Недра Дворцового моста

Четвёртым мостом, в устои которого мне удалось попасть, стал Дворцовый (в 2016 наводила мост Александра Невского, в 2017 разводила Литейный, а в июле этого года забралась внутрь бывшего разводного Екатерингофского). Чтобы записаться на экскурсию, пришлось два часа просидеть на сайте проекта ОТКРЫТЫЙ ГОРОД, поминутно обновляя страницу. На мой взгляд, это не слишком большая цена за проникновение в один из символов Санкт-Петербурга.

Вход осуществляется по металлической лесенке рядом с будкой на смотровой площадке. Первое, что видит счастливый экскурсант — это «галерея».

Внутри Дворцового моста

Совсем рядом плещется река и грохочут над головой машины.

Внутри Дворцового моста

Нашим проводником выступает Станислав Пусташинский, который для начала рассказывает об истории строительства:

«Возведение Дворцового моста началось в октябре 1911 г., а открытие планировалось на ноябрь 1913 г. Однако строительство затянулось. В апреле 1914 г. работам помешало наводнение, затем началась Первая Мировая война.

Мост был построен к концу 1916 г. В середине декабря была проведена проверка конструкций на надежность: 34 грузовых автомобиля с грузом по 600 пудов (9600 кг) в каждом одновременно въехали на мост и заняли все пролеты. Мост выдержал. Первый экипаж проехал по Дворцовому мосту 23 декабря 1916 г. Эта дата считается официальным днем рождения Дворцового моста. <...>

Из-за войны мост был сдан без архитектурной отделки, хотя по проекту она планировалась очень пышной. Перила, фонари, павильоны управления — все это сделали уже при советской власти. Так, чугунная решетка со звездами и знаменами появилась только в 1939 г. Авторы решетки — скульптор Игорь Крестовский и архитектор Лев Носков.

С 1918 по 1952 г. мост носил имя Республиканский.

В годы Великой отечественной войны на мосту проводились только неотложные ремонтные работы: устраняли повреждения от артобстрелов и бомбардировок. В январе 1943 г. вблизи от левобережной опоры разводного пролета разорвалась авиабомба, которая вызвала большие разрушения.

В 1957 г. были установлены гранитные парапеты на устоях и промежуточных опорах. До конца 1970-х гг. некоторые элементы конструкции Дворцового моста были деревянными. В 1978 г. в ходе капитального ремонта были достроены опоры разводного пролета, деревянный настил заменен на ортотропную плиту.

В 1997 г. проведен новый ремонт: с моста сняты трамвайные рельсы, и тогда же мост получил ночную подсветку. <...>

Разводной механизм со дня открытия моста и до реконструкции 2012–2013 г. был электромеханическим. Огромные цельнолитые шестерни приводились в действие электродвигателем.

В начале XXI в. Дворцовый мост исчерпал свой ресурс. Капитальный ремонт начался 21 октября 2012 г., а завершился 19 октября 2013 г. На время реконструкции движение по мосту не прекращалось. В ходе ремонта разводная часть подверглась полной модернизации. Разводной механизм оснастили современной гидравлической системой. При этом на неразводных частях Дворцового моста сохранились заклепки еще с царских времен» [https://mostotrest-spb.ru/bridges/dvorczovyj].

Внутри Дворцового моста

Затем начинаем постигать «схему разводки». В принципе, суть на всех мостах одинакова: противовес (залитые бетоном свинцовые блоки) опускается в специальный шестиметровый котлован, а пролёты взмывают над Невой. Но сначала противовес надо расклинить — отпустить опорные замки. Чтобы это сделать, пролёты сначала чуть-чуть приподнимают в «обратную» сторону (т. е. в сторону берегов). Мост как будто бы вздыхает перед разводкой))

Внутри Дворцового моста

Процесс осуществляется с помощью поршней (восемь на одно крыло), приводимых в движение масляными насосами, находящихся в машинном отделении. «Банка с икрой» — фильтр для масла, вытягивающий влагу.

Внутри Дворцового моста

Сама заветная кнопка находится в пультовой.

Внутри Дворцового моста

Здесь довольно уютно.

Внутри Дворцового моста

Но самый большой плюс интерьера — чудесный балкончик.

Внутри Дворцового моста

Внутри Дворцового моста

Ещё один «балкончик» выходит внутрь конструкций.

Внутри Дворцового моста

Внутри Дворцового моста

Внутри Дворцового моста

Внутри Дворцового моста

Внутри Дворцового моста

Саму разводку мы не увидели, но узнали, что весь цикл занимает 5 минут. Всего на мосту работает бригада из шести человек. Летом они посменно разводят мост, а зимой проводят его регламентное обслуживание и замену механизмов. А ещё сотрудники страшно гордятся, что попадающую внутрь с проезжей части воду не сливают в Неву, а откачивают в ливневую канализацию))

Другие интересные факты можно узнать из специального проекта, подготовленного к столетию Дворцового моста: 100 фактов.

Внутри Дворцового моста

А мне остаётся поблагодарить СПб ГБУ «Мостотрест»за открытость, обаятельного Станислава за гостеприимство, «Открытый город» за предоставленную возможность. И не останавливайтесь на достигнутом: в Петербурге ещё много разводных мостов. Давайте пополнять коллекцию вместе))

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"