Осиновка — Вещево — Подгорные озёра

Небольшой рассказ о нашей с Сергеем поездке с дачи домой. Но не простой, а вдохновлённой четырьмя геокэшинговыми тайниками в Выборгском районе.

ЗАБРОШЕННАЯ ФИНСКАЯ ШКОЛА В ДЕРЕВНЕ ОСИНОВКА [60°41'13''N 29°3'18''E]

Заброшенная финская школа в деревне Осиновка

Объект для любителей финской архитектуры и руинированных заброшек.

Заброшенная финская школа в деревне Осиновка

Заброшенная финская школа в деревне Осиновка

«До 1939 г. деревня Pilppula входила в состав волости Хейнъйоки Выборгской губернии (Финляндия). Постановлением общего собрания рабочих и служащих подсобного хозяйства морского торгового порта зимой 1948 г. деревне Пилппула выбрали наименование «Осиновка»» [https://old-vova.livejournal.com/15233.html].

В посёлке было около 10-15 домов, жители которых работали в совхозе «Кировский Транспортник». В двухэтажном кирпичном здании финской школы разместился сельсовет.

Заброшенная финская школа в деревне Осиновка

Заброшенная финская школа в деревне Осиновка

Связь с городом осуществлялась по железной дороге. Но в начале 90-х «стали нормой отмены поездов, а потом их количество и вовсе сократили до 2-х пар по будним дням. Вокзал был разобран на доски и растащен, а его останки подожжены. Куда-то подевался второй путь, а сама ветка была сокращена до Вещево. Потом срезали провода, и в поселке не стало электричества. Клуб был разграблен.

Заброшенная финская школа в деревне Осиновка

Заброшенная финская школа в деревне Осиновка

Жители разъехались кто-куда, оставив на растерзание мародерам заколоченные дома. В поселке осталась выживать пара стариков» [https://old-vova.livejournal.com/15233.html].

Сейчас Осиновка понемногу восстанавливается: появились дачники и сельскохозяйственная техника. Но добраться до населённого пункта можно только по грунтовым дорогам с большими лужами.

АЭРОДРОМ ВЕЩЕВО [60°40'28''N 29°10'40''E]

Произвёл на меня неизгладимое впечатление. И не заброшенностью, а разыгравшейся тридцать лет назад трагедией — 8 марта 1988 г. здесь брали штурмом самолёт ТУ-154, захваченный Овечкиными.

Конечно, я слышала отголоски этой истории раньше. Видела «Маму» с Ноной Мордюковой в главной роли. Но после поездки вдумчиво прочитала кучу статей и посмотрела неимоверное количество противоречащих друг другу документальных фильмов и передач.

Ужасно жаль всех: и пострадавших пассажиров, и экипаж с погибшей стюардессой, и неподготовленную к ситуации группу захвата, и возжелавших прекрасной жизни запутавшихся детей, и не образумивших их взрослых...

Захват самолета Овечкиными

Напомню вкратце суть. Многодетная семья: мать и одиннадцать детей. Семеро братьев играли в популярном джазовом ансамбле «Семь Симеонов», в составе которого попали на гастроли в Японию. Страна поразила, и они задумали бежать всей семьёй путём угона самолёта.

Это сейчас мы все знаем, что это тупиковый путь. А тогда (к моему огромному удивлению) были примеры успешных угонов: 15 октября 1970 г. отец и сын Бразинскас, открыв стрельбу и убив 19-летнюю стюардессу, вынудили экипаж совершить посадку в аэропорту турецкого города Синоп. В Турции были арестованы и осуждены, но через два года выпущены по амнистии. В итоге они получили право проживать в США.

8 марта 1988 г. Овечкины пронесли оружие на борт в чехлах для инструментов. Угрожая обрезами, потребовали лететь в Великобританию. Экипаж убедил их в необходимости дозаправки самолёта на территории Финляндии. Роль Котки сыграл военный аэродром Вещево, где для маскировки были сделаны надписи на английском языке. Но захватчики увидели советских солдат, начали взламывать дверь в кабину пилотов, убили бортпроводницу Тамару Жаркую...

Вскоре начался штурм. Если верить публикациям, спецназ не был подготовлен к подобной ситуации: они беспорядочно палили из кабины по салону, попадая в пассажиров. Овечкины открыли ответный огонь. Поняв, что дело проиграно, братья решили взорвать бомбу, но при взрыве погиб только один из них. Тогда они покончили с собой, убив (по её просьбе) мать. В живых остались младшие дети и сопровождавшая их сестра Ольга.

Самолёт загорелся. Пассажиры выпрыгивали на бетонную полосу, ломая ноги и получая удары от группы захвата. Трое из них задохнулись в дыму, пятнадцать были ранены.

Овечкиных судили. Получили сроки только двое взрослых. Младшие сначала попали в школы-интернаты, но вскоре их забрала старшая сестра Людмила, не принимавшая участие в угоне. Дальнейшие судьбы сложились печально: кто-то пропал без вести, кто-то стал инвалидом, кого-то убил пьяный сожитель, кого-то — сокамерник…

Изложила очень кратко, не вдаваясь в детали и не называя имён. Кому интересно — посмотрите посвящённые событию материалы.

История не отпускала меня несколько дней.

Сейчас в Вещево о разыгравшейся трагедии ничто не напоминает… Тишина и забвение.

На викимапии отмечены объекты, которые можно осмотреть:

карта аэродрома вещево

взлётно-посадочная полоса,

Аэродром Вещево. Взлетно-посадочная полоса

рулёжные дорожки,

Аэродром Вещево. Рулежная дорожка

диспетчерская, где во время штурма располагалось командование,

Аэродром Вещево. Диспетчерская

несколько зданий

Аэродром Вещево. Здание

и многочисленные ангары с уже исчезнувшими воротами.

Аэродром Вещево. Ангары

Аэродром Вещево. Ангары

Аэродром Вещево. Ангары

Аэродром Вещево. Ангары

Аэродром Вещево. Ангары

Аэродром Вещево. Ангары

«В 1993 г. было принято решение о расформировании в/ч 61849 «Вещево». Последний боевой взлёт был осуществлен с аэродрома 25 ноября 1993 года. 1 декабря 1993 года 66 авиационный полк был расформирован. За всё время существования полка в авиационных происшествиях не было потеряно ни одного летчика. После ухода военных аэродром сразу же привлек внимание правительства Ленинградской области. Был разработан проект, который предполагал конверсию военного аэродрома в гражданский грузовой аэропорт (ОАО «Аэропорт „Выборг“»). Но проект провалился, и государственное предприятие было решено приватизировать. Большая часть имущества предприятия уже распродана, осталась только взлетно-посадочная полоса с демонтированными плитами и рулежные дорожки. С 31 июля 2002 г. решением Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти предприятие признано банкротом, открыто конкурсное производство. Кроме того, приватизация была проведена с нарушениями действующего законодательства: взлетно-посадочная полоса и некоторое другое имущество были заявлены как земельный участок.

В начале 2015 года у выборгской администрации проявились идеи реконструировать этот бывший аэродром под грузовой аэропорт. Однако пока ничего не изменилось. К тому же в начале 2015 года Арбитражный суд СПб и Ленобласти принял решение признать незаконным отказ администрации Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области в приватизации земли бывшего аэропорта.

Суд обязал администрацию предоставить в собственность ООО «Выборг-Карго» земельный участок площадью 4 242 345 кв. м за плату в размере 15 процентов от его кадастровой стоимости. Территория в настоящее время предоставляется любителям для игры в стрейкбол» [https://geocaching.su/?pn=101&cid=20148].

Аэродром Вещево

ВЕЩЕВО

В сам посёлок мы заскочили буквально на пару минут, чтобы сфотографировать танк ИС-2

Вещево. Танк ИС-2

и бывшую казарму.

Вещево. Казарма

Вообще, казарм там много, ведь после постройки аэродрома населённый пункт фактически превратился в военный городок. А до 1939 г. это было финское село Хейнйоки (Heinjoki — сенокосная река).

«В 1948г. было предложено переименовать село в деревню Низовая 1. В этом же году комиссия по переименованию поменяла название поселения на Царёво в память погибшего в 1944г. близ местечка Heinjoki капитане Царёве. Через месяц комиссия еще раз поменяла название поселка на Вещево в честь комбрига Петра Евгеньевича Вещева, погибшего на подступах к укрепрайону Вайсянен (близ озера Глубокое) в 1939г. <...> Окончательное переименование закрепили Указом Президиума ВС РСФСР от 1 октября 1948г.» [https://geocaching.su/?pn=101&cid=20152].

ПОДГОРНЫЕ ОЗЁРА[60°31'54«N 29°12'55»E]

Завершающим пунктом нашего маршрута стала система из четырёх озёр в районе 109-го км трассы «Скандинавия».

Подгорные озера

«Безлошадным» придётся пройти несколько километров пешком по лесным дорожкам от ж.д. станции «Лейпясуо». Место чрезвычайно живописное и, несмотря на многолюдность, чистое.

Подгорные озера

Рядом находятся укрепления линии Маннергейма. Непосредственно у самих озёр можно увидеть остатки траншей и блиндажей, а также памятные кресты.

Подгорные озера

Приятного отдыха и интересных поездок!

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"