.

Отдельно в этой экспозиции мне понравилось собрание гравюр, картин и даже проектных чертежей известных зданий Петербурга. Некоторые из них выполнены в то время, когда часть привычных сегодня нашему глазу зданий ещё не была построена.

Смольный собор с другого ракурса лучше виден. Хорошо, что от строительства колокольни отказались…

А вот так мог бы выглядеть Исаакиевский собор. Это проектная модель архитектора Антонио Ринальди. Но в этом виде он так и не был построен — после смерти Екатерины II Павел I приостановил постройку собора и «перенаправил» мрамор на строительство Михайловского замка.

А вот и проектная модель Исаакиевского собора, привычного нашему глазу.

Отдельный восторг — модели «разрезаны», и можно увидеть, что внутри. А внутри — интерьеры!!! Потрясающе.

А это — не проектная модель. Бронзовая Петрикирхе (лютеранская церковь Св. Петра на Невском проспекте) была изготовлена в 1867 году для международной художественно-промышленной выставки в Париже. Даже статуи святых Петра и Павла на месте.

Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Можно даже заглянуть в окошки:

Ещё один очень интересный экспонат — модель кружала для возведения усыпальницы в Петропавловской крепости, 11896-1908, выполненная по проекту Л.Н.Бенуа.

А мы перемещаемся на второй этаж.

Художественную коллекцию Академии периодически «грабили» другие музеи, начиная с Эрмитажа. Но тем не менее, здесь есть очень интересные работы. Например, Брюллов (верхняя картина, автор очень узнаваем):

Дипломная работа В.Поленова «Воскрешение дочери Иаира», 1871:

А здесь на полотне справа — коллективная работа «Постановка натуры в мастерской И.Е.Репина в Академии художеств», 1898-1903, и сам Репин изображён в центре. Картина интересна ещё и тем, что до определённого времени с обнажённой натурой в Академии работать запрещалось.

Отдельный зал посвящён работам художников первой половины XX века. Вот тут у некоторых работ я бы с удовольствием зависла подольше. Вот, слева, например, «Праздник 1 мая» — дипломная работа ученицы мастерской Петрова-Водкина Аладжаловой Е.С.

Очень классная «Женская голова» Эвенбах Е.К., 1919 год.

… но мы уже идём дальше.

Когда спускаешься на первый этаж, то кажется, что попал в учебник истории древнего мира. Здесь практически все персонажи — старые знакомые :-)

С удовольствием с ними всеми встретилась.

Мне вообще кажется, что фотографии в учебнике истории просто необходимо дополнять экскурсиями сюда, ведь в Санкт-Петербурге есть, благодаря музею Академии художеств, такая шикарная возможность.

В завершение хочу сказать, что узнала я про музей Академии художеств благодаря проекту «Петербург изнутри», который делает большое и нужное дело — рассказывает гостям северной столицы и жителям Санкт-Петербурга о многих интересных, но отчего-то обойдённых вниманием музеях. И спасибо проекту за это огромное.

Баннер:
21:16
RSS
21:51
"… исполненные пенсионерами академии середины XIX.."

пионерами наверное? Нет? Или они уже ушли со службы? Не понял что имеешь в виду.

Хороший репортаж. Да, согласен, если римлян-греков проходить конечно лучше в музей. Пусть копии, на копии, но лучше чем учебник однозначно.
23:12
нет-нет, именно пенсионерами. т.е. ученики Академии получали пенсион. так это тогда называлось.
23:43
Сдается мне сейчас мы так не говорим? Степендиаты, грантополучатели? Но я не авторитет ясное дело. У меня пенсионер кроме как с retired people больше никак не ассоциируется.

По сути ты права наверное. Пенсионер наверное и пошел от пенсион и пенсион точно пошире чем только для retired people.
23:53
ну там в любом случае в контексте понятно, так что не вижу причин исправлять.
00:23
??
Да я ведь и не говорил про исправлять. Для себя уточнял. То что не пенсионеры как пенсионеры было вроде понятно, но с пенсионом не связал. Так мысли в слух и все macho
00:27
ну вдруг ещё кто-то не то подумает smile
Оттуда же:



А ещё там чудесная мозаичная мастерская есть:



И роскошная научная библиотека: club.silver-ring.ru/articles/nauchnaja-biblioteka-rossiiskoi-akademii-hudozhestv.html
12:49
Мы видели Милона Кротонского, ага. Только он там сейчас в углу за занавесочкой в какой-то свалке фрагментов других слепков. Почему — непонятно. А его фото я у себя в ЖЖ выкладывала smile
А вот в мозаичную мастерскую не водили, и это печально. Ты не знаешь, туда можно попасть простым смертным?
Насколько знаю, там только орг. группами по предварительной заявке. Но могу ошибаться.
00:19
жаль!

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"