По залам Эрмитажа: зал 107, зал Юпитера

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

Первый зал, который нас встречает в анфиладе залов, посвященных античному миру, именуется Залом Юпитера. В древнеримской мифологии — Юпитер – бог неба, все его эмоции отражаются на нем, он радуется – радуемся и мы чистому небу, и яркому солнышку, он плачет – рыдаем и мы с дождем или снегом, он гневается – прячемся в укрытие и мы подальше от грозовых раскатов и разрывающих небосклон молний. Юпитер – верховное божество римлян и отец всех богов, и самое грозное оружие Рима.

Поэтому выбор именно этого божества и отведение ему отдельного зала не случайно. Автором проекта зала Юпитер был архитектор — Лео фон Кленце. Изначально, по его проекту зал — это Галерея новой скульптуры.
зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

Цвет настроения — бело-голубой, и цвет потолка носит небесный оттенок, разбавленный белой лепниной. В центре каждого свода в медальонах изображены скульпторы. Причем удивительно, что использованы разные формы, у Рауха, например, в форме креста, не нашла информацию в чем отличие, выдвину предположение, что связано скорее с религией скульпторов или сама простая и очевидная версия — чередование: крест-прямоугольник-крест-прямоугольник-крест.

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

Кристиан Даниэль Раух (Christian Rauch), немецкий скульптор, 1777-1857, основатель Берлинской скульптурной школы.

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

В 1843 году Николай I подарил королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV две бронзовые группы П. К. Клодта, созданные для Аничкова моста. Ответный подарок готовил как раз Раух, две копии статуй Победы, установленные в Шарлоттенбурге в 1839 году и в Берлине в 1843 году. © из статьи с сайта peoplelife

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

Бертель Альберт Торвальдсен (Albert Thorvaldsen), датский скульптор, 1770-1844, долгое время работал в Италии, с 1838 — глава Академии Художеств Дании, выполнял многие работы для разных стран.

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

Микеланджело (Michael Angelo Buonarotti), итальянский скульптор 1475-1564,

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

одним словом гений в создании скульптур, картин и сонетов, как говорится: талантливый человек — талантлив во всем.

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

Антонио Канова (Antonio Canova), итальянский скульптор, 1757-1822,

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

самые крупные работы находятся в Эрмитаже и Лувре, с 1810 директор Академии Св. Луки в Риме, классический скульптор. И к его работам мы вернемся в стенах Эрмитажа не раз.

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

Приятно, что есть и соотечественник в ряду великих мастеров: Иван Мартос (Iwan Martos), русский скульптор, 1754-1835, порядка 5 лет провел в Риме,

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

копируя античные скульптуры, самая известная работа памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве (1804-1818).

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

На сводах лепнина. Основными элементами которой служат несколько объектов: молодой мужчина с крыльями ( моя версия усредненный тип бога), идущий гепард, с крыльями и без задних лапок (сколько смотрела разделы в геральдике так и не нашла его значение)

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

и Российский орел времен Николая I.

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

Зал дошел до наших дней в своем первоначальном виде. Стены облицованы зеленым искусственным мрамором. Облицовку стен исполнил мастер Коев и скульптор Агостино Трискорни.

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

Трискорни вошел в историю способом изготовления искусственного мрамора. Соединение было на основе цемента, краски и мраморной крошки. Весьма скромные знания о нем, почерпнуть можно из ВИКИ: Агостино обосновался в Петербурге раньше старшего брата. С екатерининских времён работал над скульптурным убранством Михайловского и Гатчинского замков, а также здания Императорской публичной библиотеки и Зимнего дворца.

А на полу — настоящий мрамор из Италии, рисунок и руководство работами осуществлял также Агостино Трискорни.

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia
В отделке зала использованы элементы античной архитектуры. Зал — базилика (прямоугольное, вытянутое помещение по форме, разделенное рядами колонн или столбов), которая наполнена статуями и бюстами.
Идея, которую воплотил Лео, заключалась в могуществе Рима. Поддерживают данную идею правители и боги античного периода. Зал Юпитера входит в состав Нового Эрмитажа.

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

Возвращаясь к идеи — Галерея новой скульптуры, задумывался как музей для размещения коллекций. Спроектирован зал был во второй половине 19 века, и коллекция отражала взгляды на античные собрания того времени.

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

Самый яркий и внушительный экземпляр — статуя Юпитера. Прибыла она в 1861 году из Италии. Установили ее до завершения строительства здания и она ни разу не покидала стен Эрмитажа. Высота Юпитера — 3,5 метра, вес — 16 тонн. Найдена была во время археологических раскопок на вилле императора Домициана (озеро Альбано). Приобрел ее маркиз Джан-Пьетро Кампана (1807-1880) итальянский коллекционер, которого осудили за растрату имущества и его коллекция пошла с молотка, часть поступила в Эрмитаж, часть в Лувр. По дате создания скульптуру Юпитера относят к мастерам эпохи Флавиев, сообщает об этом нам информационный бюллетень Эрмитажа.

Считается, что она повторяет статую Зевса из храма Зевса в Олимпии. А статуя Зевса была в числе семи чудес света (Пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды в Вавилоне, Статуя Зевса в Олимпии, Храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский, Александрийский маяк).

И немного о предметах, составляющих экспозицию зала.

1) Декоративные вазы, одна из них: Жертвоприношение Ифигении

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

ИФИГЕНИЯ (лат. Iphigenia), в греческой мифологии дочь Агамемнона и Клитемнестры, сестра Хрисофемиды, Электры и Ореста. Так как ее отец убил священную лань Артемиды, богиня не позволяла греческому флоту отплыть из Авлиды в Трою. Прорицатель Калхас объявил, что Ифигения должна быть принесена в жертву во искупление проступка отца. Ифигения была привезена в Авлиду под предлогом ее брака с Ахиллом. Во время жертвоприношения Артемида заменила ее ланью и перенесла Ифигению в Тавриду, где та стала жрицей богини. В Тавриде Ифигения должна была, по обычаю варваров, приносить в жертву Артемиде всех чужестранцев. Брат Ифигении Орест и его друг Пилад, собиравшиеся похитить статую Артемиды, должны были погибнуть таким же образом, но Ифигения бежала вместе с ними в Грецию. Этот миф (особенно жертвоприношение Ифигении) — излюбленный сюжет живописи (помпейские фрески, картины Тьеполо, Бёклина, Фейербаха). Судьба Ифигении в Авлиде и Тавриде становилась сюжетом опер (Скарлатти и Глюк).

Принесение Ифигении в жертву. (С помпейской фрески. Неаполь, Национальный музей). © Мифы народов мира

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

2) В нишах стоят саркофаги- один из них «История Ипполита». На передней стенке — Ипполит и служанка Федры.

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

На правой боковой стенке — Федра, мачеха Ипполита, вручает служанке письмо к пасынку с признанием в любви.

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

На задней стенке — охота на кабанка,

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

слева на боковой — гибель Ипполита

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

Саркофаг — от греч.sarkophágos, буквально — пожиратель мяса, плотоядный; первоначально – название породы известняка, который добывался близ Accoca, в Троаде, и имел свойство в течение сорока дней уничтожать тело с костями, кроме зубов. Этот материал употреблялся для изготовления гробов в тех случаях, когда трупы покойников не сжигались, а хоронились.

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

Мать Ахилла, богиня Фетида, зная, что сыну суждена гибель в войне с троянцами, и желая спасти его, тайно поселила юношу на острове Скирос, где они жил среди дочерей царя Ликомеда, переодетый в женское платье. Однако хитрый Одиссей сумел раскрыть боевой сигнал тревоги, царевны разбежались. Ахилл схватил оружие и этим выдал себя.

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

И украшали саркофаги историей из жизни того лица, которое в нем похоронено. Чем богаче был «владелец» саркофага, тем более изысканней была отделка, включающая скульптуры и описание (буквы по низу по всему основанию саркофага).

В одном из источников прочитала, что порой на саркофаге изображали не только «хозяина», но и тех лиц, которых хоронили с ним, но немного сложно понять другое, скульптуры изготовить нужно какое-то время, где в это время находился труп? Судя по всему вырезали скульптуры из глыбы камня.

3) Скульптуры и бюсты. По ним можно смело изучать историю императоров:

Адриан (император 117-138)

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

Статуя Антонина Пия (император 138-161)

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

Портрет Люция Вера (император 161-169)

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

Статуя Марка Аврелия (император 161-180),

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

Эта статуя интересна тем, что ее собрали, голову приставили к телу при реставрации в 18 веке.

Портрет Септимия Севера (император 193-211)

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, RussiaПортрет Каракаллы в юности (император 211-217)

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, RussiaПортрет Севера Александра (император 222-235)

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, RussiaПортрет Бальбина (император 238)

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, RussiaПортрет Филиппа Араба (император 244-249)

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, RussiaПортрет Галлиена (император 253-268)

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

Портрет Домиции Лонгины (53-126), жены императора Домициана

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

Домициан забрал ее от ее первого мужа. Домиция была женщиной очень красивой, но крайне распутной: Домициан даже развелся с ней после ее слишком открытого романа с актером Парисом, но потом простил ее и взял обратно к себе (не выдержав разлуки), прикрывшись якобы народным требованием. Домиция была одной из тех, кто знал о заговоре против императора, однако ничего ему не сообщила, и ее муж был убит. Она надолго пережила своего мужа.

1. Портрет юной и игривой молодой Домиции.
2. Портрет Домиции в преклонном возрасте — по виду ожесточенная женщина.

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

Обращают на себя и скульптуры типичных женщин, для всех них характерна такая черта, как волосы, собранные в бабетту.

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

И куда без муз?

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

Что отличает любую музу от обычной женщины? Это наличие атрибута, характеризующего ее, в данном случае — маска. И для сравнения фигура не музы, а простой женщины.

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, RussiaА данная Кариатида сразу вызвала у меня ассоциацию со статуей свободы.

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

Во время Великой Отечественной войны зал использовался как хранилище.

зал Юпитера, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, Jupiter hall, Hermitage, St. Petersburg, Russia

Детальный альбом по залу

Иные залы Эрмитажа:

зал 193. Фельдмаршальский зал

зал 194. Петровский или Малый Тронный зал — зал памяти Петра I

зал 195, Гербовый зал

зал 196, Пикетный (Новый) зал


Карта:
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"