Петербург-Ленинград: путешествие в прошлое

Не секрет, что еще не так давно Петербург назывался Ленинградом, и по его улицам ездили совсем другие автобусы, троллейбусы и автомобили. На одном из таких ретро-автобусов мы и отправились на экскурсию по знакомым улицам Петербурга. Это была необычная поездка, а своего рода взгляд в прошлое. Но обо всем по порядку.

История нашего ретро-автобуса началась в апреле 1945 года, когда было принято постановление об индустриализации Западной Украины. 25 мая 1945 года началось строительство автобусного завода в городе Львове, и в 1956 году на автодороги страны вышел первый автобус ЛАЗ -695. Он стал базовой моделью для того ретро-автобуса, на котором путешествовали мы. А он был выпущен в 1983 году. История Львовского завода завершилась в 2014 году, но многие модели его автобусов, троллейбусов, автомобилей до сих пор возят пассажиров.

Наш маршрут начался около Казанского Собора, и сейчас это популярное место для парковки туристических автобусов.

Но интересно, что Казанская площадь никогда не была крупным автобусным кольцом. Когда-то здесь заканчивалась автобусная линия №100, было троллейбусное кольцо для маршрутов №3, №17. Здесь активно ходили трамваи.До 1950-х годов около пяти маршрутов поворачивало с Невского, а когда трамвайные пути убрали, ходил трамвай №13 с Садовой.

И если транспорт – это подвижная, часто изменяющая часть города, то многие дома сохранили свой исторический вид сквозь столетия. Каждый из них хранит свои истории и рассказывать их можно бесконечно долго.

Мы проехали мимо старинной усадьбы графа Разумовского, которая в свое время была воспитательным домом. После революции здесь разместился педагогический институт им. Герцена.

Оставили позади самое яркое здание на Невском проспекте – Дом компании Зингер, построенное архитектором П.Ю. Сюзором. В 1928 году здесь открылся Центральный книжный магазин Ленинграда «Дом Книги». В 60-е годы он считался самым большим книжным магазином в мире!

С крыши Дома книги открывается великолепный вид на Казанский собор и попасть туда можно с экскурсией.

А мы продолжили свое путешествие по Невскому проспекту. Думаю, что он еще помнит свое советское название – Проспект 25 октября. Что это за дата, спросите вы? Это 7 ноября – День Великой Октябрьской революции. В 1944 году после снятия блокады 20-ти улицам, мостам и набережным вернули исторические названия, в том числе и Невскому проспекту.

А мы продолжили свою экскурсию, оставляя позади «жемчужины» Невского проспекта: Гостиный Двор, Александринский театр, Аничков Дворец, Аничков со знаменитыми скульптурами Клодта.

Небольшая остановка на углу проспектов Нахимсона, который уходит вправо, и Володарского, слева. Догадались, о чем идет речь? Это Владимирский проспект и улица Литейная.

Впереди Знаменская площадь, или современная площадь Восстания. В ее названии увековечено не октябрьское восстание, а февральская революция. В 1937 году с площади убрали памятник императору Александру III, и сейчас он находится на парадном дворе Мраморного дворца. В 1985 году в центре площади открыли обелиск городу-герою Ленинграду.

Для меня, минус автобусной экскурсии в том, что я не успеваю фотографировать все что происходит за окнами. Или фото получаются для рубрики «Фокуса нет». Поэтому вы и видите сейчас не 100500 фотографий, а просто поток слов)

А мы, тем временем, проехали по 2-ой Рождественской улице. В 1918 году десять Рождественских улиц получили новые имена и теперь называются Советскими.

Свернули на бывший Советский проспект. В 1900 году он получил название Суворовский, а исторически это была Слоновая улица. И ее название связано с настоящими слонами, которые жили здесь, в питомнике.

Бывшая Слоновая улица выводит нас к площади перед Смольным институтом благородных девиц, творение архитектора Д. Кваренги. История института и жизни его воспитанниц очень интересна, и я рекомендую посетить его с экскурсией. Например, от «Открытого города» или других туристических компаний.

Рядом со Смольным институтом — прекрасный ансамбль Смольного Собора. На той экскурсии мы просто полюбовались им снаружи, внутри он тоже очень красив, а с колокольни открывается шикарный вид на окрестности. Если не были – рекомендую заглянуть!

А мы прогулялись поперек переулка Кваренги, или бывшего Долгоруковского переулка. Затем прошли через Сад Смольного к штабу Революции.

С 1804 по 1808 гг. пристраивает к ансамблю Смольного монастыря здание для Института благородных девиц. В 1917 году сюда совершенно самовольно въехал Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. И началась у Смольного института совсем другая жизнь. Здесь сформировался военно-революционный центр и в одном из залом Ленин провозгласил советскую власть.

Во время блокады здесь работал Штаб Ленинградского фронта, а до 1991 г. — ОбКом и ГорКом Партии. Сейчас в здании расположилась Мэрия Санкт-Петербурга и работает и.о. губернатора города Беглов А. Д.

1 декабря 1934 года в здании был убит, выстрелом в голову, первый секретарь Ленинградского Обкома и Горкома партии Сергей Миронович Киров.

Мы немного прогулялись по скверу и вернулись в автобус.

Погода в тот день была чудесная:)

Вспомнили время блокады в Ленинграде, когда автобусы по городу не ходили. Бензина хватало только для военной техники. Автобусное движение было организовано только по Дороге жизни, — ленинградцев эвакуировали из города. Зимний лед был очень непрочным и многие автобусы так и остались лежать на дне Ладожского озера.

Первые автобусы начали ходить по городу в августе 1945 года, и маршрут начинался на площади Растрелли.

Затем автобус привез нас на набережную Невы.

Впереди Троицкий мост, на мой взгляд, самый красивый в Петербурге. Город был основан в дни Святой Троицы, а мост открывали в год его 200-летия, в 1903 году. Так мост получил название – Троицкий.

С Троицкого моста открывается отличный вид на акваторию Невы, Петропавловскую крепость, стрелку Васильевского острова и другие красоты города.

В советское время этот мост переименовали в мост Равенства, затем в Кировский, а сейчас он снова носит свое историческое название.

Через Троицкий мост мы приехали в старейший район города – Петроградскую сторону. Одно из моих самых любимых мест в Петербурге :)

Крейсер Аврора.

Проехали мимо типичного элитного дома 1960-х годов.

Дом украшает мемориальная доска с упоминанием знаменитого артиста театра и кино Евгения Алексеевича Лебедева. Вообще, этот дом называют «дворянским гнездом», и в свое время здесь жили представители творческой элиты Петербурга.

Современный сосед.

Затем мы проехали мимо Ленинградского зоопарка, узнали, почему в нем нет слонов и поехали дальше. Через Стрелку Васильевского острова доехали до Дворцового моста. С него открывается красивый вид на Зимний Дворец, правда машины и дорожные знаки хочется убрать.

Ретро фотография 1960-х годов. Сейчас автобусы не могут здесь парковаться.

Вдоль набережной мы доехали до Сенатской площади. В центре красуется самый знаменитый памятник России – памятник Петру I, работы Фальконе. Название «Медный всадник» он получил с легкой руки Пушкина, — все мы знаем поэму «Медный всадник».

Проехали мимо Исаакиевского собора.

Здесь зарождалась транспортная история Петербурга. В 1907 году прошел первый трамвай, и сохранилась памятная надпись об этом событии. В этом же году появилось 3 автобусных маршрута, каждый из которых завершался на вокзале: Николаевском (Московском), Витебском и Варшавском (Балтийском).

Адмиралтейство.

Выехали на Невский, и кольцо нашей экскурсии почти замкнулось.

Самое новое здание проспекта датируется 1939 годом – это здание школы. На его фасаде сохранилась надпись, которая была очень важна во время блокады – «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».

А мы, тем временем, доехали до Казанского собора, где и завершилась наша экскурсия. Я была рада увидеть любимый город в таком ретро-формате, получилось очень интересно. Благодарю компанию Серебряное кольцо за оригинальный маршрут и нашего гида, Льва Барона, за познавательную экскурсию.

Хотите сами прокатиться на ретро-автобусе? Эта экскурсия есть на сайте — записывайтесь, не откладывая! И вы еще успеете прокатиться по солнечному Петербургу :)

Карта:
Баннер:
00:28
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"